Консультация для родителей "Как дошкольнику подружиться с часами"
консультация (подготовительная группа)

Кокшарова Алена Сергеевна

   Научить ребёнка самостоятельно ориентироваться во временных рамках достаточно длительный, постепенный процесс. Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления ( оно у дошкольников наглядно – образное) с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории – его нельзя увидеть и потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

 А вот какие нужно предпринимать шаги для ознакомления детей дошкольного возраста со временем, вы можете узнать из данного материала...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vremya.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как дошкольнику подружиться с часами»

     Научить ребёнка самостоятельно ориентироваться во временных рамках достаточно длительный, постепенный процесс. Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления ( оно у дошкольников наглядно – образное) с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории – его нельзя увидеть и потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

     Перед каждым родителям стоит задача: «Как научить своего ребенка понимать, разбираться, определять и ориентироваться во времени?».

     Оказывается, зная нехитрые приемы, можно без труда это сделать.

1. Первым делом активно используйте в повседневной речи названия дней недели, месяцев, времен года, таких понятий как «вчера», «сегодня», «завтра», частей суток.

2. Нужно объяснить ребёнку, что прошлое связано с тем, что уже было.
Настоящее - это один миг, здесь и сейчас.
Будущее - то, что только произойдёт.

     Например: «Сегодня ты идешь в садик, а завтра мы пойдем к бабушке». А завтра напомните ребенку про вчерашний разговор; «Помнишь, вчера я говорила тебе, что сегодня мы пойдем к бабушке? Вот мы идем». Или за завтраком спросите ребенка: «Какой сегодня день недели? – среда. А вчера, какой был? Вчера был вторник, а завтра будет четверг! А какая за окном погода? Правильно, пасмурно, идет дождь, нужно надень на прогулку  резиновые сапоги. Это какое время года? Осень!»

3. Приобретите разнообразные виды календарей

Их можно найти практически в любом канцелярском  магазине.

На календаре природы отображают число и день недели, месяц, температуру за окном, погодные условия, праздники, времена года. Такая наглядность помогает детям лучше понять пока еще абстрактные для них временные категории. Например: в течение времени помогает понять отрывной календарь. Пусть ребенок сам или с вашей помощью отрывает каждый вечер по листочку. Сами пометьте предстоящие семейные события или даты рождения ребенка и других членов семьи. Подсчитывайте или просто смотрите, сколько дней недели осталось до этого события. Комментируйте: «Вот прошел еще один день. Был понедельник 7 сентября, а стал вторник 8».

Можно придумать специальные режимные моменты, которые будут делаться только утром или вечером, а также в определенные дни недели.

     Например, по пятницам вы всей семьей смотрите мультик, по вторникам ходите на рисование, по субботам гуляете в парке.  Так ребенок сможет отследить цикличность дней недели.  

4. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение — ручные, настенные, будильник и т.д

Поговорите с ребенком про время - зачем нужно знать его вообще, зачем оно человеку: чтобы успеть на поезд, не опоздать в гости или в кино, не пропустить свой день рождения

5. Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).

6. Выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел.

     Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая) стрелка — минутная. У каждых часов есть свои звуки — они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов. Можно поиграть с  ребенком, давая выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом  часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут).

Например:

- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.

- Надо заправить кровать за 2 минуты.

                          - Надо почистить зубы за 3 минуты.

                                      - Надо собрать пазл за 5 минут

7. Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками — большой и маленькой.

То, что часовая стрелка - маленькая, а минутная — большая, принято на любых часах во всем мире — и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение — двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки - указатели времени.

     Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.

     После того как ребёнок разобрался, какая стрелка показывает часы, какая минуты, а какая секунды, как они движутся и с какой скоростью, можно переходить к завершающим этапам.

8. Ребенку важно рассказать, что обозначают цифры и точки между, которые изображены на циферблате. Что каждая цифра или число может иметь разное значение, в зависимости от того, какая стрелка указывает на неё.
    Важно рассказать, что например 6 часов и девять может быть только вечером и утром. Двенадцать и три часа только днём и ночью. Так ребёнок поймет, почему в сутках 24 часа, а на циферблате 12. Также расскажите, что условно первый полный оборот часовой стрелки связан со светлым временим суток, а второй с тёмным.

9. Далее на часах начинаем тренироваться определять время - сначала вы показываете ребенку тот или иной час, затем просите его самого показать, задуманное вами или им самим время. На действующих часах отмечайте, когда вы садитесь обедать и ложитесь спать, время ухода ребенка в сад, на работу и возвращения домой.

10. Читайте литературу, в которой в той или иной степени затронуты вопросы времени«Часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак, «Серая Шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Времена года» В. Сутеев, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «Песочные часы» В. А Каверин, «Сказка среди бела дня» Г. Ягдфельд и В. Виткович, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

Важно заниматься обучением постоянно и каждый день понемногу, не переутомляя ребёнка. И тогда время будет ему подвластно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

Презентация "Знакомим дошкольника с часами"

Презентация для старшего дошкольного возраста для ознакомления дошкольника с часами. В презентации герой мультипликационного фильма СМЕШАРИКИ  - "Кар-Карыч", в стихотворной форме знакомит с цифер...

консультация для родителей " «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧАСОВ: ОТ СОЗДАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

История возникновения часов весьма интересна и познавательна. Человеку было важно знать точное время, чтобы оптимально планировать свои действия, так поступательно были изобретены часы солнечные, водя...

Консультация для родителей "Какие бывают часы"

Консультация для родителей "Какие бывают часы"...

Обмен опытом. «Знакомство старших дошкольников с часами».

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением  времени, реагировать  на разные сигналы с определенной  скоростью и через заданные временные интервалы, ускорят...

Консультация для родителей «Как скрасить часы болезни малыша»

Ребенок во время болезни испытывает, помимо физических, еще и моральные страдания. Он замечает, что родители обеспокоены, их лица напряжены, речь отрывиста, в ней слышатся упреки. Ответственность за п...