"Адаптация ребёнка в ДОУ"
презентация к уроку (младшая группа)

Партина Вера Владимировна

Данный материал позволяет познакомить родителей с особенностями адаптации детей к дошкольному учреждению. родители могут ознакомиться с возрастными нормами развития детей и расширить свои знания о прецессе адаптации детей к условиям детского сада. материал направлен на помощь родителям облегчить ребёнку процесс адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация82.77 КБ
Файл презентация "Адаптация"176.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок поступает в детский сад.

(групповые и индивидуальные консультации для родителей)

Цели и задачи:

  1. ознакомить родителей с особенностями адаптации детей к дошкольному учреждению (дать определение «адаптация»);
  2. познакомить родителей с возрастными нормами развития детей:
  • возрастные особенности физического развития детей;
  • показатели нервно-психического развития детей;
  • типы высшей нервной деятельности (темперамент);
  • основные показатели нервно-психического развития детей (знания, умения и навыки, которыми дети должны обладать согласно развитию своего возраста);
  1. расширить знания родителей о процессе адаптации детей

к условиям детского сада:

  • задачи работы педагога с целью создания условий для успешной адаптации детей в дошкольном учреждении;
  • взаимодействие педагога с детьми в адаптационный период;
  • планирование игровых занятий с детьми;
  1. помочь родителям облегчить ребёнку процесс адаптации

к условиям ДОУ:

  • совместная работа д/с и родителей в становлении ребёнка как личности;
  • ваш лучший помощник (участие родителей в играх);
  • советы по поддержанию родителями адекватной самооценки детей;
  • игрушка в жизни ребёнка;
  • изучение названий цвета;

 

Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определённой почве, в определённом климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания – рыбы живут в воде, птицы – в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Это свойство приспособления создаёт условия для биологической, физиологической и психологической адаптации. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – это семья и детский сад. Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. И чем младше ребёнок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребёнку со временем выйти из «гнезда», найти своё место среди других людей. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, ведь, прежде всего, неизбежна разлука со значимыми близкими, изменение привычного образа жизни, новый статус. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы малыша и отсутствием опыта. Ребёнок вынужден не только адаптироваться к новым условиям жизни, но и учиться взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребёнка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими.

Чтобы создать оптимальные условия для успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении, необходимо знать и учитывать возрастные особенности физического, нервно-психического развития и типологические особенности нервной системы.

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую адаптацию.

Проверить, как ребёнок адаптируется к детскому саду, можно по следующим показателям:

Лёгкая степень адаптации:

Ребёнок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течении первого месяца после поступления. У ребёнка в ДОУ нормализуется сон, ребёнок нормально ест. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношения к детям могут быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменение в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации:

Эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительнее. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях с взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность,

потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез) в течении 1,5-2 недель.

Тяжёлая степень адаптации:                                                      

 Самое нежелательное проявление, которое характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев). Тяжёлая адаптация может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями – отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневратическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесённой из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Отношение к близким – эмоционально-возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям – избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

 

Проведённые исследования (Р.В.Тонкова-Ямпольская, Л.Г.Голубева, А.И.Мышкис) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учёте у психоневролога. При аналогичных стрессовых ситуациях – при поступлении детей из детского сада в школу – дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. В случаях с тяжёлой адаптацией детей направляют на консультацию к психоневрологу. Оба варианта тяжёлой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первоначальной задачей является предотвращение тяжёлой адаптации при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение. Какие мероприятия следует осуществлять, чтобы не допустить тяжёлой адаптации? неправильно было бы думать, что ребёнка следует охранять от всякого проявления социальной адаптации. Задача заключается в том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребёнка, без которых нельзя адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

Возрастные особенности физического развития

детей раннего возраста.

Возрастные особенности физического развития ребёнка являются важным показателем, позволяющим оценить нормальное развитие организма ребёнка, выявить отклонения. Основными показателями, которыми пользуются для детей раннего возраста, являются рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы. Основной метод, применяемый для определения физического развития - антропометрический, то есть измерение тела линейное, поверхностное, объёмное и весовое. В два года вес ребёнка составляет 12,5 кг., рост 83 см., окружность головы 47,5 см., окружность груди 51 см. К трём годам ребёнок весит 14-15 килограмм, рост 92,5 сантиметра, окружность головы 49 сантиметров, окружность груди 53 сантиметра (это средний показатель, так как показатели мальчиков и девочек отличается). Детей от 2 до 3 лет измеряют один раз в полгода. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок трёхлетнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребёнка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребёнка в детском саду.

На третьем году жизни у ребёнка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы. Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребёнка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н.М.Аксарина, большие изменения в психике детей, а также в умственном развитии связаны с развитием речи.

Показатели нервно-психического развития

детей раннего возраста.

Психическое развитие детей дошкольного возраста происходит неравномерно. В нём наблюдаются периоды медленных, постепенных изменений и периоды более резкие, скачкообразные. Эти изменения связаны с отмиранием старых и появлением новых психических черт. Эти периоды являются кризисами развития и от рождения до семи лет их происходит три:

1 кризис в один год (от рождения до 1 года – младенчество);

2 кризис в три года (с 1 до 3 лет – раннее детство);

3 кризис в семь лет (с 3 до 7 лет – дошкольное детство);              

Основные психические черты, объединяющие детей на одном возрастном этапе – это их отношение к окружающему миру, их потребности, интерес и виды детской деятельности.

