Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пескова Татьяна Сергеевна
Развитие сюжетно-ролевой игры требует дополнительной интеграции всего содержания программы, организации определенной игровой среды, которая может быть создана с помощью объединения работы по коррекции сюжетно-ролевой игры с подвижными играми, театрализованными играми, музыкальными занятиями, пластикой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_organizatsii_syuzhetno.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию процесса социализации детей младшего дошкольного возраста

Для формирования сюжетно-ролевой игры можно использовать ряд рекомендаций для педагогов, составленных И.А. Ткачевой, Л.Б. Баряевой, Е.С.Слепович, Г.И. Репринцевой, О.В. Елькиной,  а также конкретные методические разработки.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми может включать следующие направления:

  1. Совершенствование представлений детей об окружающем предметном и социальном мире с целью обогащения, развития событийной стороны игры (Е.С. Слепович, И.А. Ткачева). С этой целью можно рекомендовать активизировать потенциал приводящихся в соответствии с планом экскурсий, а также оптимизировать наблюдения, беседы, занятия в плане расширения знаний об окружающем пространстве.
  2. Формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушкам, взрослому по методике Е.С. Слепович. Также сюда можно включить способы формирования положительного отношения, предложенные И.А. Ткачевой (проблемно-поисковые ситуации,  прослушивание художественных произведений);
  3. Формирование собственных игровых  умений (умения составить план-замысел игры, придумать сюжет игры, совершать разнообразные игровые действия, использовать в игре предметы-заместители,  согласовывать действия с партнерами, распределять роли,  развертывать в игре ролевую речь, выполнять игровые  правила, изменять ролевое поведение в ходе игры, разрешать проблемную ситуацию).

На начальном этапе основное  внимание следует уделять развитию содержательной стороны игры (по методике Е.С. Слепович). Общее направление в развитии содержания сюжетно-ролевых игр — постепенный переход от воспроизведения действий изображаемых в игре персонажей к моделированию отношений между ними, моделированию социальных ситуаций. В дальнейшем система моделируемых отношений усложняется за счет увеличения количества персонажей и разнообразия иерархии отношений. Параллельно с этой работой разыгрываются действия, моделирующие отношения в паре или группе, при  которых развиваются ролевые программы каждого участника.

  1. Усвоение способов межличностного взаимодействия  участников, освоение коммуникативных навыков.

Предлагаемая  Программа игр разработана с целью активизации работы по данному направлению.

В первую очередь стоит заметить, что для повышения эффективности общения важно снижение общей тревожности, агрессивности, напряженности в контакте, преодоление страхов, «обидчивости» (склонности часто испытывать чувство обиды). Это особенно касается заторможенных, застенчивых детей.

Базой для эффективного гармоничного общения можно назвать развитие саморегуляции эмоционального и психофизического состояния его участников. При работе с гиперактивными детьми  можно использовать ряд специальных упражнений, направленных на развитие способности концентрировать внимание, преодоление агрессивности, а при работе с заторможенными детьми – упражнения на снятие тревожности, напряженности.

Для развития коммуникативных навыков можно рекомендовать обратить внимание на программу А.В. Ухановой .

По мнению А.В. Ухановой, специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления.

Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений. 

Для решения этих задач А.В. Уханова разработала программу, в которой используются разнообразные игро- и арт-терапевтические техники.

На основе рекомендаций М.А. Васильевой , А.В. Ухановой, М.Э. Вайнер,  К. Фопель , Е. Лютовой и Г. Мониной  нами была разработана программа игр, направленных на  развитие социальных навыков.

Цели программы:

  1. создание атмосферы доверия, взаимопомощи в группе;
  2. развитие  интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию  социальных чувств;
  3. развитие коммуникативной компетентности детей.

Задачи программы:

  1. снятие мышечного напряжения;
  2. развитие умения устанавливать контакт с собеседником;
  3. развитие умения действовать совместно, координировать свои действия с действиями товарищей;
  4. развития умения проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, поддержки во время игры,  развитие эмпатии;
  5. развитие умения сопровождать игровые действия речью;
  6.  развитие умения общаться без слов;
  7. повышение самооценки.

На каждом занятии необходимо использовать разнообразные виды деятельности с учетом интересов детей, по возможности чередуя подвижные, активизирующие и спокойные, расслабляющие игры и задания.

Первое упражнение в каждом занятии направлено на снятие мышечного напряжения, последнее – на релаксацию.

В программу включены и простые ролевые игры, и более сложные игры с правилами, которые, однако, вполне под силу освоить детям среднего дошкольного возраста. Также в программу включены командные игры для развития командного духа, повышения сплоченности.

