Статья "Значение фольклора в развитии ребенка"
статья (старшая группа)

Елена Алексеевна Моисеева

Важность фольклора в воспитании и музыкальном развитии ребенка дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель : Моисеева Е.А.

В настоящее время необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Прерваны нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни.  Мы взрослые должны понимать, что ребенку с самого раннего детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес, увлечь детей яркими образами фольклора. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, воспитывать патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор — это слияние поэтического народного слова и движения; это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

Знакомство с традициями и обрядами русского народа

Восприятие народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство и разучивание  музыкальных игр и хороводов.

Знакомство с народными музыкальными инструментами. В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе я использую русские народные песни, игры, танцы. Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Музыкальный фольклор - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

 Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями. Уже который год в нашем детском саду появилась традиция, осенний праздник в    подготовительных группах проводить в виде ярмарки. Дети проживают проект «Русская ярмарка» совместно с воспитателем и музыкальным руководителем; знакомятся с народными традициями, ремеслами , жизнью и бытом русского народа их песнями, танцами, музыкальными инструментами    

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс, .где каждый ребенок может проявить себя в любой роли. Это практический этап освоения народной культуры.



Предварительный просмотр:

Музыкальная деятельность в воспитании патриотизма.

(из опыта работы )

музыкальный руководитель; Е .А .Моисеева

Проблема воспитания гражданина-патриота ,встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому основой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Патриотическое воспитание дошкольников - это та сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать, направлять и развивать его нравственный и духовный мир.

Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому

и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества. В доступной форме рассказываем детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Также используем музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями

. В нашем детском саду стало доброй традицией 1 сентября утром всех детей и родителей встречают веселая детская музыка, сказочные персонажи, которые с улыбкой дарят внимание, конфетки каждому ребенку. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

В последнее время в нашем саду проводим летние праздники; «День России», «День Российского флага», дети с удовольствием читают стихи поют о Родине, узнают много о символах нашей страны, о народных символах («березка», «матрешка», «балалайка» и т.д.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у мальчишек «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Продолжая тему защитников в нашем саду стало проводить конкурс строя и песни, где дети подготовительных групп, исполняют песню строем, что тоже формирует уважение к защитникам нашей Родины.

В процессе подготовки празднования Дня Победы дошкольники слушают и исполняют такие песни, как «Катюша», «Три танкиста», «Смуглянка», «В землянке» и другие. На материале этих песен воспитывается уважение к ветеранам, желание наследовать лучшим качествам солдат, которые защищали родную землю.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Именно поэтому необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

В заключение хочется сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...

Родительское собрание «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Родительское собрание по форме: Форма: «Посиделки в «Русской избе»...

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Конспект досуга с родителями в старшей группе...

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии ребенка

Роль фольклора в развитии ребенка «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и больш...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».  «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А меж...