Публикация «Использование игровых технологий в развитии речи детей».
статья по развитию речи

Грачёва Анастасия Андреевна

Тема: «Использование игровых технологий в развитии речи детей»

В современной педагогике и психологии была и остаётся главной проблема развития речи у детей дошкольного возраста.

        Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики. Постепенное овладение языком находит непосредственное отражение в формировании мышления ребенка, а также развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи.

        Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

В.С. Мухина утверждает, что «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения».

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое

позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста. Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей

широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для

применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

1.Дидактическая игра.

2.Театрализованные игры.

3.Пальчиковые игры .

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно

реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

 игры – драматизации; режиссерские игры.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Многие ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,

особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше

развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересную игру.

В группе раннего возраста мы используем один из способов развития

мелкой моторики рук – пальчиковые игры.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем

принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится

на кончике его пальцев.»

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и

холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет

самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек.

Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов: мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя

на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган

человека.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны

одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Нетрадиционные пальчиковые игры, которые мы используем в своей работе:

Игра с мячиками.

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)

- Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

- Взад, вперёд его гоняю.

- Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).

- И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем

мячик).

- Колобок я разожму и другой рукой начну.

- Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой

рукой).

Пальчиковая игра «Сапожки».

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не

отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

- Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

- Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

- У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

- Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

- Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

- Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.

- Карандаш в руках катаю,

- Между пальчиков верчу.

- Непременно каждый пальчик,

- Быть послушным научу.

Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).

Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте

выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из

пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.

Игры с бусинами, пуговицами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

- Дома я одна скучала,

- Бусы мамины достала.

- Бусы я перебираю,

- Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено).

Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и

проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не

сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите

его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Рисование.

Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Игры с шишками, и грецкими орехами.

Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг

другого.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

Сматывание разноцветных ленточек.

Наматывание ниток на клубок.

Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.:

Просвещение, 1988. - 144 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. -

352 с.

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка

дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца.

- М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,

1995. - 144с.

5. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.

6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.

Игровые технологии в образовании дошкольников и младших

школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С.

Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей.  .  Согласно,...

Использование игровых технологий в развитии речи детей

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...

«Использование игровых технологий в развитии речи детей д/возраста»,

Методические рекомендации для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей д/возраста»,...