Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

        

        Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.                           В правильно организованной игровой деятельности решаются все важнейшие задачи воспитания: сенсорное воспитание, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний о явлениях окружающей жизни, взаимоотношениях и поведении людей и т. п.  

             На значимую роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста указывали многие психологи и педагоги (Л. С. Выготский,                    А. В. Запорожец,  А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко, Е. А. Смирнова,                      К. Д. Ушинский,   Д. Б. Эльконин,  С. Г. Якобсон и др.).

        Изучением проблемы детской игры занимались Р. И. Жуковская,                     Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев,  Д. В. Менджерицкая, которые отмечали ее высокую роль в воспитании дошкольника.

        В последнее время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко,             Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития личности ребенка. Ученые единодушны в том, что руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Здесь требуются наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в ребенка, любить его, учитывать его интересы и потребности. Детям должны быть предоставлены широкие возможности для игры и обеспечено руководство ею.

        Особое значение для воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста имеет сюжетно – ролевая игра.

        В ряде работ (В. Я. Воронова, Т. А. Губенко, Е. О. Смирнова,                             А. А. Смоленцева и др.) было доказано, что «в сюжетно – ролевой игре дети дошкольного возраста не только используют приобретенные ранее знания, но и преобразуют их в новых ситуациях».

        Исследования Е. О. Смирновой показали, что игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов  ребенка: «в сюжетно – ролевой игре начинают развиваться произвольное внимание, произвольное поведение, память, мышление. В условиях сюжетно – ролевой игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого; игра имеет решающее значение для развития воображения».

        По мнению Л. Р. Болотиной, сюжетно – ролевая игра – «особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер, в ней отражается реальная действительность, но в воображаемых ситуациях; это самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же выбирая партнеров: в последнем случае дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом».

        Сюжетно – ролевая игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми, по мнению Л. Р. Болотиной, «воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащают словарь, усваивают основы культуры поведения».

        А. В. Запорожец отмечает, что «в игре закладывается первый «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления»; «сюжетно – ролевая игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми».

        А. П. Усова утверждает, что «в сюжетно – ролевой игре возникает способность к интенсивному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие качества личности. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка»

А. П. Усова, теоретически обосновав необходимость использования игры на занятиях, отмечала, что «самостоятельная, творческая игра есть способ познания мира, средство воспитания, возможность передачи ребенку знаний и умений норм поведения в условиях общества»

        По мнению Н. О. Пичугиной, сюжетно – ролевая игра  «позволяет наиболее полно развить  у младшего дошкольника коммуникативные качества, умение общаться, приобретать поведенческие навыки.

        В современной дошкольной педагогике С. А. Козлова выделяет различные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры – драматизации, музыкальные, игры – забавы и т. д. Однако подчеркивает, что «наибольшие возможности для воспитания у младших школьников навыков поведения предоставляет сюжетно – ролевая игра»          По мнению С. А. Козловой, «в сюжетно – ролевой игре ребенок младшего дошкольного возраста желает действовать как взрослый, его игровое действие соответствует, хотя и своеобразно, действиям взрослых людей. Характерная черта сюжетно – ролевой игры состоит в том, что она позволяет ребенку младшего дошкольного возраста выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, а в самом процессе выполнения действия».

        По словам Е. О. Смирновой, в сюжетно – ролевой игре «ребенок принимает на себя те роли, которые так или иначе соответствуют некоторым функциям взрослых людей, и вносит в нее нормы отношений, связанных с этими функциями. В процессе сюжетно – ролевой игры ребенок  начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в систему человеческих отношений, направлено на других людей и оценивается как значимое или незначимое»

        По мнению В. Я. Вороновой, «в сюжетно – ролевой игре дети младшего дошкольного возраста приобретают знания об элементарном поведении в обществе» .