Показатели результативности: рост интереса к другим детям, желания общаться, взаимодействовать; совершенствование конкретных навыков общения; рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками (при начальном уровне ниже среднего), снижение негативных эмоциональных реакций — тревоги, обиды, агрессивности в контактах, а также адаптированность ребенка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с другими детьми, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе, способность сотрудничать и соперничать — соревноваться.

Используемая литература:

  • Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников  с ЗПР. – М.: Педагогика,  1990.
  • Уханова А.В. Программы развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников //Вестник практической психологии образования,  2008, №2.
  • Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003, №1.
  • http://www.moi-detsad.ru/konsultac243.html
  • Программа воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

ПРОГРАММА ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения,  формирование интереса друг к другу, развитие умения устанавливать контакт с собеседником, развитие умения доверять друг другу.

1.  «Дождь»

Цель:  снятие мышечного напряжения, формирование интереса друг к другу.

Дети садятся в круг на стулья. Ведущий говорит: «Пошел дождь». Он обходит детей по внешнему кругу и последовательно прикасается рукой к голове каждого ребенка. По этому сигналу каждый участник игры начинает хлопать в ладоши. Перед тем, как начать обход второй раз, ведущий произносит: «Пошел град». Затем он повторяет свои действия.

Теперь дети последовательно, по сигналу, начинают топать. Обойдя детей, ведущий сообщает: «Град заканчивается». Он вновь последовательно дотрагивается до головы каждого участника. Дети по сигналу прекращают топать. Наконец, ведущий говорит: «Дождь заканчивается» и проделывает аналогичную процедуру. Дети по сигналу ведущего прекращают хлопать.

2. «Паровоз». Цель. Научить детей доверять своему товарищу.

Воспитатель просит детей выстроиться друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Впереди стоящий ребенок выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные - с закрытыми. Машинист ведет состав. По команде воспитателя начинается движение, вначале медленно, а потом убыстряется. Педагог сообщает правила игры: «Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку».

Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

3. "Улыбка".

Цель: Развитие умения устанавливать контакт с собеседником.

Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

4. Заключительная часть. Упражнение «Медуза»

Цель – снятие мышечного напряжения, расслабление.

Исходное положение: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны, поза «медуза». Дети расслабляют руки, потряхивают ногами. Ведущий произносит в это время:

Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю, в воду опускаю.

Ножками потрясу и усталость сниму.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие доверия, способностей к координации своих действий с действиями товарищей; поднятие самооценки

1. «Смена ритмов»

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Для привлечения внимания детей педагог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

2. «Гусеница"

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

3. "Зайки и слоники"

           Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки; развитие умения общаться без слов.

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.

"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе,  прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

4. Релаксация

Упражнение "Кулачки".

Описание. Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,

Пальцы - в кулачки.

Крепко с напряжением

Сжатые они.

Пальчики сжимаем,

Снова разжимаем.

Девочки и мальчики,

Отдыхают пальчики!

ЗАНЯТИЕ 3

Цель – снятие мышечного напряжения, развитие умения устанавливать контакт друг  с другом, поднятие самооценки, улучшение взаимоотношений в группе.

1. Игра «Мы - солдаты»

 Цель: снятие мышечного напряжения, развитие произвольной регуляции.

Ход игры: Ведущий просит ребят представить, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды. По команде «По коням!» - громко топать, «В разведку» - шептать «тсс…», «В атаку» - кричать «ура!», «За пулеметы» - хлопать.

2. Игра «Медведи идут на охоту»

 Цель: снятие мышечного напряжения, стимулирование активности ребенка, развитие навыка совместных действий.

Ход игры: Группа делится на две части. Одни дети становятся медведями, другие изображают маленьких лесных зверей.

Взрослый становится ведущим. Сначала медведи сидят в берлоге. Ведущий говорит: «Медведи идут на охоту!» Медведи, взявшись за руки, пытаются окружить («поймать») какую-нибудь зверюшку. Пойманный выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный зверь.

3. "Комплимент"

Цель: развитие умения устанавливать контакт друг с другом, поднятие самооценки, улучшение взаимоотношений в группе.

 Дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!"

4. Релаксация

 Игра-релаксация «Холодно-жарко»

Цель: Снятие напряжения и расслабление мышц туловища.

Ход игры: Детям предлагается превратиться в маленьких медвежат и представить, что мама-медведица ушла, медвежата остались одни в берлоге. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки чтобы согреться. Медвежата согрелись, им стало жарко, они развернулись. Опять продул ветер и они замерзли.

Так повторяется несколько раз.

