Консультация для родителей «Встречаем весну по народному календарю. 3 марта - «День Овсянки – предвестника весны»
консультация (средняя группа)

Кантеева Вера Петровна

С приходом весны пробуждается не только природа. У взрослых есть возможность пробудить интерес подрастающего поколения к окружающему миру. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, побуждает интерес и желание познавать природное окружение. Взрослый может рассказать  о том,  как встречали весну наши предки. Примечательным может быть народный праздник «День птицы Овсянки – предвестника весны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Встречаем весну по народному календарю. 3 марта - «День Овсянки – предвестника весны»

Состояние экологии в последние годы наравне с природными стихиями приносят невосполнимый ущерб окружающей нас природе.  К чему приведет обеднение флоры и фауны стоит задуматься каждому неравнодушному человеку.  

На сегодняшний день очень остро стоит вопрос об экологическом  воспитании подрастающего человека, в будущем ответственного за состояние окружающей среды,  бережно относящегося к богатствам природы.  Будущее нашей планеты в наших с вами руках

С раннего детства ведется познавательное развитие в дошкольном учреждении, которое  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формировании первичных представлений... об особенностях природы…(ФГОС ДО)

Существует масса возможностей, чтобы дать первичные представления о природе. Но самый эффективный способ – совместные прогулки с детьми.

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе, городского и сельского дома, в парке, в сквере, в лесу и на поляне, возле реки.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, побуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показать уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме.

Приобщая малыша к тайнам природы,  следует обратить внимание малыша на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказать про него, пояснять, сообщать. Маленький ребенок с трудом воспринимает слава, а тем более пространную речь взрослого. Слова – это абстракция, звукосочетание; чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образец. Именно поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природными явлениями, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.

В любом возрасте можно и нужно привлекать внимание детей к объектам живой природы. Шумное чириканье воробьев означает, что действительно наступила весна и возврата зимы уже не будет. Примечательным может быть народный праздник «День птицы Овсянки – предвестника весны»

Название народного праздника Овсянки связано с именем птички-овсянки, которая, как казалось предкам, в этот день начинала петь: «Покинь сани! Покинь сани!», сообщая о скором приходе весны.
В этот день начиналась подготовка к предстоящему сезону полевых работ: проверяли и ремонтировали садовый и огородный инструмент, чистили и приводили в порядок инвентарь. На Овсянки молодежь обычно устраивала веселые гулянья с песнями и хороводами, вечером собирались на посиделки.
По традиции в этот день женщины пекли пирожки и печенье из овсяной муки, булочки в форме птичек. Сладостями угощали родных, друзей и птичку-овсянку. Считалось, если подношение ей понравится, весна наступит быстро. Отказываться от праздничного угощения нельзя: так можно спугнуть приход тепла.

Наблюдения за весенним поведением птиц - интереснейшее занятие, только взрослый должен вовремя обращать внимание ребенка на происходящие события. Птицы разбиваются на пары и выбирают место для гнезда. Вороны подправляют свои старые гнезда, носят в клювах прутья, палки, громким карканьем отгоняют от своей территории чужаков. Воробьи устраивают гнезда в каких-нибудь щелях, под крышами. Строение воробья трудно даже назвать гнездом, потому что это - несколько слабо скрепленных веточек, травинок – воробей - плохой строитель. Тем не менее, можно увидеть, как воробьи подбирают на земле палочки, летят с ними к месту гнездования. Примерно также ведут себя и голуби, они такие же плохие строители – свои простенькие гнезда устраивают на выступах или в углублениях стен.

Когда самочки сядут на яйца для высиживания, самцы начинают их кормить,- можно увидеть, как они несут в клювах какой-нибудь корм. Во всех случаях, если взрослый заметит такое поведение пернатых, он предлагает ребенку проследить, куда птица летит, что несет в клюве, и подумать, что это означает.

В дальнейшем, когда выведутся птенцы, и оба родителя начнут выкармливать их насекомыми, такие полеты можно наблюдать чаще, ребенок сможет сам заметить интересное поведение птиц.

