Пальчивое рисование в профилактике стрессов
консультация

Горохова Екатерина Владиславовна

Рисование — большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули дообразного уровня содержат для их автора вполне конкретную информацию и смысл, и взрослых удивляет, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно укажет, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, о которых мы упоминали, то они строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до шести лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисованию в кружках, они дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. Дети их считают правильными. И они вовсе не так безразличны к своему творчеству, как это иногда кажется. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovoe_risovanie.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковое рисование.

Рисование — большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули дообразного уровня содержат для их автора вполне конкретную информацию и смысл, и взрослых удивляет, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно укажет, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, о которых мы упоминали, то они строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до шести лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисованию в кружках, они дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. Дети их считают правильными. И они вовсе не так безразличны к своему творчеству, как это иногда кажется. Эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется довольно рано, детям нравятся их рисунки больше, чем образец, с которого они срисовывали, хотя некоторые преимущества последнего признаются.

Определенные достоинства рисования по сравнению с другими видами деятельности в детстве и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. «Кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит»,— говорил известный педагог И. Дистервег.

Согласование работы полушарий.

По мнению ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретнообразное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитикосинтетического мышления, что, рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный объект, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознание себя в нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать, а известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью».

Таким образом, будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире и наконец — это важный информационный и коммуникативный канал.

В терапевтических целях используется еще одна особенность рисования. Как и всякое искусство, это особый вид коммуникации, который предоставляет человеку возможность сообщить о себе то, что он никогда не отважился бы сказать на словах и что на словах выглядело бы грубым или вульгарным. Некоторые особенности рисунка в образной, иносказательной форме многое говорят об авторе, иногда помимо его желания. В творчестве достигается максимальное самовыражение, и к тому же «этот язык не лжет». Информация, полученная при анализе рисунков, используется психотерапевтами для лучшего понимания сущности конфликта и намерений индивида, для ускорения и углубления психотерапевтического контакта. Правда, чтобы правильно читать скрытый подтекст рисунка, требуется серьезная специальная подготовка и умение разбираться в «изобразительном языке».

Коммуникативная функция рисования активно используется в лечении различных невротических состояний, при которых массивная «личностная защита» особенно препятствует осознанию истинных причин внутреннего конфликта. Рисунки, тематика которых касается важных социально-общественных, семейных и личных проблем, обсуждаются с психотерапевтом и членами специальной психотерапевтической группы. Причем оказывается, что другие очень легко замечают, указывают и интерпретируют то, что не осознавал ни в своем рисунке, ни в поведении его автор.

Классическая арттерапия включает в себя множество направлений: музыка и литература, театральный или танцевальный образ, цветотерапия – методы цветового воздействия. И каждое из них классифицируется в отдельный подвид. Но наиболее распространена изотерапия, которая включает в себя лепку, аппликацию и рисование. Важно понимать, что рисование в данном аспекте не ставит целью превратить ребенка в художника, отнюдь. Главное – помочь ему расслабиться психологически: дать выход своим мечтам и желаниям, выразить себя эмоционально, раскрыться и открыться миру. Иными словами, изобразительная деятельность выступает в качестве способа моделирования взаимоотношений и эмоциональных выражений. Возможно это при условиях:

простых и эффективных методик, не вызывающих у малыша затруднений;

привлекательности и оригинальности как самого процесса, так и его результата;

нетрадиционности способов и техник, мотивирующих на получение необычного опыта.

Мир рисунка также безграничен, как и неуемная детская фантазия, через демонстрацию которой малыш развивает мышление и координацию, терпеливость и воображение, одновременно избавляясь от страхов, напряжений и стрессов. Лечение рисованием, которое выступает инструментом расслабления, заключается в:

расставании с негативом через прорисовывание тяжелого события;

ожидании усмирения таких эмоций, как ярость, гнев или злость – неважно, на себя или на других. Линии и краски, фигуры и объекты на бумаге примут все это на себя, как откуп.

совместной деятельности, которая поможет ближайшему окружению узнать, что именно тревожит ребенка, следовательно, реально помочь в дальнейшем;

наблюдении со стороны, позволяющем выявить истоки сложных проблем на самых ранних стадиях.

Пальчиковое рисование

Если уж учимся рисовать, то только пальцами – этот вид ИЗО не оставит равнодушным ни одного ребенка, находя эмоциональный отклик в маленьком сердечке и помогая обогатить ощущение собственного «Я». Основное преимущество данной техники – необязательное наличие развитой мелкой моторики. Даже детки с размашистыми, слишком экспрессивными, грубыми и отрывистыми движениями смогут найти себя. Подобное рисование помогает ликвидировать тревожность и социальные страхи, подавленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка педагогам "Профилактика стресса"

Памятка содержит несколько эффективных рекомендаций по преодолению стресса....

Профилактика стресса - условие сохранения эмоционального здоровья.

Здоровье педагогов – отражается как в зеркале на здоровье детей.Понятие стресса неразрывно связано с именем Ганса Селье, который описал стресс как неспецифический ответ организма на любое изменение, т...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Презентация " Профилактика стресса у педагогов"

Презентация на тему "Профилактика стресса у педагогов"...

Профилактика стресса у детей. Рекомендации для родителей

Родителям необходимо знать, как проводить профилактику стресса у детей. И для этого важно соблюдать общие рекомендации...

Профилактика стресса у детей

Профилактика стресса у детей. Рекомендации для родителей...

Профилактика стресса Памятка и игры для диагностики и снятия стресса у детей и взрослых

Можно отметить, что  во время смены сезонов: с осени на зиму и с зимы на весну, резко меняется настроение и поведение детей. Чаще всего это проявляется у д...