Конспект МО на тему "Использование камешков Марблс в обучении детей младшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия (средняя группа)

Плахова Елена Николаевна

Этот конспект создан с целью показать педагогам применение современной технологии для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni_marbls_v_rabote_s_detmi.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Плахова Елена Николаевна,

воспитатель,

ФКДОУ Детский сад "Росинка",

г. Кузнецк-12

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: "Использование камешков Марлбс в обучении детей младшего дошкольного возраста".

Цель: показать педагогам применение современной технологии для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию игр с камешками Марблс в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы;
  • мотивировать педагогов на применение камешков Марлбс и декоративных камешков в индивидуальной работе с дошкольниками.

"...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!"

Егор Арсеньевич Покровский

     Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам свой опыт работы по использованию стеклянных камешков Марблс с детьми младшего дошкольного возраста.

     Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются именно в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. От каждого выполненного задания ребёнок должен испытывать ощущение успеха, видеть оценку своего труда. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.

     Работа с нетрадиционными материалами, заключает в себе большие возможности:

- она удовлетворяет познавательную активность ребенка;

- способствует развитию творческого мышления;

- благоприятно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

- повышает интерес к занятиям, снимает усталость.

     Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

     К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда, а ведь, как известно, познание окружающего мира начинается с удивления.

     Столкнувшись на просторах интернета с необычайно привлекательным материалом - камешками Марблс, я сразу прониклась симпатией и решила применить эту современную технологию для всестороннего развития моих воспитанников.

     В процессе более глубокого  изучения данной темы МО, выяснила, что исследование происхождения камешков Марблс началось недавно. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьёзные монографии в этом направлении.

     Что же такое Марблс? Марблс (в переводе с англ. означает "мрамор") - небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик.

История Марблс

     Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

     Изготовление Марблс 

     Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии Марблс. Первые Марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления Марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве Марблс. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

     Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
    Кроме того, эффектные Марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала
. Шариками марблс украшают вазы с цветами, оформляют рамки для фотографий,

выкладывают на дно аквариумов вместо речных камней и пр.

     Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. О красоте и изысканности Марблс могут многое сказать названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Синяя Полночь », «Чёрная Пантера», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл»и пр.

     Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей. Дети младшего дошкольного возраста особенно любознательны, их интересует все, что они видят и слышат, что попадает им в руки или в их поле зрения.

     Таким образом, считаю, что камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми. Этот материал создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого и отвечает всем требованиям ФГОС ДО:

- материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей;

- камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях;

- это вариативный материал - игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач;

- все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре;

-игры способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

      Внедряя данную технологию в работу с детьми, большое внимание стоит уделить технике безопасности. Основное правило безопасности для взрослого – это постоянное присутствие взрослого, т.е. дети должны быть под постоянным контролем.

     Детям необходимо озвучить следующие правила:

1. Камни нельзя брать в рот, засовывать в нос и уши. Это может быть опасно.

2. Камни нельзя кидать. Они стеклянные и могут разбиться.

Игры с камнями Марблс приобретают всё большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Этой технологией пользуются логопеды и психологи, решая свои задачи в коррекционной работе с дошкольниками. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, камешки вызывают большой интерес у детей.

     С их помощью можно решить следующие задачи.

     Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация. Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия, воспитания детей. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "….мощным средством повышения работоспособности головного мозга". Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

     Для работы с детьми я приобрела наборы камней разного цвета, формы и фактуры. Большенство камней имеют форму приплюснутого шара и носят название "Кабошоны", что в переводе означают "шляпка гвоздя". Кабошоны использовать в своей работе удобнее, так как они более устойчивы и не перекатываются: с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.

     Наряду с такими камешками использую фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели, сердечки, цветочки и пр.

     Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, эмоции. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

     Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. А главное их предназначение - это весёлые, полезные и простые игры, о которых я хотела бы вам рассказать и показать.

     Игра "Знакомство с камушками"

Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.

Описание: воспитатель предлагает потрогать камни Марблс, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма камня. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.

     Игра "Четвертый лишний"

Цель: развитие мышления.

Описание: педагог предлагает среди предметов

найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор.

     Игра "Выложи по контуру"

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание:

1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.

2) предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

     Игра "Лабиринты"

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.

