Консультация "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Иванютина Кунслу Сайлявовна

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения.

 Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_teartalizovannaya_igra.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство формирования

коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
        Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения.

 Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Значение театральной деятельности:

– расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

– развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

– активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность;

 – совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений;

 – развивается эмоционально - волевая сфера;

– происходит коррекция поведения;

 – формируется опыт поведения;

– стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Театрализованные игры в детском саду являются творческой деятельностью, малыш развивает интеллект, способность мыслить, говорить. Инсценируя действия героев, ребенок учится быть самостоятельным, он может сам выбирать темы, придумывать действия, развивать сюжет игры. Обязательно для правильной постановки театрализованных игр участие воспитателей.

Театрализованные игры в детском саду воспроизводят поведение, эмоции, действия, слова вымышленного литературного персонажа. В основу берется театральная постановка, рассказ, повесть, сказка. Главные герои становятся действующими персонажами. Самыми распространенными темами становятся чувства: любовь, дружба, смелость, честность, доброта. Играя роль, малыш копирует поведение героя.

Таким образом, психологически происходит непосредственное влияние на развитие ребенка. В результате перевоплощения в героя формируется опыт поведения в той или иной ситуации. Поскольку действия театральных персонажей несут в себе положительные качества, то малыш становится участником добрых и честных дел.

Театрализованная игра – «эффективное средство формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Она способствует развитию у детей эмпатии, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В театрализованных играх формируется опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что они всегда имеют нравственную направленность, прививают умение дружить, учат быть добрыми, отзывчивыми, честными, смелыми»

В процессе работы над выразительностью и чёткостью реплик персонажей происходит активизация и словаря дошкольника, развитие навыков монологической и диалогической речи, а также совершенствуются навыки культуры общения, интонационный строй речи, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

При вступлении в диалог с другим персонажем истории, ребенок развивает умение четко, ясно и конкретно излагать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи, увеличивается словарный запас.

В результате осуществления театрализованной деятельности у ребенка развивается способность к сочувствию, сопереживанию не только к окружающим его людям – сверстникам, родителям, но также к изображаемым художественным героям, что является основой для формирования и развития у дошкольника коммуникативных способностей.

Театрализованная деятельность базируется на совместной деятельности взрослого и ребенка, умении договариваться, работать в коллективе. Нельзя обучать детей общению, не включив, их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.). Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

В старшем дошкольном возрасте развивается умение налаживать взаимодействие с партнером, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения, что предполагает включение ребенка в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует формированию коммуникативных способностей.

Таким образом, воспитательные возможности театрализованной деятельности детей очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, свободно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных способностей.

Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно - этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков. В силу того, что театральные постановки носят коллективный характер, они способствуют формированию коммуникативных способностей, коллективизма, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Каждый ребенок уникален, неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. К сожалению, сейчас в...

Возможности сюжетно - ролевой игры для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Возможности сюжетно-ролевой игры для формирования коммуникативных умений....

Самообразование "Игра - экспериментирование как средство формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста"

Самообразование "Игра-экспериментирование как средство формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Даль...