Методическая разработка конспекта «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка» для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Гущина Любовь Александровна

Введение

     «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью» Л.Н.Толстой.

      Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей.

Фольклор обладает определенными ритмами и повторениями, несет в  себе конкретные образы, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития

Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют развитию у детей памяти, речи, понимания ритма, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к деятельности.

С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

      В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.

Поэтому можно сказать, что:

Русское народное творчество-фольклор способствует:

·         развитию образности речи;

·         формированию словаря;

·         развитию речевой среды;

·         развитию умения вслушиваться в речь, улавливая ее ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;

·         развитию фонематического слуха;

·         формированию творческих способностей;

·         нравственному развитию.

·          

Цель, задачи, методы, приемы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста.

 

     Цель: прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы.

     Задачи:

- знакомить детей с устным народным творчеством.

-учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения

-принимать участие в драматизации сказок.

-воспитывать положительное отношение к режимным моментам

(умыванию, приему пищи и т.д.) используя фольклор.

   

     Направления в работе:

-использование фольклора на занятиях по развитию речи

-использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

 

     Методы и приемы:

1.Игровые методы и приемы:

·         Внесение игрушек;

·         Создание игровых ситуаций;

·         Обыгрывание игрушек, предметов;

·         Сюрпризность, эмоциональность;

·         Внезапность появление, исчезновение игрушки;

·         Изменение местонахождения игрушки;

·         Показ предметов в разных действиях;

2. Словесные методы и приемы:

·         Показ с называние игрушек, предметов;

·         Просьба произнести слово за взрослым;

·         Подсказывание нужного слова;

·         Объяснение назначения предмета;

·         Многократное повторение;

·         Договаривание слова в конце фразы;

·         Повторение за воспитателем;

·         Пояснение;

·         Напоминание;

·         Использование художественного слова (потешки, песенки и т.д.);

 

 

 

3.Практические методы:

·         Совместные действия воспитателя с ребенком;

·         Выполнение поручений;

4. Наглядные методы и приемы:

·         Показ предметов и игрушек;

·         Наблюдение за явлениями природы и трудом взрослых;

·         Рассматривание живых объектов;

·         Показ образца;

·         Использование кукольного театра, настольного, фланелеграфа;

·         Непосредственное восприятие предмета, игрушки;

·         Показ с называнием;

·         Включение предмета в деятельность детей;

Методы и приемы приносят результативность в тех случаях, если применять их системно, учитывая психическое развитие ребенка, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребенка.

 

Условия, способствующие развитию речи детей

·         Общее психофизическое состояние ребенка;

·         Педагогическая грамотность взрослого;

·         Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи;

·         Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения.

·         Обеспечение ребенка дидактическим материалом;

·         Опора взрослого на предпочтительный интерес ребенка при действиях с предметами

 

Формы совместной деятельности с использованием фольклора.

·         Наблюдение;

·         Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

·         Слушание художественной литературы с использованием ярких, красочных картинок;

·         Сценарий развивающего общения;

·         Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

·         Дидактические игры и упражнения

·         Бытовые и игровые ситуации

·         Элементарное экспериментирование;

      Для реализации поставленных задач разработано перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомление с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.

     При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

·         Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю условия речевого взаимодействия ребенка с взрослым;

·         Принцип познавательной активности. Достигаю эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей;

·         Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия);

·         Принцип поэтапности. Меняю части занятий;

·         Принцип тщательности. Подбор материала, обусловленный возрастным возможностям детей.

·         Принцип вариативности. Работа с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;

·         Включение детей в повседневную деятельность.

К специально организованной деятельности относятся занятия. Важно эмоционально настраивать детей перед деятельностью, проявлять интерес к их действиям, поощрять малышей за инициативность, старание, аккуратность, радоваться результатам, которых они достигли.

           На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием, как объяснение, сопровождение определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения. Разговор. Интонации, обращения и ответа. При последующих повторениях, текст потешки, старались передать по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новых детей. Например, показывая на фланелеграфе потешку, предлагала детям самостоятельно подвигать фигурки, передовая движения персонажей. Знания, полученные на занятии, закрепляли в продуктивной деятельности.  Можно привлекать детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток.

      Неоднократное использование народного творчества в играх. Значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально-выразительной.

      С целью закрепления навыков использовала дидактические игры. В игре по предложенной картинке надо было вспомнить произведение народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовались словесные игры по мотивам народного творчества. Читая потешку, предлагалось отобразить ее содержание в действиях. В результате рассказывание превратилось в увлекательную игру.

     В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяется и углубляется навыки ориентировки в окружающем

 

 Результаты работы:

·         У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, считалочками;

·         Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действий;

Пополнился словарный запас;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№ 438 Приморского района Санкт- Петербурга

ДО «Юнтолово»

Методическая разработка конспекта

 «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка»

                           для детей младшего дошкольного возраста  

                     

   составлено воспитателем

Гущиной Л.А.

                           

Введение

     «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью» Л.Н.Толстой.

      Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями, такими как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, пробуждает познавательную активности, самостоятельность, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики, поэтому важно использовать его в воспитании детей.

