Консультация для родителей «Наказание и поощрение детей в семье»
консультация

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите?  Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей
 

       «Наказание и поощрение детей в семье».

                                                               «Истинное воспитание ребёнка –

                                                        в воспитании самих себя».

                                                                                        (По Л.Н. Толстому.)

Крайне важным является отношение родителей к наказанию и поощрению ребёнка! Уважаемые родители нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но и напряжённый труд. Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети   часто ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений. На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите?  Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться. Необходимо не только слушать своего ребёнка, ну и услышать его.

          Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На   лице недовольство, жесткость - этим предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.   Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать? Ведь может оказаться, что ребенок совершил проступок неосознанно, не специально. Кроме того, задумайтесь, как часто Вы хвалите и поощряете малыша? Возможно, поощрений гораздо меньше, чем наказаний, а ведь ребенку необходима любовь и ласка. Чаще обнимайте малыша, говорите ему о том, что Вы его любите. Может быть, тогда количество провинностей резко уменьшится, ведь ребенку не надо будет обращать на себя внимание, родители и так будут уделять ему достаточно времени.

           Подавляющее большинство родителей «поощряют, хвалят своего ребёнка» (85,2 %).

           Лишь крайне незначительный процент родителей (2.9%) занимает по отношению к ребёнку «холодную, отчуждённую позицию».

             Какие наказания чаще всего используют родители?  

 На первом месте стоит наказание словом («ругаю, отчитываю»).

           Второе по значимости место занимает отказ выполнить обещание, данное ребёнку.

           Третье место занимает традиционное наказание – угол.

            Остальные меры, такие как лишение прогулки, игры с другими детьми, а также физические наказания («бью»), родителями используются крайне редко (6,4 %; 4,6 %).

                                                   Смысл наказания. 

                         Какими должны быть наказания?


           Наказание-это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его-сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьёзность. Ведь дети слишком легко пропускают слова родителей мимо ушей, особенно когда им что-то не нравится. Хотя наказание может огорчить ребёнка, дело не в том, чтобы его обидеть, расстроить или напугать, а в том, чтобы дать ему возможность задуматься над проступком, понять. Что именно он нарушил и почему это плохо.                            

Наказывать ребенка нужно таким образом, чтобы не разрушились доверительные и уважительные отношения между родителем и ребенком. Постарайтесь изначально понять мотивы поступка ребенка, поставьте себя на его место, попробуйте вникнуть в его логику. Не наказывайте прилюдно.   Будьте последовательны - за один и тот же проступок или наказывайте всегда, или никогда не наказывайте. Ребенок должен чувствовать определенность - что можно и что нельзя. Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте самоуважение ребенка.  Даже будучи наказанным, ребенок должен понимать, что его любят несмотря ни на что, т.е. ребенок должен чувствовать безусловную любовь. Не переусердствуйте с формированием чувства стыда у ребенка.  Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста. Например, малыш бегает, прыгает и падает, соответственно, вымазывает одежду. Однако бегать и прыгать – это природные потребности малыша. Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания. Особенно осторожно следует применять наказания по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать на них внимания до тех пор, пока не перестанут капризничать. На капризных детей лучше воздействовать добрым словом, чем суровым наказанием.
           Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.

Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Дети, к которым применяли физическое насилие, вырастают замкнутыми и жестокими, стремятся побить более слабых. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет.  Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.  Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает.  
          С малолетними детьми наказаний за нежелание что-нибудь делать лучше будет вообще избегать. Вариантов по процессу приучения маленьких детей к исполнению собственных обязанностей довольно много: во-первых, малыш с большим удовольствием откликается на любое предложение поиграть. И тогда, к примеру, уборку собственных вещей и игрушек можно легко превратить в весьма увлекательное занятие: пойти уложить всех спать, поискать домики для всех предметов. Во-вторых, маленькие дети обожают подражать своим родителям. И если вы с большим увлечением станете собирать игрушки, то, скорее всего, ваш ребенок, пускай и ненадолго, постарается присоединиться к вам.

Родителей, которые предпочитают никогда не наказывать своего ребёнка, сравнительно немного (10,9 %).

Наказывают своего ребёнка «постоянно» (20,7 %).

Основная же часть родителей (66,7 %) придерживается тактики «эпизодических» наказаний («иногда наказывают»).

Заметную роль в использовании частоты наказаний играет пол ребёнка. Отцы мальчиков чаще отмечают, что они придерживаются тактики «постоянных наказаний» в отличие от отцов девочек.

Среди матерей девочек существенно выше доля тех, кто предпочитает «никогда» не наказывать своего ребёнка, чем среди матерей мальчиков.

 

                          Что такое родительская похвала?

Хвалит – значит любит. «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!» - хочет (и должен!) слышать каждый ребёнок, чтобы нормально расти и развиваться. Похвалой мы устанавливаем для ребёнка систему координат. Жизнь для малыша – это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или применяют её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении. Хваля ребёнка, почаще называйте его хорошие качества.

           Большинство родителей используют вербальные оценки поступков ребёнка (88,5 %): «молодец», «умница».

Каждый четвёртый родитель использует такой вид поощрения, как подарок (26,8 %). Причём отцы чаще используют этот вид поощрений, чем матери.

Каждый пятый родитель (22,8 %) отмечает, что в качестве поощрений ведёт ребёнка туда, куда ему давно хотелось.

Высокообеспеченные родители чаще используют развлечения в качестве поощрений.

Памятка: «Как поощрять ребёнка в семье»

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку, и когда он моет посуду, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время игры, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, новый год и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.


                                    Какой должна быть похвала?

          Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала   приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что приводит ребенка к неудачам. Очень вредно дарить детям деньги или заключать с ними сделки о премировании деньгами за хорошие отметки.
         
Очень хотелось бы исключить   самый распространённый метод поощрения - конфеткой, шоколадкой. Конечно, купить конфетку проще, чем заняться с ребёнком. Проще, но далеко не лучше!
         
И ещё одно правило- поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай то-то, а за это получишь то-то». Ребёнок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребёнка всегда ожидать её.

                      Обращение ребёнка к взрослым.

«Я – Путник Вечности. Но я ваш ребёнок. У меня нет земного посоха. Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия:

– Во мне свой характер, не ломайте его.

– Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.

– Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.

– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

– Воспитывайте чувства под водительством разума.

– Воспитывайте разум под водительством сердца.

– Пусть мой приход напомнит вам, что вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши Пути скрещиваются, но не останавливаются».

                                                                                                Ш.А. Амонашвили.

   Воспитание ребенка – это большой труд. А главное правило в воспитании – любовь и восприятие ребенка, как личности, как человека. Не забывайте об этом.