Консультация для родителей "Домашний игровой уголок ребенка"
консультация (младшая группа)

Панюшкина Ирина Витальевна

Домашний игровой уголок ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Домашний игровой уголок ребёнка».

Игровой  уголок  - это личное пространство ребёнка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребёнку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего, для игрового уголка понадобиться детский стол - простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонный, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50 на 70 см.) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора т. п. Нужны два детских стула (один для ребёнка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребёнку).

Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательными элементами игрового уголка - открытый низкий стеллаж или этажерка ( из двух – трёх полок, по высоте доступных руке ребёнка), несколько больших пластиковых или картонных ёмкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребёнок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить всё это на какое – то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70 на 70 см.). Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребёнок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребёнка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом поле ребёнок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок. Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?

«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребёнок в возрасте от двух - до семи лет, один или с близким взрослым, или с другом - сверстником.

Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребёнка.

«Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов - картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж много.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка) и мягкое животное (плюшевый медвежонок). Такие игрушки - персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребёнка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика). Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребёнку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны всё время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) - это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качества предметов).

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детскими лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

На стеллаже отведём место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций даёт мощный импульс развитию ребёнка).

Этот стержень, как бы «костяк» игрового уголка, послужит ребёнку в течение всего дошкольного возраста. Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребёнка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребёнка, необходимо в 4 - 5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребёнку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего» (сооружения из него пригодятся ребёнку и для «игрового мира»).

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребёнок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребёнка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок («история в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счёта: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры – шашки и др.

У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своём дошкольном детстве, об играх со сверстниками, родителями, бабушками и дедушками. Но чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные любимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребёнок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы «для себя», а не для ребёнка, и выбор не всегда оказывается удачным. В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два – три десятка мягких игрушек – животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребёнок уже и счёт им потерял, почти не притрагивается к ним.

Современное общество потребления с рекламой на каждом шагу навязывает слишком много ненужного. Как противостоять этому, избежать соблазнов?

Прежде всего, не приучать ребёнка смотреть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уже целенаправленно - за заранее обсуждённой и выбранной «вымечтанной» игрушкой.

Надо иметь в виду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребёнка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности. К тому же есть количественные пределы вместимости игрового уголка (или даже детской комнаты). Нельзя набивать его как мешок даже очень полезными игрушками. Оборудуя игровой уголок, нужно стараться с самого начала смотреть в перспективу: при покупке игрушек для маленького ребёнка ориентироваться на то, что часть из них будет «долгосрочной», перейдёт и в следующий возраст.

Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что - то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп. Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

Если у ребёнка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплектом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребёнка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребёнка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

«Универсальные» материалы, наполняющие игровой уголок, очень важны для развития дошкольника. Но первоначально одухотворяет эти вещи, расшифровывает их культурный смысл, их возможности все же взрослый, эмоционально включающийся во взаимодействие с ребёнком. Поэтому время от времени игровой уголок должен становиться пространством сотрудничества взрослого и ребёнка (особенно при появлении новых игрушек и развивающих материалов».

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной ( в плане краски, материала и т. п.), развлекать ребёнка, поскольку игра - это, по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображениями их полезности для развития ребёнка.

Подбирать игрушки для ребёнка следует, исходя из следующих принципов:

Игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т. е. должны соотноситься со спецификой деятельности;

Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребёнка двух лет - не то же самое, что игра ребёнка шести лет);

Игрушки должны соотноситься с полом ребёнка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырёх лет, может привести к искажённому личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребёнка).

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-po-teme-domashniy-igrovoy-ugolok-rebyonka-2604624.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игровой уголок ребёнка в вашем доме»

Уважаемые родители!     Если Вы хотите, чтобы Ваши сын или дочь были деятельны, необходимо создать им соответствующие условия. Нужно позаботиться, чтобы у ребенка был свой уголок, ...

Консультация на тему: " Игровой уголок дома"

В материале представлены рекомендации по оформлению игрового уголка в домашних условиях....

Игровой уголок ребенка дома

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей: «Каким должен быть игровой уголок ребенка»

Консультация для родителей:«Каким должен быть игровой уголок ребенка» Среда, окружающая ребенка в дет­ском саду и дома, должна обеспе­чивать безопасность его жизни, спо­со...

Консультация для родителей «Игровой уголок для ребенка дома»

Консультация для родителей  «Игровой уголок для ребенка дома»....

Консультация для родителей "Игровой уголок для ребенка"

Консультация для родителей«Игровой уголок  ребёнка дома» подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Балахонова Ирина Петровна.   Ребенок первой поло...