Рассмотрим показатели нервно-психического развития детей раннего возраста:

* развитие речи ребёнка третьего года жизни идёт очень интенсивно. Речь трёхлетнего ребёнка по своим основным параметрам начинает приближаться к речи взрослого. В его словаре представлены почти все части речи. Объём словаря достигает 1500 слов. Дети способны произносить слова различной слоговой структуры. В многосложных словах нередки такие нарушения, как пропуски и перестановки звуков и слогов. Звукопроизношение ещё не совершенно – сложные звуки искажаются или заменяются более лёгкими (рак-лак). Происходит усложнение структуры фразы и речи ребёнка, совершенствование её грамматического оформления. Дети употребляют простые и сложные, повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. На третьем году жизни возможны аграмматизмы – ошибки в падежных, числовых, видовых формах, в согласовании слов, так как окончательное практическое усвоение грамматических категорий произойдёт лишь в старшем дошкольном возрасте. В период трёхгодовалого возраста активно развиваются основные функции речи. Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Развивается планирующая функция речи, что очень важно для развития деятельности ребёнка. Малыш может рассказать о том, что он собирается сделать и как. Происходит совершенствование языковых средств речи ребёнка (лексики, грамматических форм), что способствует развитию её познавательной функции. Начиная со второго полугодия, ребёнок задаёт огромное количество вопросов: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?». Ребёнок способен не только выяснить неизвестное, непонятное, но при помощи таких вопросов познать причинно-следственные зависимости, развивая тем самым своё мышление. Бурное развитие всех сторон активной речи сопровождается совершенствованием по-нимания речи взрослых. Малыш понимает практически всё, что говорят ему взрослые, с интересом слушает и понимает короткие сказки, стихи и рассказы.

* развитие деятельности ребёнка на третьем году жизни связано с его речевыми возможностями. Действия ребёнка с игрушками и предметами носят сюжетно-отобразительный характер. Ребёнок пытается отобразить то, что он видел в деятельности других. Постепенно учится брать на себя и обозначать устно определённую роль, объединять несколько последовательных действий в единый сюжет. Таким образом, создаются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Содержание начальных игр ограничиваются 2-3 действиями (кормят куклу, укладывают спать). Ребёнок не отражает моменты собственной жизни, а действует, как показал взрослый (поднёс ложку ко рту куклы). На следующем этапе ребёнок начинает переносить способ действия взрослого на другие предметы и отражать моменты собственной жизни, тем самым содержание игры обогащается. Затем дети начинают использовать предметы как заместители (вместо мыла кубик), но на первых порах не даёт игрового названия предметам-заместителям. В дальнейшем уже самостоятельно даёт игровые названия заместителям, и сначала действуют с предметом, а потом осознают его смысл в игре. На очередном этапе появляются предпосылки к игре с ролями: начинают изображать действия конкретных взрослых, называет себя именем взрослого. Ребёнок сначала играет, в своём действии узнаёт действие взрослого и затем называет его (Аня-няня Маруся). У детей раннего возраста продолжительность сюжетно-ролевой игры занимает от 10 до 15 минут, затем сюжет быстро меняется. Свойственно многократное повторение одних и тех же действий с одними и теми же игрушками. Роль в игре ребёнку подсказывается самим предметом, который попал в руки если трубка, то доктор, если руль, то шофёр. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом (у одной куклы несколько матерей). Частая смена ролей связана с переходом от одного предмета к другому. Участвуя в совместной игре, дети мало обращают внимание друг на друга, они играют как бы рядом, а не сообща. Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов совместно с воспитателем способствуют развитию воображения и творчества детей.  Усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребёнок усваивает правило поведения в обществе связанное с этим предметом – кружку нельзя бросать на пол, так как она может разбиться. Одни предметы имеют однозначный способ употребления (одежда – шапку на голову, посуда – из кружки пьём, мебель – на стульчике сидим), а с другими можно обращаться свободно (игрушки, мячи, кубики) и трёхгодовалые дети способны в этом хорошо ориентироваться.  

Одновременно с развитием предметной деятельности у ребёнка развиваются некоторые виды продуктивной деятельности. В раннем возрасте усваивается изобразительная функция рисования, то есть ребёнок начинает понимать, что рисунок может изображать предмет. Первоначальные каракули представляют собой прерывающиеся, слегка закруглённые, со слабым нажимом линии. Стадия, на которой каракули ничего не обозначают, называется доизображающая. Переход ребёнка от доизображающей стадии к изображающей включает 2 фазы:

1 фаза узнавание предмета в случайном сочетании линий;

2 фаза намеренное изображение;

Постепенно ребёнок переходит от названия каракули к словесному формулированию того, что собирается изобразить и это является началом изобразительной деятельности малыша. Малыш учится рисовать линии, круги, используя графический образ и отказывается рисовать предмет, для которого нет графического образа. Ребёнок находит графические образы сам в процессе чирканья, а так же в результате подражания образам взрослых. Изображая предмет, ребёнок использует весь свой опыт – имеющиеся графические образы, зрительное впечатление от предмета и двигательно-осязательный опыт. В рисунках детей раннего возраста наблюдается закрепление графических образов и их превращение в застывшие шаблоны (изображение домов, солнца, деревьев). Также рисунки заполнены цветовыми шаблонами, так как знания о цвете дети берут со слов взрослых, минуя собственное восприятие. Но между тем, рисуя по замыслу, ребёнок способен выразить в своё отношение к своему рисунку – всё красивое изображают яркими красками, некрасивое – тёмными красками и небрежно.              

