«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе
консультация по математике (старшая группа)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

М.М.Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».                                                       

В современной педагогике появился интересный термин - «детствоцентризм». Это полная противоположность бытовавшему ранее детоцентризму. Речь идет о том, что новое образование должно идти от самой природы детства, от тонкого понимания особенности и уникальности детства, понимания потребностей и приоритетов самого ребенка, знания субкультуры детства. Большинство обучающих материалов и игр созданы взрослыми для детей, по их представлениям о привлекательности и пользе. Не удивительно, что зачастую дети не любят играть в эти обучающие игры, не достают их и самостоятельно не воспроизводят и не развивают игру. Но возможен и иной подход, основанный на исследованиях феномена детства (В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичёва, М.В. Осорина и др.) Они пишут об особой субкультуре детства, некотором пространстве в котором живут и творят дети, в котором они по-настоящему активны, которое помогает познавать и интерпретировать мир.  Игры и игрушки у детей свои. Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы.   Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. В «сокровищнице» находятся вещицы дареные, перешедшие по наследству, но туда не кладут предметы, купленные в магазине. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской  сокровищнице есть кристаллы.

Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал  идею ввести в практику работы блестящие камешки – Марблс.

Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы. В ходе упражнений с ними предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учетом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности, в том числе и в математическом развитии. 

Стеклянный шарик  марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.   О красоте и изысканности камешков марблс могут многое сказать их названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Чёрная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл».

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического развития  Марблс является эффективным методом работы с детьми и способствует решению целого ряда задач:

а) развивают сенсорику, обследовательские действия;

б) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

в) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

г) развивают навыки порядкового и количественного счета;

д) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

е) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

ж) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

з) способствуют развитию воображения и творчества;

и)главное – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка, формируя его как субъекта собственного математического развития.

Все эти задачи, возможно, решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально - положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.

Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Практически все математические представления (кроме временных), которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста при помощи камешков «Марблс», которые привлекают внимание детей разнообразием красок, форм, материалов, позволяют быстрее и качественнее усвоить ту или иную поставленную задачу. Например, разнообразие форм камешков можно использовать при решении задач на уточнение известных геометрических фигур и их элементов (вершин, углов, сторон) и некоторых их свойств или представлений о многоугольниках. Можно  использовать камешки разного цвета и формы на формирование умений  ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги,  страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить:

- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка  и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.                                 

- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.                   

- Назвать цифры в прямом и обрат­ном порядке,  назвать предыдущее и последующее число.

- Посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет.

- Составлять, выкладывать и решать математические примеры.                       

- Сортировать  по заданному признаку;

 -Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;

 -«Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс;

-Спонтанное выкладывание (высыпание) камешков с дальнейшим       осознанием образов;

- Ориентировка на листе бумаги по условиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование камешков «Марблс» в математическом развитии дошкольников»

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

   М.М.Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".                                                      

   В современной педагогике появился интересный термин - «детствоцентризм». Это полная противоположность бытовавшему ранее детоцентризму. Речь идет о том, что новое образование должно идти от самой природы детства, от тонкого понимания особенности и уникальности детства, понимания потребностей и приоритетов самого ребенка, знания субкультуры детства. Большинство обучающих материалов и игр созданы взрослыми для детей, по их представлениям о привлекательности и пользе. Не удивительно, что зачастую дети не любят играть в эти обучающие игры, не достают их и самостоятельно не воспроизводят и не развивают игру. Но возможен и иной подход, основанный на исследованиях феномена детства (В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичёва, М.В. Осорина и др.) Они пишут об особой субкультуре детства, некотором пространстве в котором живут и творят дети, в котором они по-настоящему активны, которое помогает познавать и интерпретировать мир.  Игры и игрушки у детей свои. Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы.   Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. В «сокровищнице» находятся вещицы дареные, перешедшие по наследству, но туда не кладут предметы, купленные в магазине. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской  сокровищнице есть кристаллы.

   Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал  идею ввести в практику работы блестящие камешки – Марблс.

    Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы. В ходе упражнений с ними предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учетом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности, в том числе и в математическом развитии. 

    Стеклянный шарик  марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.   О красоте и изысканности камешков марблс могут многое сказать их названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Чёрная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл».

    Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического развития  Марблс является эффективным методом работы с детьми и способствует решению целого ряда задач: 

а) развивают сенсорику, обследовательские действия;

б) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества; в)развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

г) развивают навыки порядкового и количественного счета;

д) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

е) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

ж) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

з) способствуют развитию воображения и творчества;

и)главное – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка, формируя его как субъекта собственного математического развития.

   Все эти задачи, возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

    Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

    Немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально - положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.

      Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

     Практически все математические представления (кроме временных), которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста при помощи камешков «Марблс», которые привлекают внимание детей разнообразием красок, форм, материалов, позволяют быстрее и качественнее усвоить ту или иную поставленную задачу. Например, разнообразие форм камешков можно использовать при решении задач на уточнение известных геометрических фигур и их элементов (вершин, углов, сторон) и некоторых их свойств или представлений о многоугольниках. Можно  использовать камешки разного цвета и формы на формирование умений  ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги,  страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

    Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить:

- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка  и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.                                

- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.                    

- Назвать цифры в прямом и обратном порядке,  назвать предыдущее и последующее число.

- Посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет.

- Составлять, выкладывать и решать математические примеры.                      

- Сортировать  по заданному признаку;

 -Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;

 -«Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс;

-Спонтанное выкладывание (высыпание) камешков с дальнейшим       осознанием образов;

- Ориентировка на листе бумаги по условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического досуга в подготовительной группе «Волшебное путешествие на острова математики» с использованием камешков "Марблс"

Конспект математического досуга в подготовительной группе «Волшебное путешествие на острова математики» с использованием нетрадиционного материала камешков "Марблс"...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи  о общего развития детей дошкольного возраста...

Использование камешков МАРБЛС в логокоррекцинной образовательной деятельности учителя-логопеда ДОО

Дошкольники, посещающие логопедические занятия, помимо речевых нарушений часто страдают отклонениями в развитии психических процессов, таких как память, внимание, мышлен...

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...