"Агрессивный ребёнок"
консультация

Изоитко Надежда Александровна
Агрессивное поведение – это одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_agressivnyy_rebyonok.docx305.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Агрессивный ребенок"

Агрессивное поведение  это одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее проявление:

  • стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопека);
  • повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.п.).

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей. К ним относятся:

  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых роста: неудовлетворенность, физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышки ярости и физическое нападение на сверстников, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1-2,5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка трех лет, которые связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта» с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
  • Драчливость у мальчиков, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • Детская агрессивность нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к 7 годам (в норме) идёт на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребёнок уже научается разрешать конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, он лучше понимает чувства и поступки других людей.
  • Однако, если агрессивность ребёнка, как привычная реакция на препятствия и запреты, не уменьшается, а только набирает силу, то это повод для беспокойства.
  • Как же помочь маленьким агрессорам? Как вести себя взрослому, если он стал свидетелем агрессивной стычки?

Виды агрессии:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань);
  • прямая агрессия – непосредственно направленная   против   какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);
  • инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
  • враждебная (целевая) агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к «насилию», в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь» (Р. Кэмпбелл).

РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Успешному преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

  • положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на без оценочное восприятие личности ребенка;
  • сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля;
  • расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • враждебная (целевая) агрессия;
  • инструментальная агрессия.

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.

Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • нестабильная социально – экономическая обстановка;
  • индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность и т.п.);
  • социально – культурный статус семьи и т. п.

Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:

  • привлечение к себе внимания сверстников;
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  • защита и месть;
  • стремление быть главным;
  • стремление получить желанный предмет.

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведении наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда        агрессивные        действия        используются        как средства достижения определенной цели.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:

  • положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствует такие формы работы, как совместные чтения, беседы и т. д.;
  • сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, беседы и т. д.;
  • расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений – совместные игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр, и эстафет, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т. д.

Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Надо научить детей выражать гнев неразрушительным способом.
  3. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Дети с трудом могут назвать свое эмоциональное состояние, для этого можно использовать специальные шаблоны:
  4. Использовать рисование.
  5. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Здесь можно использовать ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

Так же можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?»,

«Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослые, то же должны избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

И в заключение: Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях, предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка. Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:

  1. неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
  2. низкий социальный статус ребенка в группе;
  3. неуспех, в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
  4. неудовлетворенность потребности в признании.

Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.

Так же следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей воспитанников ДОУ на тему: "Агрессивный ребёнок"

Памятка разработана  в рамках родительского собрания в ДОУ. Содержит полезную информацию для родителей на тему: "Агрессивный ребёнок! Как с этим бороться?"...

Агрессивный ребёнок.

Консультация для родителей....

Игры с агрессивным ребёнком

Как и во что играть с агрессивным ребенком?Первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к е...

Консультация для родителей "Агрессивный ребёнок"

Детская агрессия - откуда она берётся и как с ней бороться?...