 Большой интерес у детей раннего возраста вызывает игра со строительным материалом. Ребёнок к концу 3-го года способен создать достаточно сложные сюжетные постройки (дом, гараж, дорога к нему). Конструирование развивает умение видеть предмет, улавливать его назначение и ребёнок узнаёт, что за определённой формой и весом деталей стоят определённые конструктивные свойства (например, куб – он будет устойчив на всех гранях, чем брусок), то есть каждая форма имеет свои конструктивные особенности.

Дети младшего возраста способны овладеть следующими типами конструирования:                                                                    

а) по образу – образец строится при детях, они видят процесс конструирования и выделяют детали;

б) по условиям – это понятие не дисциплинирует детей, а развивает интерес к варьированию, умению сделать различные варианты, что способствует развитию творчества и инициативы;

в) по замыслу – этот тип конструирования требует от детей игровая деятельность, то есть для игры сооружают постройки из любых предметов (из мебели, кусков материи, палок, досок). Конструкция будет такой, чтобы ребёнок мог сам ей пользоваться. Конструирование для игры объединяет детей, они совместно обсуждают план постройки, учатся отстаивать свои соображения, подчиняться мнению других.

     

Предметная деятельность имеет большое значение для психологического развития детей, особенно для их восприятия и мышления. Рисование позволяет выразить на плоскости цвет и форму предмета; лепка даёт возможность воплощения объёмной формы; конструирование передаёт соотношения частей. На основе такого практического анализа предметов у детей формируется представление о форме, цвете, величине, объёме, количестве, что открывает возможности для оперирования ими в мыслительном плане.

* развитие сенсорных способностей детей осуществляется в предметной деятельности и закрепляется в речи. Ребёнок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках и свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, то есть представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т.п., связывается с конкретными предметами и явлениями  окружающей действительности и обозначается соответствующими словами. Дети способны по образцу подбирать основные цвета и фигуры, называть 4 основных цвета и правильно использовать геометрические фигуры по назначению (например, в постройках).

* в двигательном развитии детей третьего года жизни отчётливо просматривается развитие целенаправленности. Ребёнок, как правило, двигается с целью: берёт кубики, влезает на стул, чтобы взять игрушку. Второе приобретение – способность и желание выполнить имитационные движения. На третьем году жизни развиваются координированные действия движения рук и ног, ребёнок может производить их одновременно. Он на ходу манипулирует предметами, может кататься на велосипеде, во время танца одновременно проделывает круговые движения кистями рук, поднятых вверх. Совершенствуется ходьба – кроме обычных, дети используют боковые, пятящиеся шаги, кружатся на месте, соблюдают равновесие, ориентируются в пространстве. Совершенствуется лазание, бросание, подпрыгивание.

* развитие восприятия – для детей трёхлетнего возраста становится доступным зрительный выбор по образцу, когда из 2х предметов он может подобрать такой же как третий, данный в качестве образца. Обследование предмета становится более детальным, ребё-

нок уже не ограничивается одним признаком. Знакомые предметы становятся постоянными образцами (все треугольники-крыша). Как раз в этот период будет неверным ограничивать материал, с которым действует ребёнок 2-3 формами и 3-4 цветами, ведь знакомясь со свойствами разнообразных предметов, ребёнок накапливает запас представлений о них. Если дать трёхгодовалому ребёнку предмет и попросить о нём рассказать, то ребёнок начинает сразу действовать с ним. Попыток рассмотреть, ответить на вопросы нет или рассматривают не последовательно, переходя к манипулированию. Если

предложить ребёнку рассмотреть фигуру неправильной формы, то отметим, что движение глаз внутри фигуры (не по контуру и без фиксации взора на характерных признаках) и количество движений не велико. Так же при осязательном ознакомлении с фигурами - похлопывает, но не ощупывает. Зрительное и тактильное восприятие детей раннего возраста находится на первоначальной ступени в процессе своего развития. Ориентируясь в пространстве, трёхгодовалые дети усваивают понятия с помощью своего тела, начинают ориентироваться от себя, выделяют отношения между предметами в продуктивной деятельности и это так же связано с усвоением словесных обозначений.

* мышление – в начале раннего возраста у ребёнка появляются действия, которые можно считать проявлением мышления, то есть использование связей между предметами (за верёвочку притянуть машинку). Гораздо важнее то, что ребёнок учится связывать разъединённые предметы и это является важной ступенью в развитии детского мышления. Мышление развивается путём практических проб и ошибок. Мышление ребёнка осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий – является наглядно-действенное. Но ребёнок способен действовать не только с реальным предметом, но и с его образом. Так он решает задачу благодаря пробе проделанной в уме (палка достаёт различные предметы, может достать мяч из под шкафа). Мышление ребёнка, в котором решение задач происходит в результате внутренних действий с образами, является наглядно-образным. Большое значение имеет формирование обобщений, то есть мысленное объединение предметов или действий с общими признаками. Основой для обобщения является усвоение речи, так как слова обобщают (всякие часы, но это часы). К концу третьего года жизни в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребёнком благодаря взрослому. Она развивается в практической деятельности, затем переносится на употребление слов, что даёт ребёнку возможность думать словами (например, ребёнок пьёт из кубика – знак питья). Усвоение того, что 1 предмет можно использовать в качестве заместителя-знака другого предмета – это важный пункт в осознании ребён-

ка окружающего мира. Знаковая функция перестраивает рисование ребёнка – в каракулях видит изображение предмета.

