Игровая деятельность по подготовке детей к обучению в школе.
консультация (подготовительная группа)

Кобелева Мария Александровна

Вся наша жизнь – игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построения своего «Я», и самооздоровления себя через игру, и коррекция детско – родительских отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность по подготовке детей к обучению в школе.

Вся наша жизнь – игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построения своего «Я», и самооздоровления себя через игру, и коррекция детско – родительских отношений. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Игра для ребенка – это не только удовольствие или радость, это мир, в котором он живет, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развить память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. А самостоятельность, активность, саморегуляция играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника.

В своей работе я использую такие игры:

1. Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «парикмахерскую», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер ребёнка, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей. И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;

изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.

2. Дидактические игры

Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику. Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы. Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.
 Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;
- развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения, развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.   

3. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка

4. Подвижные игры

Движение — это жизнь! Любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение. Игры должны быть не слишком трудными, но и не слишком лёгкими, так как интерес падает в том и в другом случае. Правила игры - понятными, оценка игрового результата объективна. Необходимо поощрять придумывание новых игр.

5. Конструкторская игра

Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

6. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:

Игры «Что изменилось?», «Внимание» на предметах, картинках, позах играющих детей, и т.п.

7. Игры на развитие мышления:

- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:

«Сложи узор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольная комната», «Кирпичики», «Чего не хватает», «Найди лишнее», «Продолжи ряд», и т.д.

- Игры на классификацию и обобщение: «Четвёртый лишний», «Что лишнее», «Назови одним словом» и др.

8.Игры на развитие речи, пересказ и сочинение сказок:

«Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ», «Что случилось потом?», «Что было и что будет?», «придумай рассказ по картинке»,

9. Игры-соревнования: Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

10. Игры на развитие математических способностей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа хорошо активизирует мыслительную деятельность ребёнка. Все полученные знания и умения в дошкольном возрасте подготавливают к усвоению детьми на следующей ступени развития более сложных математических задач.

11. Игры направленные на обучение грамоте.

Главная задача любого, в том числе и добуквенного, этапа обучения грамоте - сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но  привлекательной и интересной.

Так что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни намного больше, чем бездумно выученные несколько слов на английском языке или умение считать до 100 и обратно в трехлетнем возрасте!

Подготовка ребенка к школе — это непростой процесс, но веселые игры помогут сделать его более приятным и легким. Поэтому старайтесь почаще играть с будущим школьником, и на свои первые в жизни уроки он пойдет с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в подготовке детей к обучению в школе.

Подготовка детей к обучению в школе ведется по двум направлениям: общая готовность, специальная готовность. В статье  раскрываются задачи, которые необходимо решить при подготовке детей к обучени...

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе.

Как влияет художественно-продуктивная деятельность на развитие детей дошкольного возраста и на подготовку детей к школее....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Материал будет полезен педагогам и родителям при подготовке детей к школе...

Игровая деятельность по подготовке детей к обучению в школе.

Вся наша жизнь – игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средст...