Памятка: «Домашний игровой уголок ребенка»
материал (подготовительная группа)

Мартыненкова Мария Ивановна

Памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashniy_igrovoy_ugolok_rebenka.docx549.38 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

«Домашний игровой уголок ребёнка».

hello_html_1f99ec1f.jpg

ИГРОВОЙ УГОЛОК – это личное пространство ребёнка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребёнку было удобно и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего для игрового уголка понадобиться детский стол – простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонный, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50 на 70 см.) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора т. п. Нужны два детских стула (один для ребёнка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребёнку).

Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно дествовать сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательными элементами игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка ( из двух – трёх полок, по высоте доступных руке ребёнка), несколько больших пластиковых или картонных ёмкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребёнок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить всё это на какое – то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70 на 70 см.). Офомленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребёнок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребёнка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом поле ребёнок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок. Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?

«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребёнок в возрасте от двух – до шести- семи лет, один или с близким взрослым, или с другом – сверстником.

Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребёнка.

«Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную дечтельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов – картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

На первый взгляд, можно, можно ужаснуться – сколько же материалов потребуется, чтобы «обслужить» все эти деятельности! Разве можно один – полтора квадратных метра личного пространства ребёнка вместить всё необходимое?

На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж много. Для всех видов деятельноти, развивающих дошкольника, в истории человеческого общества изобретались и отбирались наиболее подходящие материалы. В результате такого культурного отбора определились некоторые стержневые материалы, которые обеспечивают сразу несколько видов деятельности на протяжении всего возрастного диапазона.

Подойдём к вопросу практически. Начнём со стержневых материалов – необходимого минимума, который составит его основу.

Для сюжетной иры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка) и натропоморное мягкое животное ( в классическом варианте – плюшевый медвежонок). Такие игрушки – персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребёнка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика). Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребёнку вплоть до школы.

hello_html_m5b926907.jpg

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны всё время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) – это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детскими лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

На стеллаже отведём место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций даёт мощный импульс развитию ребёнка).

Этот стержень, как бы «костяк» игрового уголка, послужит ребёнку в течение всего дошкольного возраста. Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребёнка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребёнка, необходимо в 5 – 6 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребёнку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего» (сооружения из него пригодятся ребёнку и для «игрового мира»).

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребёнок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребёнка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок («история в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счёта: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры – шашки и др.

Однако в реальной жизни «начинка» игрового уголка определяется не только родителями. Кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накапливается очень много случайных.

У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своём дошкольном детстве, об играх со сверстниками, родителями, бабушками и дедушками. Но чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные любимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребёнок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы «для себя», а не для ребёнка, и выбор не всегда оказывается удачным. В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два – три десятка мягких игрушек – животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребёнок уже и счёт им потерял, почти не притрагивается к ним.

Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слишком много ненужного. Как противостоять этому, избежать соблазнов?

Прежде всего, не приучать ребёнка глазеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уже целенаправленно – за заранее обсуждённой и выбранной «вымечтанной» игрушкой.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребёнка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности. К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набивать его как мешок даже очень полезными игрушками. Оборудуя игровой уголок, нужно стараться с самого начала смотреть в перспективу: при покупке игрушек для маленького ребёнка ориентироваться на то, что часть из них будет «долгосрочной» (составит «костяк», о котором шла речь выше), перейдёт и в следующий возраст. Таким образом, надо следовать принципу «наращевания костяка» и частичной замены случайных или дублирующих друг друга игрушек.

hello_html_486f7c34.jpg

Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что – то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети – большие собственники и с неохотой растаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антрессоли, чтобы они, по крайней мере не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп. Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

Если у ребёнка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплектом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребёнка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребёнка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

«Универсальные» материалы, наполняющие игровой уголок, очень важны для развития дошкольника. Но первоначально одухотворяет эти вещи, расшифровывает их культурный смысл, их возможности все же взрослый, эмоционально включающийся во взаимодействие с ребёнком. Поэтому время от времени игровой уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребёнка (особенно при появлении новых игрушек и развивающих материалов».

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной ( в плане краски, материала и т. п.), развлекать ребёнка, поскольку игра – это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображениями их полезности для развития ребёнка.

Подбирать игрушки для ребёнка следует, исходя из следующих принципов:

  1. Игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т. е. должны соотноситься со спецификой деятельности;
  2. Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребёнка двух лет – не то же самое, что игра ребёнка шести лет);
  3. Игрушки должны соотноситься с полом ребёнка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырёх лет, может привести к искажённому личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребёнка).

hello_html_m58663c38.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний игровой уголок дошкольника

Консультация "Домашний уголок дошкольника"...

Домашний игровой уголок

Как организовать игровой уголок дома....

«Как организовать домашний игровой уголок для детей»

Рекомендации для родителей как  правильно организовать игровой  уголок для ребенка  и выбрать игровой материал для успешного развития малыша....

"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"

В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"

Консультация для родителей "Домашний игровой уголок дошкольника"...

Памятка для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

Информация, направленная на повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания ребёнка....