* внимание детей раннего возраста отражает их интересы к окружающим предметам и действиям с ними. Ребёнок сосредоточен, пока интерес не угаснет, поэтому редко длительно занимается одним делом. Наблюдается частое переключение внимания. В устойчивости внимания проявляется особенность темперамента. У уравновешенных детей внимание в 2 раза устойчивее, чем у возбуждённых. Универсальное средство организации внимания – речь. Педагог организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний. Позднее ребёнок начинает сам словесно обозначать те предметы и явления, на которые ему надо обратить внимание. По мере развития планирующей функции речи ребёнок способен заранее организовать своё внимание, то есть сформулировать словесно на что организовываться (например, отобрать карточки только с лошадкой и не брать карточки с медведем). Чтобы не было ошибок нужно вслух повторить инструкцию. На протяжении всего дошкольного возраста использование речи для организации своего внимания возрастает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной деятельности, но в продуктивной деятельности, в игре они достаточно внимательны.      

Следовательно, обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Необходимо на занятиях использовать элемент игры, сюрпризный момент в продуктивной деятельности и частую смену формы деятельности.

* память в основном носит непроизвольный характер, так как ребёнок не ставит цель запомнить или припомнить. Это происходит независимо от его воли и сознания ,а зависит от характера деятельности. Ребёнок запоминает то, на что обратили его внимание, что было интересно. Качество непроизвольного запоминания предметов, слов, картин зависит от того, на сколько ребёнок активно действует с ними (например, рассмотреть картинки и разложить по определённым местам, то есть непроизвольное запоминание – косвенный дополнительный результат, выполняемый ребёнком действий восприятия и мышления. У детей раннего возраста память непроизвольная. Произвольные формы запоминания и воспроизведения складываются в среднем возрасте и совершенствуются у старших дошкольников.

* развитие воображения как раз начинается в период раннего возраста, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими. У ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это впечатление восприятия действительности, слушанье сказок, просмотр кинофильмов. В данном типе воображения нет инициативного, творческого отношения к материалу.

Образы имеют не интеллектуальную, а эмоциональную основу. В них отображается то, что произвело впечатление, показалось интересным, вызвало эмоции. Малыш не в состоянии восстановить картину по памяти, творчески её преобразовать и использовать для создания нового. Уже в 30х годах психолог Выготский показал, что воображение ребёнка развивается постепенно и основано на впечатлениях реальной жизни, поэтому воображение ребёнка беднее, чем у взрослого. Выготский отмечал, что дошкольный возраст наиболее чувствительный, сензитивный для развития воображения. Отлёт от действительности детского фантазирования в том, что ребёнок не знает основных закономерностей действительности, не учитывает их и поэтому легко нарушает реальность. Видимое богатство детской фантазии является проявлением слабости критической мысли ребёнка. Яркость и эмоциональность, наглядность и конкретность, подвижность и изменчивость отличают образы детского воображения. Воображение развивается в игре. На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и не возможно без них. В играх трёхгодовалых детей важно сходство заместителя с реальным предметом. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает и происходит интериализация, то есть переход к играм с предметом, которого в действительности нет, и действие с ним в уме. Это и есть зарождение воображения, как особого психического процесса. Воображение детей раннего возраста по большей части непроизвольно, в нём нет предварительного замысла. Игра зависит от предмета, рисунок от линий на бумаге. Возникая в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Дети используют преувеличение и гиперболизацию.

* чувства в раннем детстве господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. На эмоциональное развитие детей третьего года жизни оказывают влияние условия воспитания и развитие индивидуальных особенностей ребёнка. Начинают проявляться индивидуальные различия в демонстрации эмоций, разнообразный эмоциональный фон во время игры. В то же время для всех характерна, с одной стороны, живость эмоционального реагирования, а с другой стороны – кратковременность, неустойчивость эмоций. Ребёнок третьего года использует разнообразные средства для выражения эмоций – мимику, жесты, интонацию, усваиваемые по подражанию взрослым. Чувство и желания определяют поведение малыша – ребёнок импульсивно действует по первому побуждению. Своеобразие эмоциональной сферы сказывается на развитии общения ребёнка с окружающими. Трёхлетний ребёнок скучает при расставании с товарищами по играм и радуется предстоящей встрече. Он симпатизирует, сочувствует, плачет при виде слёз и горя товарища. К трём годам у малыша появляется избирательность по отношению к другим детям. Возникают симпатии и антипатии, привязанность, соперничество, ревность. Ребёнок идёт на сознательную уступку и компромисс.

Трёхгодовалый малыш воспринимает юмор, насмешку, испытывает конфуз под ироничным взглядом и смеётся над тем, что кажется ему смешным.