ЗАНЯТИЕ 4.

Цель:  создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, снятие излишнего мышечного напряжения.

1.  «Слепой танец»

Цель: развитие произвольной мышечной регуляции, снятие напряжения, развитие доверия.

Разбейтесь на пары.

Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

2. .Игра «Горячая картошка»

Цель: создание дружеской атмосферы доверия и взаимопомощи, доброжелательности, развитие сострадания, позитивного восприятия неудачи

Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она - особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это ребенок, который сядет за кругом к нам спиной и время от времени будет кричать: «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)

Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ре бенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп- часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

3. Этюды по сказке

Цель: развитие умения общаться без слов (мимика, пантомимика)

Этюды по сказке «Три поросенка»: "Поросенок", "Испуганный поросенок". "Веселый поросенок"

Этюды: "Волк", "Веселый волк", "Испуганный волк".

4. Релаксация.

ЗАНЯТИЕ 5.

Цель: овладение навыками диафрагмального дыхания, формирование интереса друг к другу и закрепление навыков взаимодействия.

1. «Кто как дышит»

Цель: овладение навыками диафрагмального дыхания. Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, знают ли они, как дышат собаки в жаркий летний день, и просит показать это. Он сам демонстрирует и называет «поверхностное дыхание», предлагая попробовать подышать, как собачка всем участникам. Затем ведущий сообщает детям, что постоянно так дышать для людей вредно, потому что «наш организм при таком дыхании получает мало воздуха».

Ведущий просит детей показать, как они вдыхают приятный аромат цветов, свежий лесной воздух. Он предлагает детям положить руку на грудь, чтобы почувствовать «грудное дыхание». Ведущий обращает внимание детей на то, что так дышать гораздо приятнее.

Ведущий просит детей представить большого толстого медведя. «Медведь так сладко спит в своей берлоге, что его живот вздымается, как гора». Ведущий спрашивает, умеют ли дети дышать, как этот медведь, «животом», т.е. так, чтобы живот поднимался и опускался. Он предлагает всем положить руку на свой живот и подышать.

2. «Мартышка и зеркало».

Цель: способствовать развитию у детей интереса друг к другу, формированию и закреплению навыков взаимодействия, развитию креативности и рефлексии в общении.

Участники разбиваются на пары и встают напротив друг друга. Один из партнеров играет роль «зеркала», а второй — «веселой мартышки». Ведущий предлагает показать, как «мартышка» удивилась, увидев себя в зеркале, как она разглядывает себя, красуется, прихорашивается, кривляется. «Зеркало» повторяет все движения «мартышки».

3. "Царевна - Несмеяна"

Цель: закрепление навыков взаимодействия, развитие эмпатии.

Дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: издают звуки, рассказывают  веселую историю, танцуют, кривляются и т.д.

4. Релаксация.

ЗАНЯТИЕ 6.

Цель: произвольная регуляция напряжения и расслабления, закрепление навыков взаимодействия, повышение самооценки, развитие эмпатии.

1. «Капитан». Цель: произвольная регуляция напряжения и расслабления, развитие уверенности в себе.

Дети свободно распределяются по залу или встают в круг. Ведущий включает аудиозапись звуков морского прибоя и предлагает детям отправиться в морское путешествие на большом корабле. Каждый участник при этом становится «капитаном».

Ведущий говорит: «Море волнуется, но капитаны стоят на палубе прямо, ноги у них на ширине плеч, руки свободно лежат вдоль тела, грудь расправлена, широкие плечи. Капитаны смело смотрят перед собой так, что нос у них не задирается вверх и не опущен вниз. Смелые, сильные гордые капитаны смотрят вперед и глубоко вдыхают свежий морской воздух, дышат «полной грудью»».

Ведущий обращает внимание детей, что напрягаться при этом не надо: «капитаны чувствуют себя спокойно и уверенно на своих больших кораблях».

Он просит участников положить правую руку себе на низ груди, чтобы почувствовать диафрагмальное дыхание.

 2. «Каравай»

Цель: способствовать развитию у детей интереса друг к другу, формированию и закреплению навыков взаимодействия, развитие самооценки.

Дети встают в круг и берутся за руки. В центр выходит водящий — «именинник». Участники водят хоровод, напевая слова: «Как на Петины (имя водящего) именины испекли мы каравай…» Водящий выбирает следующего «именинника» и игра продолжается.

3. "Волшебный магазин"

 Цель: развитие  эмпатии, умения сопровождать свою роль словами, развитие креативности в контакте.

 Взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

4. Релаксация.

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: произвольная регуляция напряжения и расслабления, повышение самооценки, закрепление навыков взаимодействия.

