Статья Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи»
консультация

Семенихина Ольга Николаева

 

   В семье появился малыш. Все хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

       Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребёнок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми , как правило, требуется индивидуальная работа .И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая даёт возможность родителям организовать занятия с ребёнком дома.

     На сто же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

    Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним  и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться  з советам к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

    Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается  возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий /включение на полную громкость радио, телевизор/ ,а при заболеваниях органов слуха в своевременно  лечить их ,и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.                                                                                                         

   Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи ,особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк

   Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны /например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук р/, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

       Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

    Нередко причиной произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, товарищей, с которыми малыш часто общается.

   Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания «бибка», «ляля», и т. д./,сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко - слоговом отношении. Если ваш ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

   Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только  при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения.

   Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки /рассказа/, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этим заданиями, но допускают ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

   Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребёнка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребёнок поест/ погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п./, взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию ,увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

   В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Санкт-Петербург

Семенихина О.Н. воспитатель

  • «Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • В мире нет ничего,что не может быть поучительным,
  • — нет и сказок, которые не заключали бы в себе
  • материал «дидактики», поучения.

М. Горький.

В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.

Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский,А.С.Леонтьев,Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева.

Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

Практика же показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудоемким и ответственным процессом, который требует определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Опираясь на наш опыт работы в детском саду, мы выяснили с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей, что в семье взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне.

Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются.

А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает маленькому дошкольнику познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Малый, имеющий в своем активном словаре скудный запас лишен такой возможности.

С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы.

Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал.

А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача — выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания.

Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить.

Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности,  сочувствия, любви ко всему живому, представление  о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.

Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает  русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудростиВ сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать другу, расширяет жизненный опыт ребенка, готовя его к будущей самостоятельной жизни в социуме.

Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров дал следующее определение: «Сказки-это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

«Сказки-это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей». Конечно же, любой воспитательный процесс идет совместно с родителями, которые принимают активное участие в развитии речи своего любимого чада. В связи с этим, мы бы рекомендовали им:

  1. -чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;
  2. -совместные настольные игры по сказкам;
  3. -совместное изготовление книжек – малышек для обогащения библиотеки группы;
  4. -дни без гаджета (отключение на целый день телевизоров, телефонов и компьютеров);
  5. -постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми.

Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» — сказал великий педагог Д. Родари.

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви.

В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.Сказки о животных. Здесь главные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура.

Примеры социально-бытовых сказок: «Каша из топора»,»Барин и плотник», «Мужик и поп».

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи детей»

Цель: объяснить какую, роль играют родители в постановке литературной речи детей.В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью,...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей!"

Задачи: помочь родителям в развитии речи их детей....

Консультация для родителей: “Роль родителей в развитии речи ребёнка”.

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно со значительными трудностями. И только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую реч...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...

Практикум для родителей "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испы...