Типы высшей нервной деятельности (темперамент).

   

Почти со дня рождения каждый ребёнок обладает определённым типом высшей нервной деятельности. От типологических особенностей нервной системы зависят сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности проявляется в общей подвижности, в быстроте реакции, в темпе речи, в том, как скоро и легко возникают чувства, и в силе их выражения. Особенностями высшей нервной деятельности определяется и темперамент ребёнка.

Существует несколько типов темперамента:

- холерический;

- сангвинический;

- флегматический;

- меланхолический;

Замечу, что в «чистом виде» любой тип темперамента встречается редко, хотя у детей он проявляется ярче, чем у взрослых (под влиянием воспитания у взрослого человека выработаны такие качества как сдержанность, уравновешенность, быстрота реакций, воля, самоконтроль, общественный долг и прочее). Поведение детей в большей степени, чем у взрослых зависит от того, каким темпераментом они наделены.

Что же педагогу приходится иметь в виду в подходе к детям, если учитывать их индивидуальные особенности:

- ребёнок с холерическим темпераментом безудержен в своих проявлениях. Ему присуща высокая нервно-психическая активность. Он чрезмерно подвижен, энергичен, стремителен, импульсивен (в большей степени, нежели его сверстники, обладающие иным темпераментом), очень ярко эмоциональные реакции. Шумные игры, возня для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Он контактен, бойко отвечает на вопросы взрослых.  

- ребёнок, обладающий сангвиническим темпераментом эмоционален, впечатлителен, в меру живой, активен, ему присущ положительный эмоциональный тонус. При правильном воспитании он не склонен к Капризам, коммуникабелен, быстро находит место в обществе сверстников. Такие дети с одинаковым интересом могут играть в подвижные и спокойные игры, сосредоточенно заниматься, тщательно выполнять поручения.

- дети-флегматики спокойные, медлительные, обычно они не доставляют хлопот родителям. В противовес холерику они заторможены, что проявляется не только в замедленности психических реакций, но и в моторике. Такой ребёнок не тороплив, всё делает медлительно, обстоятельно, на распоряжения взрослых не может реагировать моментально, в какое-то дело включается не сразу, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Однако переключиться на другой вид деятельности для флегматика трудно.

- у ребёнка с меланхолическим темпераментом слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Меланхолик эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, к обострённому восприятию даже самой маленькой обиды. И хотя чувства свои он не выражает бурно, но они глубоки. Он чутко реагирует на тон, и на настроение взрослого. Такие дети трудно адаптируются к дошкольному учреждению, долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро.

   

 У любого ребёнка можно сформировать лучшие черты характера. Хорошие успехи в любом виде деятельности, труде, добрые, высокогуманные отношения с людьми доступны всем детям. А это зависит от воспитания, от умения найти соответствующий подход к ребёнку с учётом всех его особенностей и возможностей.

В воспитании детей с холерическим темпераментом на первый план выдвигаются задачи формирования выдержки, сдержанности, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, интереса к играм и занятиям, требующих усидчивости, устойчивого внимания. Детей-холериков полезно переключать с подвижных, шумных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях: от неподвижности они утомляются и допускают срыв в поведении.

Сангвиники – энергичные, подвижные дети, с высокой работоспособностью, не устаёт во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию. С ребёнком такого темперамента необходимо интенсивно заниматься, приучая его к регламентации времени и действий, тренируя его. В силах педагога выработать у ребёнка навыки усидчивости и дисциплины, которые ему пригодятся в будущем.

В воспитании детей-флегматиков следует взять за правило: не раздражаться на медлительность; не делать за ребёнка того, что он в силах сделать сам. Привлекать к играм и гимнастическим упражнениям, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций, ориентировку в пространстве, давать трудовые поручения. Особое внимание следует уделять воспитанию у ребёнка самостоятельности и инициативы, ибо его активность невысока и он склонен делать то, что ему велят.

Дети-меланхолики нуждаются в подбадривании и ласке, а тон строгости допустим лишь в самых исключительных случаях. Однако в подходе к ним недопустима и другая крайность – излишняя опека. Это может изнежить, сделать их эмоционально незакалёнными, легко ранимыми. Но при правильном воспитании характерная для таких детей повышенная чувствительность к педагогическим воздействиям вырабатывает у них такие ценные качества, как деликатность, чуткость, отзывчивость, такт, скромность.

     

 Задачи работы педагога с целью создания условий для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду.

     

  Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, овладение им соответствующих форм деятельности и общения. Содержание развивающей работы определяется в соответствии с возрастными особенностями ребёнка и его индивидуальными особенностями.

Ведущей задачей развивающей работы является максимальное приближение показателей развития ребёнка к возрастным нормативам, овладение им умениями и навыками, характерными для данного возраста.

В трёхлетнем возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности – игра, общение с взрослыми и со сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд - занимают главное место в программе развития и воспитания детей в детском саду. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается созревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе.

   

 Развивающая функция деятельности педагога заключается в выполнении следующих задач:

- способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с взрослыми и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребёнка.

- обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками.

- способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

- способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.

- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь, а так же добрые чувства к животным и растениям.

- развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения с взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения.

- способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

- организовывать предметно-пространственную среду, обогащая её элементами (играми, игрушками, специальным оборудованием и приспособлениями для занятий и игр и др.), способствующими развитию функций, стимулирующих творчество и самостоятельность ребёнка;

- создавать эмоционально положительный фон воспитательных воздействий, обеспечивающих интерес, мотивацию, значимость совместной деятельности взрослого и ребёнка;

Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни требует соблюдений всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания. Продуманная организация

питания, сна, содержательной деятельности каждого ребёнка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Взаимодействия педагога с детьми в адаптационный период.

Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребёнка в детском саду. Для того, чтобы ребёнок смог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время. Поэтому в первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Детей укладывают спать на 4-5 день пребывания в детском саду. Постепенно с лаской, заботой и вниманием знакомят детей с новыми правилами поведения и взаимодействия в группе. Очень важно помнить, что отрицательные эмоции могут стать благоприятным фоном для соматических и психических нарушений.

Важно использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком, так как в игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. В игре ребёнок может открыто выразить свои эмоции (даже негативные), принять на себя любую роль и проиграть различные способы поведения.

    Необходимо создать положительную установку на предстоящие режимные процессы, используя художественную литературу и фольклор. Привыкание к режимным моментам и положительное отношение к ним достигается различными методами: на первых порах количество требований минимально. И ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка делать что-либо против его воли, в этом случае приходится искать компромиссные варианты. Умывание, кормление, одевание и раздевание сопровождается стихами и закличками, используются образные игрушки. Беседа очень помогает разрядить ситуацию, например: «Я знаю, что ты не любишь спать днём, но в детском саду все детки днём спят. Ты можешь просто полежать с закрытыми глазами и что-нибудь себе представить интересное». Успокоить детей перед сном помогает чтение сказок и спокойные колыбельные песенки. Также возможно использование элементов телесной терапии – обнимание и поглаживание ребёнка, игры с прикосновениями.

Планирование игровых занятий с детьми:

Приступая к планированию, нужно чётко сформулировать свои цели: каких результатов необходимо достигнуть в определённый отрезок времени. Затем нужно подобрать игры, задания и упражнения, которые соответствуют поставленным целям, возрасту и возможностям ребёнка.

При этом необходимо также учитывать:

- взаимосвязь и последовательность выбранного материала, то есть связаны ли занятия друг с другом и являются ли последовательным продолжением предыдущих;

- постепенное усложнение;

- разнообразие, чередование различных видов активности - необходимо чередовать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью;

- фронтальные занятия и по подгруппам, то есть необходимо решить когда использовать малые, а когда – большие группы. Подгруппу можно планировать заранее, а можно использовать процедуру случайного отбора – вытаскивание из волшебного мешочка круглые и треугольные предметы;

  При проведении игровых занятий необходимо придерживаться трёх принципов:

1 принцип свободного участия – если упражнение весёлое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из малышей не хочет участвовать, то нужно постараться найти для него игру, в которую он мог бы спокойно играть в другой части группы. Нужно разрешить детям спокойно выходить из игры и спокойно в неё возвращаться.

2 принцип осознанности – перед началом занятий нужно объяснить детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.

3 принцип рефлексии – для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия необходимо совместно с детьми подвести итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт приобрели.

Когда большинство детей приходят в детский сад, они попадают в группу совершенно незнакомых людей. Задача педагога – помочь ребятам познакомиться и наладить контакт друг с другом. Совместные игры способствуют сближению детей, объединяют их интересной деятельностью и отлично поднимают настроение. Игра помогает педагогу завоевать расположение и доверие детей.

При выборе игр необходимо учитывать психофизиологические особенности каждого ребёнка.

Совместная работа детского сада и родителей

 в становлении ребёнка как личности.

 Неуравновешенные дети, у которых процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами, отличаются шумливостью, подвижностью, непоседливостью, они чаще всего шаловливы,

драчливы, непослушны. Если по отношению к таким детям родители или педагоги станут применять наказание за неумение себя сдерживать, то у них вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите. Они легко вступают в конфликты со сверстниками, с родителями, обижают слабых, нарушают установленный порядок. Родители недопонимают, что у таких детей надо формировать волевые черты посредством привлечения ребёнка к спокойным играм, целесообразным занятиям. Часто, выйдя из терпения, они прибегают к наказаниям. В этом и заключается их ошибка: особенно вредным воздействием на детей являются частые наказания, ограничивающие их свободу, активность. Наказания перегружают и без того слабый тормозной процесс и лишь усиливают возбудимость ребёнка.

Большую, можно сказать главную роль в становлении ребёнка как личности играет, конечно же, его семья. Взаимодействие ребёнка

с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создаётся определённая атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты с взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребёнка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определённая зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Психологическая и педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей. В дошкольном возрасте ребёнок лишь «нащупывает» характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Поэтому о важности  проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в на-

стоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком, соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно на развитии ребёнка.

Психология развития ребёнка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом - препятствуют оптимальному развитию личности ребёнка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребёнку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребёнка, позитивный взгляд на мир и самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиция».

Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к среде сада и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Работа педагога направлена на коррекцию сложившейся системы отношений между ребёнком и близкими взрослыми и предполагает ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов, формирование новой системы отношений, построенных на эмоциональном принятии ребёнка, уважение его личности и предоставлении возможности реализации самостоятельного активного поведения при сохранении руководящей роли взрослого.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А.Сухомлинский («Сердце отдаю детям» 5-е издание Киев 1974, с.12).

При правильном воспитании наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Психологи утверждают, что если родители не уделяют должного внимания воспитанию чувств ребёнка – умению сочувствовать, радоваться, проявлять доброту, разделять тревоги и волнения близ-

ких – чаще всего вырастет чёрствый, эгоистичный человек, лишённый чувства долга перед родителями, перед обществом. Если родители ограждают ребёнка от семейных забот и тревог и всецело устремлены дать ему как можно больше радостей, то вольно или невольно они растят личность эмоционально и нравственно ущербную: привыкая жить лишь своими радостями, он остаётся равнодушным к переживаниям близких. Мир чувств такого ребёнка обеднён, а это не может не сказаться на формировании его отношений, осознании своих обязанностей, выработке отношения к событиям окружающей действительности, к близким, людям вообще.    

Вот почему необходимо, чтобы вся система семейного воспитания была направлена на формирование у детей чувства ответственности, умения уважать общественное мнение семьи, считаться с её материальными возможностями, сочувствовать и разделять общие заботы и переживания.

Целенаправленность воспитательного процесса предполагает разумную, последовательную требовательность к ребёнку, осуществляемую всеми взрослыми членами семьи при их полной согласованности. Это принципиально важное положение обязывает дать развёрнутое толкование, так как родители по-разному понимают, что значит быть требовательным к ребёнку, не могут уловить ту золотую середину в обращении с ним, когда сочетаются строгость и доброта, непреклонность и мягкость.

Формирование личности – процесс многоплановый и длительный. Родителям необходимо раскрыть это положение, показав, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребёнка, организация полноценного питания, сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе и т.п. Оно тесно связано с формированием у ребёнка нравственно-волевых качеств – смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинированности, а также с подготовкой к участию в труде (что требует физического и морального напряжения, выносливости).

Умственное воспитание не может осуществляться в отрыве от формирования эмоционально-нравственной сферы ребёнка. Всё, что им пережито, прочувствовано, осмысливается и усваивается наиболее эффективно и надёжно. Знание закономерностей и интеллектуальных возможностей ребёнка – непременное условие правильной организации умственного развития, ибо от этого зависит, смогут ли родители найти пути оптимального решения задач, связанных, пусть даже, с подготовкой ребёнка к обучению в школе. Воспитание происходит в деятельности, ибо ребёнок приобретает знания, умения, навыки, моральные представления и нравственное поведение в активной форме, а не в результате пассивного восприятия тех сведений, которые сообщают ему взрослые. Игры, труд, занятия, повсе-

дневное общение с близкими людьми и сверстниками являются для ребёнка своеобразной школой практики, благодаря которой осуществляется процесс усвоения, уточнения, творческой переработки, а также активного переосмысления всей суммы ранее имеющихся у него знаний, умений и навыков, а следовательно, и дальнейший их качественный рост.

Вопрос о формировании личности в процессе разнообразных видов деятельности требует особого рассмотрения с родителями, так как многие из них не усматривают воспитывающего значения игр и труда ребёнка, повседневного общения с ним. Важно подчеркнуть,

что стремление к деятельности – одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное русло. Значит, от взрослых требуется руководство детской деятельностью; умение создавать условия для разнообразных игр, труда, следить, чтобы ребёнок в течении дня был целесообразно занят; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и чередовании различной деятельности, в расширении её содержания, достижении поставленной цели; учить ребёнка самостоятельно организовывать свою деятельность.

В процессе труда у ребёнка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трёхлетнего ребёнка надо учить умению обслужить себя, по возможности обходясь без помощи взрослых, помогать старшим что-то подать, принести, положить на стол хлеб, ложки, убирать за собой игрушки, свои вещи, по собственной инициативе заниматься игрой.

Часто мы слышим «Я сам!» и значит, у ребёнка проявляется стремление к самостоятельности. Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребёнка. Оно проявляется, причём очень рано. И нужно объяснить родителям, что это стремление необходимо поддерживать. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то ребёнок может расти пассивным, не умеющим преодолевать трудности, он ждёт, что за него всё сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребёнка того, что он может сделать сам, - это должно стать правилом для каждого из родителей, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Также необходимо объяснить родителям, что игра является ведущей деятельностью малышей. Принимая участие в детских играх, родители имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребёнка

разумно, целеустремлённо. Совместные игры родителей с детьми имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признания ребёнком их авторитета.

Принципы, сопутствующие разработке и практической

деятельности педагога.

  • Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьёй ребёнка раннего возраста – родители рассматриваются как равноправные субъекты всех видов деятельности, направленных на развитие ребёнка. Более того, родители становятся центральной фигурой между ребёнком, педагогом и всех происходящих процессов воспитания и обучения. Только сознательное и заинтересованное участие родителей способно обеспечить эффективность проделанной работе по созданию условий для успешной адаптации детей в детском саду.

  • Принцип конфиденциальности предполагает сохранение от разглашения всех сведений об особенностях развития ребёнка и условиях социальной ситуации его воспитания и развития.

