"Использование игровых технологий в развитии речи детей".
консультация

Шевцова Елена Михайловна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_razvitii_rechi_detey.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии речи детей.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что проблема речевого развития малышей пришедших в этом году, остается для меня актуальной. Согласно педагогической диагностики, проведенной  с каждым ребёнком  в начале года, выявлен низкий уровень развития речи у 10 детей. В связи с чем встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течении всего времени пребывания в детском саду.

Проанализировав возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, я пришла к выводу, что им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как, в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; детям  младшего возраста свойственна подражательность, лёгкая внушаемость. Это помогло мне выбрать формы совместной деятельности с детьми по повышению речевой активности. Напомню, что игра-  это ведущий вид деятельности дошкольников , и я  широко использую его  не только в целях воспитания детей, но и с целью обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи.

В своей практике использую современные игровые технологии по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий.

Цель и задачи работы

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в разных видах деятельности.

Задачи:

Обогащение, уточнение и активизация словаря на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;

Организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств);

Целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов построенных с опорой на наглядные материалы ( игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

Методы и приёмы игровых технологий, используемых в работе

В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи:

  • Подвижные игры с текстами.
  • Народные и хороводные игры
  • Настольно-печатные и дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Игры-манипуляции
  • Сюжетные пальчиковые упражнения
  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
  • Использование мнемосхем.
  • Интерактивные игры

Подвижные игры с текстами – игры нередко сопровождаются стихами и песенками. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизирует внимание. Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение.

Настольно-печатные и дидактические игры- это форма обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. Существуют следующие виды игр:

Игры-путешествия - призваны усилить впечатления, обратить внимание , на то что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.

Игры – поручения .В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

Игры – беседы. В основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.

Игры – драматизации. Важно научить детей не говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры- манипуляции-Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения- к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые-кинезиологические упражнения «гимнастика мозга»- С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях  мною используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.

Игры на развитие физиологического дыхания(«Задуй ватку в воротца», « Бабочки», «Снежинки», «Листочки» и т.д.)

Все игры организую с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», « Уложим куклу обедом» участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай,  что я делаю», «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры строится таким образом , чтобы он содержал образцы речевого поведения ,способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При выборе игры стараюсь учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно со всей группой.

Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.

Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания, перед обедом , когда дети ожидают приглашение к столу. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит».

 Детям нравится показывать «театр в руке».На прогулке , после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом,  кошку, собаку, дерево.

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяю упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.

Одной из своих задач я считаю ознакомление детей с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.

На протяжении нескольких лет в своей работе я использую моделирование или мнемосхемы, которые считаю одним из эффективных средств развития связной речи. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.

Формирование у детей умения использовать модель в совместной деятельности способствуют умению свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать. Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление.

Создание и моделирование сказок – увлекательное занятие   для детей. Главное – заинтересовать ребёнка.

Использование интерактивных игр. Так как  компьютерные технологии  прочно вошли в нашу жизнь,  в своей работе я нередко использую интерактивные игры.   Они очень интересны детям, ярки, красочны, динамичны, способствуют не только развитию интеллекта, логики, внимания, зрительной памяти, оказывают благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы,  но и способствуют формированию звуковой культуры речи, связной речи, словаря. (игры «Кто как кричит?», «Назови правильно» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей.  .  Согласно,...

Использование игровых технологий в развитии речи детей

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Публикация «Использование игровых технологий в развитии речи детей».

Тема: «Использование игровых технологий в развитии речи детей»В современной педагогике и психологии была и остаётся главной проблема развития речи у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...

«Использование игровых технологий в развитии речи детей д/возраста»,

Методические рекомендации для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей д/возраста»,...