Психологические потребности ребенка 25.03.2022 г.
консультация

Хасанова Лилиана Фаниловна

Психологические потребности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

IV Муниципальный родительский онлайн форум

«Растим детей, растем с детьми»

«Психологические потребности ребенка

или что нужно ребенку для счастья?»

                                   Подготовил:

                                                педагог-психолог

                                                      МАДОУ детский сад №6

                                          г.Туймазы

                                              Хасанова Л.Ф.

2021 г

        

Слайд 1 титульник                

Слайд 2

Все мы родом из детства. Детский мир — совершенно особенная, яркая и чистая, смешная и серьезная, простая и непостижимая Вселенная. Каждый из нас бывал там, но не каждый ее помнит так, как следовало бы.

Все мы хотим чтобы наши дети росли счастливыми. Мы любим их, оберегаем, пытаемся наполнить их жизнь яркими моментами 

Слайд  3

 А что ребенку нужно для счастья? Конечно, же ребенку для этого нужно удовлетворение его потребностей.

Первое ,это физиологические потребности (еда,сон…) Эти потребности все родители удовлетворяют максимально хорошо.  Но не все родители знают, что у каждого еще есть психологические потребности и к тому же у всех они разные.

Есть базовые психологические потребности, их несколько. Рассмотрим из них 4,которые парные.  Первая пара потребностей это:

 Надежность(безопасность) –риск(разнообразие)

Если у человека надежность главная базовая потребность, то для такого человека (ребенка) важно знать ,что все идет по порядку, что все под контролем и если что -то выходит из-под контроля –это вызывает стресс.

Т.е Потребность в безопасности – это потребность ребенка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, ее упорядоченности, наличии определенных привычек и правил, в том числе и ограничений и т. 

А если риск (разнообразие)является главной потребностью, то наоборот, важен уровень адреналина в крови, нужно разнообразие, т.е.такие дети не могут выполнять одно и то же многократно, им нужно внести разнообразие в действия, чтобы было впереди неизвестное. Для них ,наоборот, будет стрессом  если все идет по заранее известному плану.

  Вторая пара психологических потребностей, она более личная, это

Значимость-любовь (присоединение, связь). Если у ребенка на первом месте значимость, значит для него очень важно чтобы считались с его мнением, дали почувствовать ,что он особенный. Эту психологическую потребность можно описать словами: 

Слайд 4

«Я хочу чувствовать себя значимым и важным. Я хочу, чтобы к моему мнению прислушивались. Хочу, чтобы мне предоставляли право выбора. Хочу иметь хотя бы какой-то контроль над тем, что происходит. Хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Чтобы удовлетворить эту потребность ребенка, нужно следовать некоторым правилам:

Слайд 5

– Относитесь к ребёнку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства.
– Там, где это возможно, предоставляйте ребёнку выбор (маленьким детям достаточно два варианта на выбор).
– Спрашивайте мнение ребёнка, просите у него совета. Ему это очень приятно и повышает его значимость и важность.
– Не перебивайте, когда ребёнок говорит.
– Не вырывайте ничего у него из рук, а просите отдать (если это, конечно, не что-то опасное).
– Не говорите обидных, унижающих достоинство ребёнка, слов.
– Не ругайте и не критикуйте при других людях.
– Всегда старайтесь договориться, вместо того, чтобы заставлять и требовать.
– Обучайте ребёнка самостоятельности.
– Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребёнок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.
– Позвольте ему принимать какие-то маленькие решения там, где это возможно.

Если на первом месте любовь, ему важно чувствовать единство с кем –то чтобы ему было комфортно. Ребёнку важно чувствовать, что он любим, что вы его принимаете таким, какой он есть. Ему важно чувствовать, что родители им довольны, что они с ним связаны невидимой душевной ниточкой.

Проводите с ребёнком в течение дня такое время, когда вы играете с ним в то, во что он хочет. При этом не поучайте и не корректируйте ребёнка. Старайтесь в это время ни на что не отвлекаться. Пусть ребёнок чувствует, что вы целиком с ним. Важно не количество времени, проведенное с ребёнком, а его качество.

Слайд 6

– Говорите ему добрые ласковые слова просто так, без причины.
– Отмечайте его за старания ВСЛУХ. 
– Благодарите за помощь.
– Обнимайте ребёнка, гладьте по голове, чаще берите на руки (если он маленький).

Все это поможет ребёнку чувствовать ваше позитивное внимание и эмоциональную связь с вами.

Когда вас раздражает ребёнок, что вы обычно делаете?

Скорее всего, вы начинаете говорить ему: «Хватит уже»«Отстань», «Не видишь, я занята?»«Не трогай меня»… И всячески пытаетесь отдалиться от ребёнка! Верно?

А я предлагаю вам в этот момент сделать противоположное. Сблизьте дистанцию.

Подойдите к ребёнку, проявите интерес к тому, что делает ребёнок, уточните у него, зачем он это делает, прижмите к себе, погладьте, обнимите, пощекочите, пошутите – любые действия, направленные на сближение.

Уделите ребёнку 1-2 минуты своего времени. Не отталкивайте ребёнка, а приблизьте его к себе и вы увидите фантастический эффект!

Помните, что дети  часто «плохо» себя ведут в надежде обратить на себя внимание взрослых.

 Очень важно понять что все эти 4 потребности присутствуют у каждого человека, но 2 из них ,по одному из каждой пары являются базовыми и очень часто у родителей и детей они могут не совпадать и оттуда идет большинство проблем и конфликтов. И бывают такие ошибки у родителей, зная что им доставляет удовольствие ,пытаются то же самое передать своему ребенку, и если у ребенка другая потребность, то возникает неудовлетворенность.

 Если эти потребности удовлетворены, то с ребёнком намного легче договариваться, он идет вам навстречу, становится более покладистым и послушным и будет ощущать себя счастливым.

Слайд 7

 Если они не удовлетворены, то ребёнок будет стараться получить то, чего ему не хватает любыми путями. Это и капризы, и упрямство, и истерики – все то поведение, которое взрослые называют «плохим».

Поэтому родителям так важно знать про эти базовые психологические потребности ребёнка и стараться, чтобы он получал то, что ему необходимо для его роста и развития.

 

  Зная потребности вашего ребенка очень легко понять его поведение в разных ситуациях и  с в случае какого то каприза дать ему это, чтобы удовлетворить его потребности, мы можем посмотреть на происходящие ситуации по другому, понять их поступки и дать им все необходимое ,вместо того, чтобы поругать и пытаться перевоспитывать.

Да, понять и простить это хорошо, но просто понять ,простить и уйти мы не можем, мы же взрослые люди, несем ответственность за наших детей и мы можем максимально помочь им получить то, что им необходимо, что может сделать их счастливыми. А если ребенок уже взрослый ,то научить брать самому то, что нужно самыми благоприятными способами без ущерба для себя и окружающих. Подводя итог выше сказанному, хочу закончить свое выступление фразой из советского фильма

Слайд 8

«Счастье –это когда тебя понимают»!        

И для наших детей это действительно так, если родители понимают и помогают удовлетворить все потребности не только физиологические ,но и психологические ,то тогда ничего не остается как быть счастливым.

 Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Разговор с родителями "Основные психологические потребности дошкольника"

Какими необходимыми компетенциями должен обладать дошкольник, чтобы быть как минимум психологически здоровым...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...

Удовлетворение естественных психологических потребностей ребенка с помощью сказки

В данной статье описывается, при помощи чего удовлетворяются  естественные психологические потребности ребенка....

Буклет для родителей "Пять потребностей ребенка" (2022 г.)

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеко...