Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"
консультация на тему

Агуреева Любовь Николаевна

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gendernoe.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Глобальные изменения, происходящие в современном дошкольном образовании, наглядно прослеживаются как в многообразии его вариативных моделей и форм, так и в активном поиске механизмов управления его качеством, а также в разрабатываемых компетенциях воспитанников ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Современный этап модернизации образования сопровождается переосмыслением ценно- стей, которые выдвигают на первый план проблемы обеспечения новых подходов к эффективности процессов социализации и индивидуализации детей. Требование к формированию личности дошкольника учитывают специфику формирования гендерной принадлежности, что требует от педагогов, знаний принципов реализации в ДОУ гендерного подхода.

 В результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется интегративными качествами ребенка, способствующими успешности его социальной (а не только учебной) деятельности. Принятие своего пола, осознание себя как носителя определенного набора полоролевых характеристик – одно из ранних новообразований дошкольника.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

На процесс гендерного воспитания оказывают влияние множество факторов. Огромное значение имеет не только семья, но и общество в целом. Социальные изменения в нашем обществе привели к разрушению стереотипа женщины и мужчины.

Изначально мужчина воспринимался как защитник не только своей семьи, но и мира, своего государства. В Древней Руси были часты нападения на села и города, поэтому каждый мужчина считал своим долгом быть сильным и смелым, дабы защитить не только свою семью, но и своих соседей, свое княжество.

В наше время армия воспринимается молодыми людьми как повинность, у них потерян статус защитника. Часто бывает так, что женщина в семье зарабатывает больше мужчины, то есть является кормильцем, что по сути своей противоестественно, а большое количество разводов порождает семьи, в которых вообще нет мужчин и, как следствие, мужского примера. Мужчины все чаще не хотят принимать на себя груз ответственности за свою семью, все чаще под понятием «неравный брак» подразумевается не те случаи, когда мужчина сильно старше женщины, а наоборот. Женщины, в свою очередь, перенимают вредные привычки мужчин, все чаще становятся убежденными «чайлдфри» – не желающими иметь детей.

А если вернуться к истокам – ведь именно русская женщина была всегда олицетворением нежности, доброты, женственности, терпения. Ее жизненной целью становилось воспитание детей – не одного, а троих и более, она всегда была возле мужа, поддерживала его и в любых ситуация принимала его сторону. И, конечно, все изменения в гендерных стереотипах среди взрослых не могли не отразиться на детском поведении.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную и т. п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Дизайнеры считают, что помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка. Общим для девочек и мальчиков является то, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек предпочтительна окраска стен в розовые, палевозолотистые, слегка размытые оттенки, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов.

В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадлежит оснащению группы.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее:  на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;  на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;  на наличие атрибутики и пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

 Общеизвестно, что мамы стремятся красиво одевать своих детей, чтобы, с одной стороны, повлиять на воспитание вкуса ребенка, а с другой – чтобы с помощью одежды привлечь к ребенку внимание окружающих. Наблюдения показали, что девочки гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их. Было замечено, что у мальчиков при одевании мягких игрушек большой популярностью пользуются шапочки с шарфами и брюки с жилетами. Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. И если вначале ребенок просто проецирует в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «я – мама, я – папа». Когда у кукол и мягких игрушек привлекательный вид, воспитателю гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним.

В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т. п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам, девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого.

Воспитателям и родителям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол, красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Воспитатель обязательно должен помочь девочкам придумать имена куклам, а мальчикам – клички животным. С девочками необходимо обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности и т. п. С мальчиками воспитатель обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов.

При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов. При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что дети еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Так, например, мальчики будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Девочки также не могут осуществлять уход за «куклой-дочкой» в воображаемом плане. Для того чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые они могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т. п. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Если в социальном опыте детей используется посудомоечная машина, то и в игровой зоне она обязательно должна быть представлена.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно, охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т. п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали.

Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, опреде- ленные федеральными государственными требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или «мальчик», а когда вырастет, будет «женщиной» или «мужчиной». В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Для детей старшего дошкольного возраста характерны коллективные игры. В этом воз- расте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это доставляет детям удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками. У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты.

 В старшем дошкольном возрасте игровой опыт детей достаточно богат и характеризуется разнообразием сюжетных творческих игр. В их числе продолжает развиваться и качественно изменяться театрализованная игра, которая выступает важным средством социокультурного развития дошкольника благодаря таким своим особенностям, как литературная основа и наличие зрителей.

Игра позволяет реализовать детям свои полоролевые пристрастия и интересы, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание: – игровой материал и атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского; – должно присутствовать различие игрушек для девочек и мальчиков.

Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей девочек и мальчиков как в детском саду, так и в семье и организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка как будущего мужчины или будущей женщины.

  Для формирования гендерной принадлежности детей старшего дошкольного возраста в совместной игре используют следующие методы и приемы: – наблюдение; – беседы; – дидактические игры; – игра-упражнение; – совместные игры; – продуктивная деятельность.

Например, игра «Отгадай профессию»,

цель: закреплять знания детей о профессиях, учить умению разделять профессии на мужские и женские; игра-упражнение «Перевоплощение», цель: учить детей перевоплощаться.

Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисуй своего соседа».

Цель: формировать умение различать гендерные особенности девочек и мальчиков. Таким образом, специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка.

  Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 с. Таврово Белгородского района

Белгородской области»

Доклад на тему: «Гендерный подход при реализации образовательной программы в ДОУ»

                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                         воспитатель Агуреева Л.Н.

                           Таврово 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Магистерская диссертация на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе анализируются проблемы диссертационного исследования как научной квалификационной работы, формулируются требования к структуре диссертации, введению понятий, названию диссертации и ее ...