        По мнению Б. Б. Эльконина, в процессе сюжетно – ролевой игры ребенок    «открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе,  появляются новые формы поведения» .«Эти  переживания, –  уточняет Б. Б. Эльконин, – «обобщаются, появляется своеобразная «логика чувств», формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

        Как утверждает Г. П. Лаврентьева, сюжетно – ролевая игра «является важным средством овладения правилами нравственных взаимоотношений со сверстниками, школой морали в действии, так как в ней ребенок активно воссоздает отношения между людьми»; таким образом, создаются необходимые условия для осознания ребенком этих отношений. В игре «ребенок  приобретает опыт общения и культуры поведения, столь необходимые для жизни в обществе,  в коллективе».         

        Итак, сюжетно – ролевая игра может стать эффективным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра готовит детей к  культурному поведению в обществе, в ней ребенок младшего дошкольного возраста осуществляет своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировку поведения в обществе.  В сюжетно – ролевой игре дети могут самостоятельно использовать и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает сюжетно – ролевую игру важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

        

Сюжетно – ролевые игры для воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

Цель сюжетно – ролевых игр – воспитывать культуру поведения у детей младшего дошкольного возраста.

        Задачи сюжетно – ролевых игр:

  1. Развивать положительные взаимоотношения.
  2. Развивать представления детей о культуре поведения.
  3. Воспитывать нравственные чувства.
  4. Воспитывать культуру поведения.

Игра 1. «Чудесный сундучок».

Ход игры:

        Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой, способствуют успешному выполнению ее требования.

        Начинает игру ведущий со слов от имени сундучка:

         - Я чудесный сундучок,

         Вам, ребята, я – дружок,

         Очень хочется мне знать,

         Как вы любите играть.

        Дети: Сундучок, сундучок, что ты нам принес?

        Воспитатель (от имени сундучка): Я всем вам принес игрушки.

        Дети: Спасибо» (хлопают в ладоши). А какие игрушки ты принес?

        Воспитатель: Я принес вам много игрушке: машинки, самолетики, кукол, зайчиков, а еще волшебную палочку, игрушку – фокусника,                                 игрушку – волшебника.

        В этой игре из сундучка сначала появляются «добрый волшебник» (кукла – фокусник, который помогает детям объяснять правила поведения среди сверстников), затем «волшебный мяч» (который научит детей играть в него всем вместе, не ссорясь), потом «волшебная палочка» (она «учит» детей вежливым словам и вежливому поведению). В ходе сюжетно – ролевой игры дети «превращаются» в «волшебника», «фокусника», «волейболистов».

        Игра 2. «Продавцы и покупатели».

        Ход игры:

        Дети делятся на продавцов и покупателей. Условия игры объясняет кукла Маша (от лица которой говорит воспитатель). Кукла Маша приходит в группу, здоровается, спрашивает детей, любят ли они играть; насколько дружно они умеют игра, не ссорятся ли и т. п.

        Дети – «водители» привозят на грузовиках «товар»: игрушки (помидоры, яблоки, груши; куклы, зайчиков и т. п.). Продавцы дети предлагают покупателям товар, при этом используя вежливые слова и улыбку.

        Игра 3. «Лепим сказку».

        Цель – воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

        Задачи: развивать положительные межличностные взаимоотношения детей; воспитывать нравственные качества и чувства у детей.Детям предлагается всем «слепить» (придумать) какую – нибудь сказку. При выборе сказки важно учесть, чтобы  в ней было достаточно много героев и ситуаций поведения детей в ней (или животных, игрушек), чтобы каждый ребенок мог «лепить» свои разрешения ситуаций культурного поведения.

         Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы.  

         

        

Игра 4. «Скажи комплимент»

        Дети располагаются по кругу и говорят комплимент соседу справа и слева. На первых этапах ведения этой игры можно предложить детям передавать мягкую игрушку: учитывая, что большинство детей дошкольного возраста – кинестетики, детям будет проще сказать добрые слова, чувствуя в руках нечто теплое и мягкое.

        Игра 5. «Магазин».