1. "Театр масок"

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость; повышение самооценки.

"Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!"

Далее педагог, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"

"Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!"

2. «Почта»

Цель: способствовать развитию у детей интереса друг к другу, формированию и закреплению навыков взаимодействия.

Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий нажатием руки соседа справа или слева «отправляет письмо» кому-то из участников, проговаривая при этом: «Отправляю письмо Пете (называет имя адресата)». Игрок, почувствовавший пожатие, передает его следующему участнику и т. д., пока адресат не «получит письмо». Почувствовав пожатие руки, адресат должен сказать: «Письмо получил». Затем он отправляет письмо любому другому участнику.

3. Игра «Светофор»

Цель: закрепление навыков взаимодействия, развитие сплоченности, командного духа.

Для участия в этой игре дети делятся на две коман¬ды с равным количеством участников и выстраивают¬ся полукругом, одна слева, другая справа от педагога. У него в руках — светофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Взрослый напо¬минает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установ-ленных местах,- где надпись «переход», сначала по¬смотреть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен свето¬фор, внимательно следить за ним. Педагог читает сти¬хи С.Михалкова. Недостающие слова дети подсказы¬вают хором.

Если свет зажегся красный, значит двигаться ... (опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь ... (открыт)». Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для... (движенья). Правила игры таковы: когда взрослый показывает зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад (выбывает из игры).

Сигналы должны меняться неожиданно, через раз¬ные промежутки времени. Выигрывает команда, у ко¬торой к концу игры останется на месте больше участ¬ников.

4. Релаксация

ЗАНЯТИЕ 8.

Цель – произвольная  регуляция напряжения и расслабления, закрепление навыков взаимодействия, развитие креативности в контакте.

1. Игра "Скульптура"

Цель  - научить  владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение, формирование навыков взаимодействия,  развитие креативности в контакте.

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

2. Игра  «Зоопарк» (первый вариант)

Дети воображают себя животны¬ми — жителями зоопарка. По команде педагога дети с помощью мимики, пантомимики, жестов, интонации изображают того или иного животного. Команды мож¬но повторять и давать с различным временным интер¬валом. Среди изображаемых животных, например:

Зайчики — дети прыгают

Лошадки — дети ударяют ногой об пол

 Раки — дети пятятся спиной назад

Птицы — дети бегают, раскинув руки в стороны

Аист — дети стоят на одной ноге, поджав другую

Лягушка — дети скачут вприсядку

Курочки — дети ходят, высоко поднимая согну¬тые в коленях ноги.

Игра «Зоопарк» оказывает релаксирующее воздей¬ствие. Дети с агрессивным, импульсивным и демонст¬ративным поведением получают возможность про¬явить себя в активных и разнообразных действиях, реализовать в разумно заданных рамках накопившую¬ся энергию. Застенчивые дети, если сразу и не прини¬мают непосредственного участия в игре, все равно не являются только пассивными созерцателями. Они испытывают те же "положительные эмоции, что и игро¬ки. Постепенно, заражаясь общим настроением, за¬стенчивые дети активно включаются в общую игру.

3. «Зоопарк» (второй вариант).

Цель:  способствовать развитию у детей интереса друг к другу, формированию и закреплению навыков взаимодействия, креативности в контакте.

Дети садятся в круг. Каждый выбирает, каким животным в зоопарке он будет, и придумывает какой-либо жест, который может сопровождаться звуками, для изображения этого животного. При этом важно, чтобы жесты и звуки были простыми и их легко можно было бы запомнить и повторить. Вначале игроки тренируются: каждый по очереди называет свое животное и изображает его, а все остальные участники повторяют. Участник, начинающий игру, показывает свое животное, а затем любое другое из имеющихся в «зоопарке». Тот ребенок, чье животное изобразили, поступает так же и игра продолжается.

4. Релаксация

ЗАНЯТИЕ 9

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие интереса друг к другу,  сплочение группы, развитие командного духа

1. «Сердитые человечки»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие произвольной регуляции напряжения и расслабления

Дети встают в круг. Педагог говорит: «Представьте себе, что мы попали во враждебную сказочную страну и нас окружают очень сердитые, задиристые человечки. Представьте, как они выглядят: у них сердитые глаза, сдвинуты брови, сжаты зубы, руки сжаты в кулаки, напряжены спина и ноги (все это ведущий показывает, провоцируя детей)». «Что же происходит» — сообщает педагог, — «мы стали похожи на этих человечков, а ведь никаких человечков нет, мы сами их придумали.

Посмотрите вокруг и улыбнитесь друзьям».

