Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба, во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения ребенка в группе детского сада, первом коллективе его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба, во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения ребенка в группе детского сада, первом коллективе его жизни.

Этот вопрос особенно важен в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие ребенка вызывает серьезное беспокойство. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также недостаточным развитием морально-эмоциональной сферы ребенка.

Не секрет, что лучшим другом для современного ребенка является телевизор или компьютер, а его любимым занятием - просмотр мультфильмов и компьютерных игр. Дети стали все меньше и меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Но общение живых существ значительно обогащает жизнь детей и окрашивает сферы их эмоций в яркие цвета.

Игра привлекла внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов и искусствоведов.

Детские игры имеют давнюю историю. В.А.Сухомлинский пишет: "Игра - это первый вид деятельности, который играет особенно важную роль в развитии личности, формировании ее особенностей и обогащении внутреннего содержания".

По словам С. Л. Рубинштейна, в игре, как в фокусе, все аспекты психической жизни человека собираются, появляются и формируются через это. Наблюдая за ребенком, вы сможете выявить его интересы, мысли об окружающей жизни, черты характера, отношение к товарищам и взрослым.

Суть игры заключается в решении поставленных познавательных задач в увлекательной игровой форме. Само решение познавательных задач связано с психическим напряжением, преодолением трудностей и обучением ребенка умственному труду. При этом развивается логическое мышление. Усваивая или разъясняя в игре тот или иной программный материал, дети могут наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, развивать память, внимание, учиться применять понятные и точные термины, последовательно называть предметы, описывать предметы, называть их действия и качества, проявлять сообразительность и находчивость. В процессе игры учащиеся знакомятся с цветами, формами, размерами, количеством и пространственными соотношениями предметов.

Важность использования игр в детском возрасте также велика, поскольку в процессе игровой деятельности, наряду с умственным развитием, происходит физическое, эстетическое и нравственное воспитание. Следуя правилам игры, дети учатся сдерживать себя и контролировать свои действия, в результате чего воспитывается сила воли, формируется дисциплина, вырабатывается поведение в соответствии с планами.

Игры - это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, попав в ужасную, неприятную для себя ситуацию, который излучал негативные эмоции через игру, очищает себя.

Детям часто бывает трудно рассказать, что они чувствуют и как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это с помощью игры, которая помогает взрослым приблизиться к их мыслям и тем самым помочь самим себе.

Игрушки для детей - это слова, а игра - это речь.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым элементом общения, который фактически формируется в процессе. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности у дошкольников является создание эмоционально благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

И это помогает создавать ситуации, в которых даже самые малоподвижные, сдержанные дети вовлекаются в вербальное общение и открываются.

Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь старших дошкольников находится на высоком уровне, то в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать произносимые слова, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и задавать их самим себе. Умение сочинять простые, но интересные по смыслу и содержанию истории, правильно грамматически и фонетически составлять фразы и конструктивно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что наиболее важно для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе.

Также в старшем дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественные изменения полностью опосредуются участием взрослых. Поэтому целью занятия по развитию речи является формирование качественной стороны речевой деятельности ребенка в процессе общения.

Вовлечение детей в игровую деятельность помогает нам активизировать наши коммуникативные навыки.

Именно благодаря им у ребенка развивается культура речи и общения: интонация речи - динамическая выразительность, ее временный характер, четкость произношения каждого слова, точность словесного ударения, грамотность, доходчивость, умение правильно формулировать свои мысли, чтобы быть понятым окружающими.Развивается интерактивная и монологическая речь. Словарный запас будет обогащаться. Формируются предпосылки к письму, а главное, участие в таких играх стимулирует реальную речевую активность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Технология - игра-тренинг, в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование  данных  игр-тренингов позволяет  не только формировать умение у детей вступать в контакт и вести разговор с собеседником, также они  приобретают  умение внимате...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

Квест-игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».На педагоги...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...