Статья на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет
статья

Чувьюрова Оксана Валериевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №48 Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель Чувьюрова Оксана Валериевна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет»

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Значение развития мелкой моторики очень велико:

        Повышает тонус коры головного мозга.

        Развивает речевые центры коры головного мозга.

        Стимулирует развитие речи ребенка.

        Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

        Способствует улучшению артикуляционной моторики.

        Развивает чувство ритма и координацию движений.

        Подготавливает руку к письму.

        Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2.Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»). Развитие мелкой моторики-это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:

        стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);

        помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

        готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Развитие мелкой моторики у детей от года до двух лет.

Вы заметите, как к этому возрасту малыш «усовершенствовал» возможности движений кистей рук; он научился:

        захватывать мелкие предметы (хлебные крошки, бусины, кукурузные хлопья);

        удерживать все те же предметы указательным и большим пальцами, в согнутом состоянии, что свидетельствует о развитии «щипкового захвата».

Используя подобные навыки ребенка, вы сможете дальше развивать у него мелкую моторику и координацию движений рук, а также глазомер, например, с помощью игр с небольшими предметами.

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей 1-2лет.

Складывание в бутылочку. Предложите малышу бросать мелкие предметы (фасоль, изюм, попкорн, конфетки) в бутылку, у которой узкое горлышко. Лучше если бутылочка будет изготовлена из прозрачного пластика, так малыш сможет наблюдать за процессом попадания предмета внутрь. Каждое свое действие комментируйте: «Одна бусина уже оказалась внутри. Теперь вторая…», и обязательно хвалите малыша за его достижения. Затем, когда бусины попадут в бутылочку, покажите чаду, как при помощи специальных движений (захватывания предмета указательным и большим пальцами) можно «вызволять» их обратно. Подобная игра направлена именно на координированную работу пальцев.

Важно! Когда малыш играет с мелкими предметами (особенно если они несъедобные), не оставляйте его без присмотра, даже на короткое время.

Игры с крупой. Используйте для игры как крупную крупу (фасоль, бобы), так и мелкую (гречку, рис). Предложите ребенку пересыпать крупу из плоской тарелки (подноса) в прозрачную глубокую миску. Главное условие-малыш должен будет брать крупу непосредственно щепоткой. Когда крупа окажется в миске, ее будет необходимо пересыпать обратно. Игра направлена на развитие координации и точности движений рук.

Мозаика. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех), маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.

В какие игры можно играть:

        сортировка фишек по цветам;

        выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета;

        выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника);

        выкладывание узора, согласно предложенному образцу.

Игры с бутылочками и баночками. Ребёнку предлагаются бутылочки и баночки, у которых горлышки разного диаметра (флакончики из-под духов, бутылочки от газированной воды, микстур, баночки из-под косметических средств); заранее открутите у них крышечки и положите их перед малышом вперемешку. Задача ребенка-подобрать к каждой баночке и бутылочке соответственную крышечку и затем закрутить их. Назначение игры-развитие мышечной силы ведущей руки.

Надевание предметов на стержень. Малыш может надевать на стержень как приспособленные для этого кольца или фигурки пирамидки, так, например, и обычные сушки.

Игры с бельевыми прищепками. Подобные игры полезны детям, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Для первых занятий лучше выбрать прищепки из пластмассы, на которые не нужно сильно нажимать, дабы раскрыть их. Пусть малыш возьмет прищепку, разожмет ее и прикрепит на листок плотного картона. Когда малыш освоит подобные манипуляции, ему можно предложить другие занятия, например, прицеплять прищепки:

        на веревку (предварительно натяните ее между стульями);

        на картонные заготовки-трафареты (корзинка, елочка).

Например: игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка». Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество! С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

Игры с фольгой. Положите в «коробочку» из-под киндер-сюрприза несколько бусин, шарики или игрушку, и заверните в лист фольги. Заинтересуйте ребёнка, «прошуршав» шариком из фольги, и потрясите им. Малыш захочет развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая фольгу, ребенок будет сосредоточен на процессе и задействует свои ловкие пальчики.

Доставание предметов из сумки. Для подобных игр используйте косметичку из прозрачного пластика или сумочку небольшого размера с молнией. В сумочку положите маленькие сюрпризы, интересные мелочи: колокольчик, флакончик из-под духов, небольшую игрушку, старый пульт, конфетку, ненужные бумаги. Чтобы добраться до содержимого, ребенку придется потрудиться.

Открывающиеся игрушки. Игры с матрешками, «яйцами» от киндер-сюрприза, маленькими коробочками и пластиковыми контейнерами. Внутрь лучше что-нибудь положить (пусть это будет какое-нибудь лакомство: леденец, сухофрукты, орешки, кукурузные палочки).

Пазлы, разрезанные картинки. Для малышей второго года жизни подойдут пазлы и картинки, состоящие из нескольких частей (не более четырех); пусть у них будет разная форма разреза, например, волнообразная, горизонтальная, вертикальная. Вначале сами соберите картинку и покажите ее малышу, после чего разберите и помогите ребёнку ее собрать заново. Подобное занятие благоприятно скажется на развитии мышления, мелкой моторики и пространственного представления.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 1-2 лет

«Ладушки-хлопушки». Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладушки,

Звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

«Домик»

Это домик (обе ладони приставьте друг к другу).

Это крыша (соедините ладони и переплетите пальцы).

А труба ещё повыше (поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их).

«Прятки»

В прятки пальчики играются,

Открываются, (подняв ладонь, растопырьте все пальцы).

Закрываются (соедините пальцы и сожмите их в кулак).

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь-учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из теста и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Статья по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...