        Участники делятся на «продавцов» и «покупателей». Продаются детские игрушки. Покупатели могут задавать следующие вопросы: «Из какого материала сделана игрушка?», «Какая игрушка легче по весу?», «Из какой страны «прибыла» к нам эта кукла – негритенок?», «Сравни эти игрушки: чем они похожи и чем отличаются?», «Почему звенит этот звонок?» и т. п. Воспитатель стимулирует детей – «покупателей» самим задавать вопросы «продавцам». Взрослый корректирует поведение детей, формирует культуру поведения дошкольников.

        Игра 6. «Дочки – матери».

        Воспитатель объясняет детям, что у «мам» и «пап» – очень любопытные дети, они все хотят знать и часто задают различные вопросы, например: «Почему полезно есть кашу, а конфеты часто есть вредно?», «Что происходит с пищей, когда ее глотаешь?», «Почему человеку необходим сон?», «Какое поведение можно назвать культурным?» и т. п. Взрослый помогает детям отвечать на вопросы, стимулирует придумывать новые.

        Игра 7. «Мешочек, впусти!».

        Игровой материал: разнообразные миниатюрные игрушки, изображающие предметы обихода, транспорт и животных: чашечка, стакан, блюдце, мисочка, половник, кружка; предметы кукольного гардероба: пальтишко, платье, передник, рубашка, куртка, кофточка; грузовичок, лодочка, автомобиль и т. п.

        Игрушек должно быть столько, сколько детей в группе, лучше с небольшим запасом. Это позволит вызвать повторно тех воспитанников, которые больше всех нуждаются в подобных упражнениях, а также тех, кто не смог без посторонней помощи справиться с задачей и был огорчен своей неудачей.

        Для игры нужен красивый, просторный мешочек из непрозрачной ткани, собранный сверху на тугой резинке. Желательно иметь также новую образную игрушку, например зайчика, мишку, Петрушку и т. д. Весь этот материал храните в специальной коробке с отделениями для игрушек и для мешочка.

        Пока дети расселись, воспитатель ставит поближе к ним большой стол и ставит на стол коробку с игровым материалом, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки, показывает их детям и раскладывает на столе рядами (игрушки располагаются на некотором расстоянии друг от друга). Вынимая из коробки мешочек, воспитатель неожиданно находит под ним игрушечного зайчика. «А ты как сюда попал?» - шутливым тоном обращается он к игрушке. Разыгрывается сценка, будто зайчик сознается в том, что ему очень хотелось побывать в гостях у малышей, и когда воспитатель вышел из комнаты, он прыгнул в коробку и спрятался под мешочком. Он очень просит простить его и принять в общую игру. «Ну как, примем зайчишку в игру? – обращается воспитатель к детям. «Смотрите, какой красивый мешочек. Нравится? Он тоже пришел поиграть с вами. Он умеет открываться и впускать игрушку, вот так. Затея подзывает ребенка и предлагает ему взять со стола игрушку, которая лежит с самого края, в первом ряду. «Скажи, что ты взял? – спрашивает воспитатель. Что это такое? Как ты думаешь, для чего это нужно? А теперь подойди к мешочку, скажи: «Мешочек – мешочек, пожалуйста, впусти!» - и назови то, что у тебя в руках.

        Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках воспитателя растягивает резинку, а зайчик одобрительно кивает головой и хвалит малыша: «Молодец! Правильно назвал и хорошо сказал». Если он ошибается в названии игрушки или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а воспитатель предлагает малышу повторить слова или исправить свою ошибку и назвать предмет правильно, громко и отчетливо. Если это у него не получается, педагог помогает. Педагог фиксирует внимание ребенка на вежливое поведение в ходе игры.

         

          Игра 8.  «Клеевой дождик».

        Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия (подняться и сойти со стула, проползти под столом, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес»). На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера и должны использовать для общения друг с другом «вежливые» слова.

 

        Игра 9. «Доктор».

        Участники игры делятся на «докторов» и «пациентов». «Пациенты» – очень любознательные, а доктора – «очень знающие». Вопросы могут быть следующими: «Доктор, у меня болит животик, отчего это может быть?»,                   «У моей куклы болят глазки. Может, она много смотрела в экран телевизора?», «Доктор, а чем отличаются друг от друга эти шприцы?», «Какие органы есть у человека, но мы их не видим?», «Как можно проверить зрение человека?», «Доктор, мой друг некультурно себя ведет на дне рождения. Как ему помочь?» и т. п. Воспитатель корректирует вопросы и ответы детей.