2. «Принцесса, воин и дракон»

Цель: способствовать сплочению группы, развитию у детей интереса друг к другу, развитие командного духа.

Игроки делятся на две команды. Ведущий показывает им три роли, которым соответствуют определенные действия: «принцесса» — берется за подол воображаемого платья и делает реверанс, «воин» — поднимает вверх руку с воображаемым мечом, а «дракон» — «показывает когти» (полусогнутые руки с напряженно выставленными пальцами поставлены перед грудью) и рычит. Дети вместе с ведущим повторяют эти движения. Участники каждой из команд договариваются, кем они будут. По сигналу ведущего команды, стоящие напротив друг друга, одновременно показывают «свою роль», стараясь предвидеть действия других и победить. Условия: «принцесса» побеждает «воина» (т. к. он ее любит), «воин» побеждает «дракона», «дракон» побеждает «принцессу». Ведущий должен помогать участникам команд договариваться.

Игра может повторяться 4—5 раз.

3. Этюды по сказке «Теремок»

Цель: развитие умения общаться без слов (мимика, пантомимика)

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждому ребенку дается задание обыграть какого-то животного. Воспитатель должен рассказать ребенку о характере и стиле поведения персонажа. Например, Медведь — молчаливый, неповоротливый; Заяц — трусливый; Лягушка — шустрая,  непослушная; Муха — назойливая, непо¬седливая; Волк — злой, драчливый; Лиса — недотро¬га, лукавая притворщица; Козел — упрямый, серди¬тый; Мышка — капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время всем познако¬миться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

ЗАНЯТИЕ 10.

Цель: развитие навыков взаимодействия, креативности в контакте, развитие умения самим вступать в процесс общения.

1. Игра «Лисонька, где ты?»

Цель: Снятие мышечного напряжения, стимулирование активности ребенка

Ход игры: Дети образуют круг, В центре круга - ведущий. Дети поворачиваются к ведущему спиной и закрывают глаза. Ведущий выбирает Лисоньку, молча дотрагиваясь до плеча одного ребенка. Остальные дети - зайцы. По сигналу ведущего все открывают глаза и поворачиваются лицом в круг, но никто не знает, кто же лиса. Дети вместе с ведущим зовут: «Лисонька, где ты?». Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, ни мимикой. Также зовут во второй раз, а в третий - лиса отвечает: «Я здесь!», и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

2. Игра «Иван да Марья»

Цель: укрепление навыков взаимодействия, развитие креативности в контакте.

Материалы: длинная веревка и две повязки на глаза.

Инструкция детям. Станьте все, пожалуйста, в круг и возьмите в руки веревку. Внутри круга - большой темный лес. В лес отправятся два ребенка - Иван да Марья. Оба получают повязки на глаза. В этом большом темном лесу они должны найти друг друга. Они не могут разговаривать, только звать друг друга, издавая еле слышные звуки: жужжать, гудеть и так далее. Когда один ребенок издает звук, другой должен ответить своим звуком. Звуки помогают им найтись. Если они друг друга нашли, то могут обрадоваться и обнять друг друга. Кто хочет стать первыми Иваном и Марьей?

(Следите за тем, чтобы звуки действительно были тихими, но все же слышными. Вы можете сказать, например, что дети потерялись, они боятся воров, разбойников и зверей, поэтому издают лишь совсем тихие звуки, чтобы не привлекать их.)

           3. «День рождения».

Цель: развитие навыков взаимодействия, повышение самооценки, развитие рефлексии,  развитие умения самим вступать в процесс общения; развитие умения действовать совместно, координировать свои действия с действиями товарищей, развитие умения сопровождать свои действия речью.

Выбирается «именинник» и «гости». «Гости» несут символические подарки. В это время именинник» готовит символическое угощение. «Гости» приходят. Они поздравляют «именинника», желают ему здоровья, счастья, хороших друзей, успехов и т. д. и дарят по очереди свои подарки. «Именинник» благодарит их и угощает. Затем игра повторяется с новым «именинником». Желательно, чтобы все дети побывали в этой роли. (Можно ускорить процесс игры, если назначить сразу двух «именинников».)

4. Релаксация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка конспекта «Роль малых форм фольклора в развитии речи ребенка» для детей младшего дошкольного возраста

Введение     «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью котор...

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Особенности организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте"

В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окру...

Тема по самообразованию: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...

Конспект занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Волк и семеро козлят" для детей младшего дошкольного возраста.

Фитнес - сказка включает в себя ОВД, ОРУ с предметами и без, элементы акробатики, стретчинга, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, а так же мимические упражнения и жесты. Все эти средства ф...