Замечательные наблюдения могут получиться вблизи скворечника, гнезда ласточки, рядом с грачевником. Взрослый учит ребенка вести себя тихо, сосредоточиться: чтобы заметить что-то необычное нужно иметь терпение. Ожидание будет вознаграждено: ребенок увидит, как скворцы втаскивают строительный материал или корм в домик, как скворчиха сортирует корм для птенцов, выбрасывает жестких жуков, как ласточка ловко влетает в гнездо-норку.

Детям нужно дать понять, что необходимо не только узнавать новое, но и сохранять природу, уважительно и бережно с ней обходиться. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Наблюдение за птицами продолжаются всю весну. Особенно интересны они, когда подросшие птенцы-слетки начинают покидать гнездо: крупные, толстенькие, но еще желторотые и неуклюжие птенцы начинают осваивать пространство вокруг гнезда. Для родителей – это самое беспокойное время: они продолжают кормить птенцов, учат их летать и отыскивать корм, одновременно стараются обеспечить безопасность. Проще всего наблюдать за воробьями: семья стайкой кочует по гнездам, садится на кустарники, взлетают на нижние ветки деревьев. При этом, если ребенок ведет себя спокойно, можно увидеть, как воробьиха то одному, то другому кладет найденные зернышки. Иногда можно заметить, как с воздуха такую стайку отслеживает ворона или по земле крадется кошка. Молодых птенцов подстерегает много опасностей, поэтому оба родителя проявляют бдительность, храбро защищают свое потомство.
Уже весной можно наблюдать некоторые интересные особенности поведения птиц, которые служат приметами к изменению погоды.

Если воробьи купаются в пыли, значит надо ждать дождя, если они купаются в воде - будет потепление.

Если разные птицы много кричат, в том числе вороны громко каркают, значит, будут осадки.

Интересно наблюдать за полетом ласточек и стрижей – это прекрасные летуны, приспособленные кормиться в воздухе. Быстрый стремительный полет этих птиц привлекает взор наблюдателя, а им дает возможность хватать насекомых на лету. По ним можно также судить о предстоящих изменениях погоды: если они летают высоко, значит, дождя не будет, если же низко – скоро будут осадки.

Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только молодой порослью, нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по лесу разносятся птичьи трели. Это время, когда повсюду можно услышать «росчерк» зяблика, треньканье синицы, задорную трель дятла и милое «ку-ку». Особое наслаждение вечерами или ранним утром доставляет пение соловья, его можно услышать даже на окраинах больших городов. Поют главным образом самцы, а самки сидят на гнездах; поют они да тех пор, пока не вылупятся птенцы, затем начинается тяжелая работа – выкармливание потомства – и родителям уже не до пения. Развития наблюдательности у детей серьезный интерес к природе и радость общения с ней.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничего иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.

Использованны источники: 

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
  2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.

       Интернет источники

         https://academy-of-curiosity.ru/poznavatelnye-rasskazy/pticzy-vesnoj-vozvrashhenie-perelyotnyh-pticz/ 

https://ds81sar.schoolrm.ru/life/news/10452/593045/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Народный календарь Луков день»

Приобщение к русским традициям и народному календарю...

Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)

По народному календарю 1 марта празднуют  Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...

Народный календарь. Март

Народные приметы на март....

Консультация для родителей " Встречаем весну"

Рекомендации для родителей о пользе прогулок весной...

Консультация для родителей. Встречаем весну вместе с ребенком

Консультация предназначена для работы с родителями в детском дошкольном образовательном учреждении....

Методическая разработка (консультация для родителей) "Встречаем весну. Масленица"

Данная  публикация познакомит родителей с традициями русского народа....

Консультация для родителей "Встречаем весну без авитаминоза"

На состояние здоровья детей оставляет свой отпечаток холода и отсутствие большинства свежих овощей и фруктов. У каждого второго ребёнка весной диагнастируют авитаминоз - витаминную недостаточность. ...