Семинар-практикум «Роль малых форм фольклора в развитии ребенка».
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Конспект мероприятия для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-_sem-prakt_s_roditelyami.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей
Тема: «Роль малых форм фольклора в развитии ребенка».

Форма: «Посиделки в «Веселой горнице».

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.

Материалы и оборудование: Каравай, рушник, головные уборы народов Поволжья, иллюстрации, ноутбук, куклы, лепестки для цветка, заготовки для орнамента, буклеты, книга мордовских сказок.

План собрания.

1. Приветствие родителей с элементами форм фольклора.

2. Беседа с родителями о фольклоре.

3 . Рассматривание иллюстраций жилища, празднование народных праздников Поволжья, выставки элементов национальных костюмов.

4. Просматривание видео - записи русского хоровода.

5. Разучивание чувашской считалки и чувашская подвижная игра «Змейка».

6. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала».

7. Продуктивная деятельность: «Украшение тарелки татарским орнаментом».

8.Итог.

9.Раздача буклетов.

10. Составление  цветка дружбы четырех национальностей Поволжья.

Ход собрания.

Воспитатель:

-Здравствуйте.

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником. (Родители проходят в музыкальный зал.)

Воспитатель:

-Проходите, будьте как дома!

-Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

-У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

-Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

-Удобно ли вам. Гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).

Все мы живем в огромной стране Россия, она многонациональна, я вас поприветствовала на русском языке. А какие национальности проживают в среднем Поволжье? (Ответы родителей). И среди Вас есть люди данных  национальностей, и мне бы хотелось поприветствовать Вас на вашем родном языке.

-Исэнесесь - татарский язык

-Шумбрат - мордовский

- Салам – чувашский

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком, да поговорим ладком и предлагаю вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие народного  фольклора на развитие ребенка».

И так, что же мы вкладываем в это понятие «народный фольклор»? Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение). Какие жанры устного народного творчества Вы знаете?

(родителям называют жанры , а педагог  собирает из лепестков цветок, на которых написаны жанры народного творчества).

Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки.

- Используете ли  Вы народный фольклор  с детьми дома?

- Если да, то, какие жанры? Когда и как? (Ответы родителей)

На протяжении этого года вы дома с детьми стали больше внимания уделять работе по применению фольклора, так как мы здесь на протяжении дня используем устное народное творчество. А вы дома стали выполнять задания на закрепление форм устного народного творчества: составлять рассказы по пословицам и поговоркам, рисовать рисунки к сказкам и загадкам, оформлять книжки малышки и многое другое. И наша совместная деятельность уже стала приносить свои плоды.

Вы, наверное, догадались, что не спроста, я сегодня поздоровалась с вами на четырех языках, потому что фольклор используется у разных народов в быту. Так как в следующем году мы будем уделять внимание именно фольклору народов Поволжья, мне хочется, что бы Вы также нам активно помогали.

(Играет тихая, спокойная музыка).

Предлагаю пройти к стендам, и хочу обратить ваше внимание на иллюстрации, которые здесь помещены. На них вы видите людей в национальных костюмах, избы в которых они жили, хороводы, которые водили. Обратите ваше внимание на то, что у каждого народа в одежде присутствует свой орнамент, определенные цвета, присущие данной национальности. У каждого народа избы убраны по - разному, но у всех есть полотенца, кухонная утварь, женщины заняты делом, вяжут, шьют, вышивают. Также  каждый народ отмечает свои национальные праздники в разные времена года.

Я вам предлагаю приобщиться к быту четырех народов Поволжья.

(накидываю на плечи платок, а еще один головной убор это какошник).

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Хочу обратить ваше внимание на экран, давайте посмотрим русский хоровод.

Смена головного убора.

Как у нашего соседа

А сосед у нас чувашин

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Чайки в балалайки.

Играют, играют

Всех потешают.

До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки. А как начинается игра? Сначала выбирают водящего игры, т.е. считаются. Давайте выучим считалку.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там

Где проскочит он-

Выходи, Юскаби, вон.

А будем мы играть сегодня, в народную чувашскую игру «Змея». Правила игры: Все участники встают друг за другом, держаться за плечи. Первый игрок это голова, последний – хвост. Участники игры бегают с увертыванием чтобы голова не поймала хвост.

(замена головного убора)

Припасли мы для вас  на всякий вкус, кому – хоровод, кому – игру, кому – сказку. Герои во всех сказках одни и теже, но сюжеты зависят от традиций народа. Предлагаю Вам послушать мордовскую сказку

Как собака друга искала

Мордовская сказка

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

И также по соседству с нами живет татарский народ. Как вы уже смогли убедиться, что в костюме у татар присутствует растительный орнамент, и элементы такого орнамента можно увидеть и в украшении дома, посуды. Предлагаю вам украсить тарелки в национальном стиле. Все,  для этого готово, можно начинать. ( родители украшают тарелки )

Сегодня мы с Вами приобщились к фольклору народов Поволжья.

Вопросы:

Какие народы проживают в Поволжье?

Можно ли встретить, у народов Поволжья, использование фольклора?

Какие формы фольклора, вам понравились больше всего?

Будете ли вы в дальнейшем использовать фольклор?

И в память, о  встречи, я приготовила для вас, буклеты с пословицами  поговорками, считалками и играми, национальными рецептами и т.д.

И в завершении наших посиделок, как говорится « Один в поле не воин». Давайте соберем Цветок дружбы народов нашей группы

Каждый из Вас возьмет лепесток определенного  цвета, подсказка на столе .

Давайте посмотрим. У нас получился цветок, где присутствуют лепестки всех четырех цветов-национальностей Среднего  Поволжья.

И нашу встречу я хотела бы закончить пословицами о дружбе, которые можно услышать у разных  народов Поволжья.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русская)

-Дружба рублем не мерится (мордовская)

- Друг верен, во всем измерен (татарская)

-Друг денег дороже (чувашская)

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 63 «Весняночка»

Семинар – практикум для родителей
Тема: «Роль малых форм фольклора в развитии ребенка».

Подготовил:

Воспитатель высшей категории

О.Н.Исламкина

Г.о.Тольятти-2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»...

«Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Произведения малых форм детского фольклора...

Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....

Методическая разработка конспекта «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка» для детей младшего дошкольного возраста

Введение     «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью котор...

31.05.2020 Консультация для родителей «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

laquo;Роль  малых форм фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный о...

Консультация для родителей «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности.Детский фольклор – это пр...

статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....