  • Принцип непрерывности психолого-педагогической помощи предполагает её осуществление до тех пор, пока проблема не будет полностью преодолена.

  • Онтогенетический принцип ориентирует при определении уровня развития ребёнка, а также при планировании последовательности развития психических функций, видов деятельности, форм и средств взаимодействия ребёнка с окружающими. Изменение, недоучёт закономерностей возрастного развития может привести к появлению ещё больших трудностей и проблем в развитии ребёнка.

  • Принцип ориентации на индивидуальные положительные особенности развития ребёнка, его возможности и способности. Каждый ребёнок должен пройти все последовательные этапы психического развития. Но проходить их разные дети могут по разному, в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, способностей, интересов, а также и трудностей. И в этом заключается уникальность, неповторимость и ценность каждого человека. Поэтому в процессе психолого-педагогической помощи необходимо выявлять, сохранять и развивать все индивидуальные положительные особенности ребёнка, ни в коем случае не подгоняя их под средний нормативный показатель.

  • Принцип развития личности ребёнка в целом, а не отдельных психических функций. Этот принцип базируется на системном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребёнка, который рассматривает человека, и ребёнка в частности, как сложную, развивающуюся по определённым законам целостную систему, в которой все компоненты, уровни организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому, планируя какие-либо педагогические, целенаправленные действия, следует заранее спрогнозировать, как они отразятся на других компонентах психической деятельности, на личностном развитии ребёнка.

  • Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребёнком в ходе его развития, воспитания и обучения. Одной из особенностей раннего возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребёнка от взрослых, прежде всего от матери, его способность «заряжаться» эмоциями взрослых. Поэтому особое внимание следует уделять правильно организованному эмоционально положительному развивающему взаимодействию матери и ребёнка, являющемуся необходимой основой стимуляции психического, речевого и моторного развития. Психическое состояние радости, спокойствия, атмосфера доброжелательности усиливают интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности, делают её привлекательной для ребёнка.

  • Принцип создания специально организованной педагогической среды воспитания и развития ребёнка, соответствующей его особенностям, потребностям и способствующей развитию потенциальных возможностей ребёнка. Реализация этого принципа требует создания ряда условий, которые обеспечиваются вышеназванными принципами, то есть личностно ориентированного, эмоционально положительного взаимодействия ребёнка с взрослыми, систем целенаправленных воспитательных воздействий и специально организованной предметно-пространственной среды, в которой осуществляются воспитательные воздействия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Условия для успешной адаптации детей к ДОУ» во второй младшей группе «Белочки» Воспитатель: Партина Вера Владимировна МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида «Светлячок» п. Светлый

Слайд 2

Тема: Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам ( адаптированность ) Негативным (стресс) При этом выделяются критерии успешной адаптации: Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)

Слайд 3

адаптация

Слайд 4

Адаптация

Слайд 5

Адаптация

Слайд 6

Адаптация Физиологическая адаптация зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета), также от образа жизни, предпочтений в питании.

Слайд 7

Адаптация Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: просится в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; Пред поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).

Слайд 8

Алгоритм прохождения адаптации в группе раннего возраста Ступенчатая адаптация Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка , нужно сделать его постепенным( у каждого ребенка проходит индивидуально): В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа; В течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты-выход на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, обед и постепенное оставание на сон); Полная адаптация – 10-12 недель.

Слайд 9

Правила введения ребенка в ДОУ Ступенчатая адаптация. Полная адаптация – 10-12 недель. При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребенка целесообразно воздержаться от посещения д/с на 2-3 дня. В период адаптации сохраняются все привычки ребенка ( включая вредные). Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога дома). Воспрещается в период адаптации делать прививки, инъекции, стричь волосы и ногти ребенку. Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка. Единство и постоянство требований со стороны всех (большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка).

Слайд 10

Советы родителям В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов ( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новым игрушек ;

Слайд 11

Адаптационный процесс выделяет три фазы:

Слайд 12

Советы родителям для вновь поступившего малыша в группу раннего возраста. О первом приходе договорится с воспитателем группы, придя заранее в группу за несколько дней до начала посещения малышом детского учреждения. Педагоги подскажут вам время прихода, чтобы смягчить впечатления и не травмировать плачем других детей при расставании с родителями вашего малыша. В первые дни ребенок должен находиться в саду небольшое количество времени 1-2 часа или как Вам скажут педагоги наблюдая за малышом. Постарайтесь не входить в группу, если ребенок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоиться, если войдете когда он плачет у него сформируется условный рефлекс, что стоит ему заплакать или погромче закричать и мама сразу же появиться.

Слайд 13

Советы родителям Придумайте ритуал-прощания или приветствия ( пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!». Малыши очень чувтвуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для него нет.

Слайд 14

Советы родителям Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. После прогулки он может вернуться в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму. Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день. Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада. Если есть возможность , устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы

Слайд 15

Советы родителям Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома; Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов; В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами; Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия; Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.

Слайд 16

Советы родителям Признаки успешной адаптации малыша в д/с: Нормальный сон( засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.; Нормальное настроение, легко просыпается утром; Желание идти в детский сад.

Слайд 17

Советы родителям Признаки дезадаптации: Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть

Слайд 18

Советы родителям Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духу вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Слайд 19

Советы родителям Помните всегда : От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам когда собираетесь в дет сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...