Фольклор обладает определенными ритмами и повторениями, несет в  себе конкретные образы, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста. Народное творчество воздействует на чувства ребенка своею выразительностью и естественностью. В силу этого оно доступно детям разного возраста и уровня развития

Потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки способствуют развитию у детей памяти, речи, понимания ритма, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к деятельности.

С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

      В работе с детьми используются разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.

Поэтому можно сказать, что:

Русское народное творчество-фольклор способствует:

  • развитию образности речи;
  • формированию словаря;
  • развитию речевой среды;
  • развитию умения вслушиваться в речь, улавливая ее ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
  • развитию фонематического слуха;
  • формированию творческих способностей;
  • нравственному развитию.

Цель, задачи, методы, приемы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста.

     Цель: прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы.

     Задачи:

- знакомить детей с устным народным творчеством.

-учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения

-принимать участие в драматизации сказок.

-воспитывать положительное отношение к режимным моментам

(умыванию, приему пищи и т.д.) используя фольклор.

   

     Направления в работе:

-использование фольклора на занятиях по развитию речи

-использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

 

     Методы и приемы:

1.Игровые методы и приемы:

  • Внесение игрушек;
  • Создание игровых ситуаций;
  • Обыгрывание игрушек, предметов;
  • Сюрпризность, эмоциональность;
  • Внезапность появление, исчезновение игрушки;
  • Изменение местонахождения игрушки;
  • Показ предметов в разных действиях;

2. Словесные методы и приемы:

  • Показ с называние игрушек, предметов;
  • Просьба произнести слово за взрослым;
  • Подсказывание нужного слова;
  • Объяснение назначения предмета;
  • Многократное повторение;
  • Договаривание слова в конце фразы;
  • Повторение за воспитателем;
  • Пояснение;
  • Напоминание;
  • Использование художественного слова (потешки, песенки и т.д.);

3.Практические методы:

  • Совместные действия воспитателя с ребенком;
  • Выполнение поручений;

4. Наглядные методы и приемы:

  • Показ предметов и игрушек;
  • Наблюдение за явлениями природы и трудом взрослых;
  • Рассматривание живых объектов;
  • Показ образца;
  • Использование кукольного театра, настольного, фланелеграфа;
  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки;
  • Показ с называнием;
  • Включение предмета в деятельность детей;

Методы и приемы приносят результативность в тех случаях, если применять их системно, учитывая психическое развитие ребенка, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребенка.

Условия, способствующие развитию речи детей

  • Общее психофизическое состояние ребенка;
  • Педагогическая грамотность взрослого;
  • Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи;
  • Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения.
  • Обеспечение ребенка дидактическим материалом;
  • Опора взрослого на предпочтительный интерес ребенка при действиях с предметами

Формы совместной деятельности с использованием фольклора.

  • Наблюдение;
  • Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • Слушание художественной литературы с использованием ярких, красочных картинок;
  • Сценарий развивающего общения;
  • Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • Дидактические игры и упражнения
  • Бытовые и игровые ситуации
  • Элементарное экспериментирование;

      Для реализации поставленных задач разработано перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомление с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.

     При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

  • Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю условия речевого взаимодействия ребенка с взрослым;
  • Принцип познавательной активности. Достигаю эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей;
  • Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия);
  • Принцип поэтапности. Меняю части занятий;
  • Принцип тщательности. Подбор материала, обусловленный возрастным возможностям детей.
  • Принцип вариативности. Работа с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;
  • Включение детей в повседневную деятельность.

К специально организованной деятельности относятся занятия. Важно эмоционально настраивать детей перед деятельностью, проявлять интерес к их действиям, поощрять малышей за инициативность, старание, аккуратность, радоваться результатам, которых они достигли.

           На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием, как объяснение, сопровождение определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения. Разговор. Интонации, обращения и ответа. При последующих повторениях, текст потешки, старались передать по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новых детей. Например, показывая на фланелеграфе потешку, предлагала детям самостоятельно подвигать фигурки, передовая движения персонажей. Знания, полученные на занятии, закрепляли в продуктивной деятельности.  Можно привлекать детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток.

      Неоднократное использование народного творчества в играх. Значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально-выразительной.

      С целью закрепления навыков использовала дидактические игры. В игре по предложенной картинке надо было вспомнить произведение народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовались словесные игры по мотивам народного творчества. Читая потешку, предлагалось отобразить ее содержание в действиях. В результате рассказывание превратилось в увлекательную игру.

     В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширяется и углубляется навыки ориентировки в окружающем

 Результаты работы:

  • У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, считалочками;
  • Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действий;
  • Пополнился словарный запас;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

Развитие сюжетно-ролевой игры требует дополнительной интеграции всего содержания программы, организации определенной игровой среды, которая может быть создана с помощью объединения работы по коррекции...

Научная статья "Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и общения детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность предлагаемой технологии обучения родному языку, развитию речи и речевого общения определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка- дошкольника....

Конспект встречи с родителями детей младшего возраста : «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

Форма: «Фольклорные посиделки».Педагоги и родители ответили на важный вопрос: Как же влияет на развитие речи детей применение малых форм фольклора в повседневной жизни?...

«Театр как средство развития речи и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов "Театр как средство развития речи и воспитания детей младшего дошкольного возраста" расширяет знания о влиянии театрализованной деятельности на развитие всех психи...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»...