Задание: выложить дорожки от одного предмета к другому. Цветовая гамма либо учитывается, либо не учитывается.

     Игра "Выкладывание сюжетных картинок из камешков"

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на готовый шаблон или на определенную тему: «Морское дно», «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме»и пр.

     Игра "Короткая - длинная дорожка, узкая - широкая"

Цель: развивать глазомер, учить выкладывать дорожки по запросу воспитателя.

      Игра "Золушка"

Цель: развивать умения различать цвета, формы, размеры, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

1. Разбери по цвету.

2. Разбери по форме.

3. Разбери по размеру.

4. Разбери по весу.

     Игра "Разноцветные заплатки"

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.

Описание: ребёнку предлагается закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.

     Игра  "Геометрические фигуры"

Цель: закрепление названий геометрических фигур.

Педагог предлагает наложить камешки на контур фигуры или заполнить всю фигуру камешками.

     Игра "Цифра"

Цель: закрепление зрительного образа цифр.

Педагог уточняет название цифры и        

закрепляет ее образ (путем наложения камешков на ее контур).

     Игра "Чудесный мешочек"

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание:

1. В мешочек кладут шарики разной формы, величины.  Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

2. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце.

     Игра "Сухой бассейн"

Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.

"Сухой бассейн" можно сделать из мелких игрушек (киндер сюрприза) или предложить любую крупу (горох, гречку, фасоль). Ребёнок или взрослый прячет камешки в "сухой бассейн", а другой ребёнок ищет, перебирая мелкие игрушки или крупу. пока не найдёт. Также можно поместить марблсы или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.

      Игра "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Описание: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положите красный камушек в центр листа, синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в  правый нижний; зеленый - в левый нижний.

     Игра "Дерево в разное время года"

Цель: закреплять сезонные изменения в жизни деревьев.

Перед ребёнком лежит простое обычное дерево.

Воспитатель: Как вы думаете, когда такое дерево можно увидеть? (зимой, ранней весной, поздней осенью).

- Солнышко пригрело, и на деревьях появляются молоденькие зелёные листочки. Пусть и на ваших деревьях они появятся. (берём зелёные камешки и выкладываем).

- Наше дерево будет плодовым, например, яблоня. Весной на плодовых деревьях начинают распускаться цветочки, цветочки у нас будут розового цвета. Наше дерево сейчас тоже зацветёт.(выкладываем розовые камешки)

- Наступает лето. Во что превратятся наши цветочки? (в маленькие зелёные яблочки). Убираем цветочки, берём маленькие зелёные камешки.

- Летом солнышко греет, наши яблочки наливаются и какими становятся? (красными). Убираем зелёные и ставим красные камешки.

- Посчитайте, сколько яблок созрело на вашем дереве? У кого больше, меньше? Яблоки поспели, и мы их собираем. Кто быстрее справится с этим заданием? лето закончилось, наступила осень, листья желтеют.(выкладываем жёлтые камешки).

- Время идёт, и наши листочки опадают. Убираем все камешки. Как называется данное явление в природе? (листопад).

- Осень закончилась, и наступила зима, выпал снег. Попрошу выложить на дерево все камешки голубого цвета.(выкладываем голубые камешки).

- Зима закончится, и снова наступит весна.

- Как вы думаете, данным упражнением - задачи каких образовательных областей мы с вами решили? (ответы педагогов)

     Игра "Сказки"

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:
1. Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
2. Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. (В зависимости от этапа, на котором находится малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.)
3. Вы, вместе с ребенком анализируете работу.

     При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности.

Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх марблс — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность.

Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камешки" марблс" – это

инновационный, универсальный материал, который я бы советовала

использовать в своей работе воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...

Обучение детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям в рисовании.

Техника рисования и её основы.Роль обучения формообразующим движениям в развитии изобразительной деятельности детей.Представления детей младшего дошкольного возраста о форме.Содержание обучения детей ...

Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города "Незнайка в гостях у ребят"

Программное содержание:Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.Закрепить знания детей об элементах дор...

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»...

Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"

Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....

Презентация. МО "Использование камешков Марлбс в обучении детей младшего дошкольного возраста"

Дети с большим интересом откликаются на возможность поиграть с камешками Марблс. В моей презентации вы найдете историю возникновения волшебных камешков, как их изготавливают и примеры игр с ними....