        Игра 10. «Ученые опыты».

        Воспитатель – «доктор наук», дети – «младшие научные работники». Все вместе они проводят опыты:

        -  смешивают на листе краски двух цветов, получая краску третьего цвета или добавляют краску в чистую воду, наблюдая эффект;

        -   наливают воду в стакан и ставят в морозильник;

         -   сажают луковицу в землю, наблюдая рост;

        -   опускают сахар в воду, наблюдая, как он тает;

        -   наблюдают, как тает снежинка на ладони или льдинка в теплой комнате;

        -  натирают на терке мыло, взбивают его с водой и пускают мыльные пузыри;

        -   надувают воздушный шарик и бросают его в воду, определяя, почему он не тонет (в шарике воздух, а он – легче воды);

         -  складывают из бумаги веер и машут им, определяя свои ощущения               (от веера приходит в движение воздух, который нас окружает);

         -  «соединяют» вежливые слова и добрые поступки, чтобы получить качественное вещество – «культуру поведения человека».

        Игра 11. «Салочки – догонялочки».

        Игра направлена на воспитание культуры поведения детей, смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности, положительных межличностных взаимоотношений. В этой игре все дети (кроме салочки) действуют одинаково и одновременно, что не только облегчает усилия ребенка, но и приносит ему удовлетворение. Помогает также и одобрение воспитателя, которое относится ко всем, кто не струсил.

        Описание игры:

        Воспитатель чертит на земле круг (это дом для салочки). На расстоянии двух – трех шагов от него проводится черта. Здесь будут останавливаться дети, идя к салочке.

        Взрослый подзывает к себе детей, просит их взяться за руки и построиться в шеренгу спиной к черте. Вместе с воспитателем дети дружно шагают от черты со следующими словами:

        -  Мы веселые ребята, любим дружно мы играть! Ну, попробуй нас догнать!

        Дети останавливаются, а воспитатель проводит еще одну черту (возле которой будет останавливаться салочка). Через два – три шага от нее изображается еще одна черта, за которой будет дом детей, где можно спрятаться от салочки. Между этими двумя чертами образуется полоса безопасности. Затем выбирается водящий (салочка), который занимает место в круге, а остальные дети берутся за руки и выстраиваются в шеренгу у своего дома. Двигаясь по направлению к салочке, они все вместе дружно шагают и повторяют с воспитателем те же слова: «Мы веселые ребята… и т. п.». С последним словом этого текста все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если это ему удается, то пойманный ребенок идет в дом салочки, а игра продолжается. Если нет, то выбирается новый водящий. В конце игры воспитатель отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал, и тех водящих, которые точно выполняли правила игры.

        Игра 12. «Пустое место».

        В этой игре формируются волевые качества и овладение своим поведением. Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе, воспитывает культуру поведения.

        Содержащийся в игре элемент соревнования заставляет ребенка быть очень внимательным к другим детям, не нарушать правила поведения в совместной деятельности.

        Описание игры:

        -  Давайте проверим, кто из вам умеет быстро бегать» – обращается воспитатель к детям. Она предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг.

        Дети опускают руки и садятся на пол, лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

        -   Огонь гори, вода кипит, тебя сегодня будут мыть, не буду я тебя ловить!

        Дети повторяют за нею слова. На последнем слове воспитатель дотрагивается до кого – нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к ней лицом, а затем говори: «Раз, два, три – беги!».

        13. Игра «Встречай гостей».

        Дети встречают гостей как бы на свой день рождения. «Хозяева» должны определить профессию гостя по началу рассказа воспитателя или самих гостей. Например: «Этот человек лечит зубы людям», «Этот человек красит стены в комнате», «Это человек учит детей в школе» и т. п. Воспитатель контролирует и корректирует поведение детей, их межличностные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Игра занимает важное место в жизни дошкольника. Являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, она представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации, обеспечивающую освоение...