Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Курмалиева Лариса Мадиновна

Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

На педагогическом уровне актуальность формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их сформированности является одним из необходимых показателей готовности ребенка к школьному обучению, обеспечивая ему возможность адекватного усвоения школьной программы.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта формирование коммуникативной компетентности у дошкольников, их подготовка к обучению является одной из задач дошкольного образования, а одним из основных средств становления и развития коммуникативной компетентности детей в дошкольном учреждении является театрально-игровая деятельность. Следовательно, погружение ребенка-дошкольника в театрализованную деятельность рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков.

В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в форматенескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др., во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Лариса Курмалиева
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

На педагогическом уровне актуальность формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их сформированности является одним из необходимых показателей готовности ребенка к школьному обучению, обеспечивая ему возможность адекватного усвоения школьной программы.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта формирование коммуникативной компетентности у дошкольников, их подготовка к обучению является одной из задач дошкольного образования, а одним из основных средств становления и развития коммуникативной компетентности детей в дошкольном учреждении является театрально-игровая деятельность. Следовательно, погружение ребенка-дошкольника в театрализованную деятельность рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков.

В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в форматенескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др., во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).

Таким образом, ученые-исследователи с довольно разнообразных позиций изучают различные аспекты проблемы. Но, вместе с тем, разработка методических подходов к процессу формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности на современном этапе не находит должной исследовательской активности, что определило выбор темы.

В ходе исследования нами применялась диагностическая программа,состоящая из следующих методик:

1) «Игровая комната» (автор Дьяченко О. М.)

2) Схема наблюдения (по М. Я. Басову).

3) Авторская методика анкетирования педагогов, работающих с детьми контрольной и экспериментальной групп.

Процесс формирования коммуникативных навыков рассматривается как одно из условий общего психического развития ребенка и наполняет содержанием важнейший компонент психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.

Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников средствами театрализованной деятельности есть не что иное, как педагогический процесс организованного, постепенного и непрерывного усвоения знаний и норм культурного речевого действия диалогового характера, основным источником которого является театрализованная деятельность.

Специфичными чертами коммуникативных навыков старших дошкольниковформируемых в процессе театрализованной деятельности, выступают различного вида речевые и символические средства,а именно: словарный запас, выразительность речи, правильное звукопроизношение, мимика, пантомима, пластика, речевые вокализации.

Эффективность формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе театрализованной деятельностиможет быть обеспечена следующими педагогическими условиями:

-организацией пространственно-предметной социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении, погружение в которую мотивирует театрально-коммуникативную деятельность старших дошкольников;

-созданием единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей, усилия которых направлены на поиск эффективных форм и методов формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности;

- реализацией опытно-экспериментальной программы формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Педагогический процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности осуществляется в контексте педагогической программы «Ступеньки театрального творчества»,направленной на решение следующих задач: мотивировать у детей интерес к театральному искусству, его истории; формировать умения создавать партнерские отношения через театрализованную деятельность, развивать потребности в самостоятельной театрализованной деятельностиформировать элементарные представления о приемах актёрской выразительности, совершенствовать творческую самостоятельность старших дошкольников посредством постановки мини спектаклей.

Теоретический анализ современных подходов к проблеме формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности позволил нам разработать теоретическую модель педагогического процесса.Наибольшее значение мы придаем следующим компонентам: цели, базовым ориентирам, принципам, условиям реализации, этапам организации педагогической деятельности, функциям, формам, методам, критериям оценки результативности, предполагаемым результатам деятельности.

Выполняя эмпирическую часть исследования,мы реализовывали цель: экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Экспериментальное исследование выполнялось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 1 аула Кошехабль. Общую выборку составило 50 детей в возрасте 6-7 лет, в числе которых 25 детей находились в контрольной группе (КГ) и 25 детей – в экспериментальной (ЭГ). Диагностика развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста проводилась дважды: в сентябре 2015 г. - констатирующий этап исследования, и в апреле 2016 г. - контрольный этап исследования.

На констатирующем этапе исследования мы проводили диагностику коммуникативных навыков детей, а именно выявляли инициативу и позицию в общение, благополучия общения и коммуникативные и игровые навыки, а так же выявляли уровень межличностных коммуникаций старших дошкольников.

Подводя предварительный итог констатирующего этапа эмпирического исследования, отметим, что качественные и количественные показатели сформированности коммуникативных навыков детей КГ и ЭГ не имели каких-либо принципиальных различий и соответствовали среднему уровню. На следующем этапе нашего исследования – формирующем – мы создавали педагогические условия, которые, согласно нашей гипотезе, могли способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных навыков детей.

Считаем необходимым дать краткую характеристику основным фрагментам педагогических условий. Первое условие касалось создания предметно-развивающей среды, создавая предметно-развивающую среду в экспериментальной группе.

Важным атрибутом организации среды явился театрализованный центр, в который были включены разнообразные объекты, например, такие как уголок «Играем в театр»«Костюмерная».

Уголок «Играем в театр» был оснащен различными видами театров: настольным, пальчиковым, театром на фланелеграфе, перчаточным, плоскостным; реквизитами для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набором кукол, ширмой для кукольного театра. Рядом располагался уголок «Костюмерная». Все это заметно развивало творчество детей, побуждало к коммуникациям.

Вторым условием являлось создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей. В работе с родителями мы использовали следующие формы:

-анкетирование с целью изучения отношения родителей к театрализованной деятельности детей в условиях ДОУ;

-просветительская работа с родителями в форме семинаров-практикумов и круглых столов о роли театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей;

-привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрального уголка;

-совместные театральные драматизации;

-фотовыставка «Наш театр»;

-индивидуальная консультативная работа с родителями;

-родительские собрания с показом детских спектаклей.

В качестве третьего условия была реализация опытно-экспериментальной программы «Ступеньки театрального творчества». Программа рассчитана на семь месяцев. Основная цель программы - создание максимально благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у детей коммуникативных навыков в театрализованной деятельности.

В контексте программы мы рассказывали детям об истории театрального искусства, знакомили с фотографиями внутреннего обустройства театрального помещения для зрителей (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, гримёрная, репетиционная комната, костюмерная, художественная мастерская). С интересом дети воспринимали информацию о театральных профессиях (режиссёр, звукорежиссер, гримёр, актёр, художник и др.). Мы проводили специальные беседы, викторины,например«Как Чебурашка в театр ходил»«Правила поведения в зрительном зале» и др.

Эффективность формирующего этапа эксперимента определялась на контрольном этапе, в ходе которого мы повторно провели диагностическое обследование детей.

Результаты диагностики детей свидетельствуют о том, что ЭГ проявили более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению с детьми контрольной группы.

Аналогичные результаты мы получили и в результате диагностики деятельности детей по методике «Игровая комната» (автор Дьяченко О. М.). К высокому уровню межличностных коммуникаций было отнесено 28% детей ЭГ, в то время как в КГ это количество составило 8%.

Подводя итог контрольного этапа эмпирического исследования, отметим, что качественные и количественные показатели сформированности коммуникативных навыков детей КГ и ЭГ претерпели принципиальные различия. Полученные данные убедительно свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента, в ходе которого мы создавали педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных навыков в театрализованной деятельности.

Содержание проведенного исследования позволяет сделать основной вывод: создание специальных педагогических условий, развивают не только психические функции личности ребенка, его творческий потенциал, но и социально значимую способность к межличностному взаимодействию, помогая тем самым адаптироваться в обществе, почувствовать свою успешность.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....

«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы было: приобщение детей к театрализованному искусству, развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.В своей работе мною предпринята попытка, по-новому...

ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...

Консультация "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста"

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...