Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) по теме

Авилова Ольга Анатольевна

Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_vzaimodeystviya_s_roditelyami_po_voprosam.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1355

дошкольное отделение по адресу: улица 1-я Мелитопольская дом 34

Мастер класс для педагогов

 «Пути  взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей    младшего дошкольного возраста»

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                     Авилова О.А.

                                                                    Воспитатель

 

Москва

2014

Пути  взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста

Упражнение1 (снятие напряжения, налаживание контактов): Я предлагаю вам пройти на педсовет по пропускным  билетам, эти билеты  вы получите за пословицы и поговорки.

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между взрослыми участниками образовательного процесса не сложились.

     Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни.

    Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?

  • Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
  • Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
  • Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:

  • Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
  • Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
  • Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
  • Низкая педагогическая культура родителей;
  • Многие семьи за пределом средних по материальному положению;
  • СМИ: пропаганда жестокости, насилия.

Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.

Функции семьи и ДОУ в современных условиях.  Формы работы с родителями.

Вопросы для дискуссии:

Выводы педагогов:

1.Функции семьи.

Педагоги должны прийти к выводу, что они общие.

И семья и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка.

Дают ребенку первичную социализацию.

Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка.

2.Функции детского сада.

3.Роль педагога.

Учу, развиваю.

4.Роль родителя.

Спонсор, просит педагога обучить, воспитать прямо или косвенно.

5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад?

В семье нет средств и материально – бытовых условий для воспитания.

Родители должны работать, не с кем оставить ребенка.

Родителям не хватает педагогических знаний.

В семье не здоровый психологический климат.

Семья не может обеспечить полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

  1. По 1 и 2 вопросу: почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?
  2. По 3 и 4 вопросу: родитель – заказчик, педагог как не обидно – обслуживающий персонал. Ребенок находится между требованиями педагога и требованиями родителя.
  3. Ребенка отдали в детский сад, мы, педагоги, беремся за воспитание и образование.

Упражнение2: Задание микрогруппам. Я предлагаю вам карточки. На них  написано нетрадиционные формы проведения родительских собраний допишите  мероприятия, которые относятся к этим формам. Обоснуйте свой ответ. Как вы думаете, с какой целью проводятся нетрадиционные формы родительских собраний?

Формы работы с родителями

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

  • Родительские собрания;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Анкетирование;
  • Практикумы;
  • Семинары;
  • Наглядная информация;
  • Выставки;
  • Конкурсы.
  • Круглый стол;
  • Вечер вопросов и ответов по теме;
  • Семейный театр;
  • Родительская почта;
  • Семейная гостиная;
  • Семейный клуб;
  • Телефон доверия;
  • Семейная библиотека;
  • Походы;
  • Видеоролики;
  • Рекламная информация;
  • Газета, журнал;
  • Презентации.

Почему же при разнообразии форм работы, четкого понимания функций семьи и детского сада возникает недопонимание между педагогами и родителями? 

Упражнение3: Следующее задание микро группам – разыгрывание ситуаций. Вам предлагаются обыгрывание ситуации. Первая микро группа обыгрывает, а   вторая м\группа эксперты они должны дать оценку общения педагога и родителя и выявить ошибки. Затем микро группы меняются ролями.

Ситуация

На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность

опозданий ребенка в детский сад к утренней гимнастике и завтраку... Миша

робко появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - подталкивая мальчика в группу, произнесла мать, поспешно исчезая за дверью. Спрогнозируйте возможный вариант вашей реакции на ситуацию, если бы:

а) мать обратилась бы к вам в категоричной форме;

б) мать обратилась бы к вам с просьбой

Задание.

Сформулируйте диалог и проиграйте ситуацию  (умышленно допустить

ошибку).

Ситуация

Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц.

Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером

попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.

Как вы будете просить о помощи родителей?

А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

Задание.

Сформулируйте диалог и проиграйте ситуацию (умышленно допустить ошибку)

Упражнение4: на листьях ромашки напишите   положительные качества педагогов, которые  благоприятствуют     нормальному общению с родителями, и качества педагога, которые  препятствуют общению с родителями. М\группа  у которых на билетах  - треугольник пишут положительные качества педагога, которые  благоприятствуют     нормальному общению с родителями, у кого круг - качества педагога, которые  препятствуют общению с родителями. Что бы вы порекомендовали педагогам у которых возникает трудности в общении с родителями?

Упражнение 5. «Войди в круг»

  Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого  отношения к общению с родителями.

Процедура выполнения

Участники   встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Причины недопонимания между педагогами и родителями.

А) По мнению педагогов.

  • Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень его развития, не хотят видеть недостатки;
  • Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
  • Перекладывают ответственность за воспитание и образование на детский сад;
  • Низкий культурный педагогический уровень родителей.

Б) По мнению родителей.

  • Невнимание  детям со стороны воспитателей;
  • Не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по ИЗО, труду);
  • Только поучают: так надо и так;
  • Много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
  • Что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
  • Мало практической информации

В целом, есть недопонимание между семьей и детским садом. Родители и педагоги понимают свои действия неправильно. Педагоги считают, что они в полной мере раскрывают свою работу с детьми и у них большая нагрузка, а родители оценивают их работу по наличию детских работ. И, естественно, считают, что работа по речи, математике, формированию социальных навыков – не ведется. Проблема недопонимания не в отсутствии внимания со стороны родителя, а в закрытости детского сада. Педагоги не хотят лишнего проникновения в детский сад родителей, итоговые мероприятия и работа с родителями как часть планирования носят формальный характер. Родители допускаются в детский сад, когда это нужно: убрать снег, принести песо в песочницу, подготовка праздников, озеленение территории, посещение собраний. Сложилась доминирующая форма общения педагога над родителями: сообщения, консультации, информационные стенды для родителей. Сам ребенок, его интересы выпадают из поля зрения родителей и педагогов. Взрослые участники педагогического процесса озабочены своими амбициями, доказательством своей компетенции, правоты.

                   

Создание новой модели взаимодействия.

Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО». Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Для этого необходим ряд условий:

  • Взаимное доверие педагога и родителей;
  • Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
  • Использование разнообразных форм работы с родителями;
  • Систематичность и последовательность работы с родителями;
  • Педагогический такт.

Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.

  • Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
  • Объективное оценивание ребенка;
  • Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
  • Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
  • Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
  • Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
  • Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его;
  • Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему;
  • Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
  • Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, обведите близкие Вам варианты ответов.

  1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт.

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам.

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей.

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы.

Д. Иное._______________________________________________________________

  1. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?

А. Сами справимся.

Б. Неудобно отрывать педагога от работы.

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом.

Г. Считаю педагога не совсем компетентным.

Д. Иное.______________________________________________________________

  1. Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей.

Б. Где многому учат.

В. Куда дети бегут с удовольствием.

Г. Где всегда ждут детей.

Д. Где уважают родителей и детей.

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги.

Ж. Где детям тепло и уютно.

  1. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей.

Б. Учит детей.

В. Относится к чужим детям как к своим.

Г. Понимает детей и родителей.

Д. Это терпеливый воспитатель.

Е. Хорошо готовит детей к школе.

Ж. Это вторая мама.

  1. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники.

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми.

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Г. Обеспечивает безопасность ребенка.

Д. Не предъявляет  ребенку не обоснованных требований.

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы.

Ж. Общается с родителями на равных.

З. Иное._______________________________________________________________

  1. С чем чаще всего обращается  Вам воспитатель?

А. За материальной помощью.

Б. Что – то сделать для группы.

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка.

Г. Вовремя оплатили за детский сад.

Д. Когда ребенок что – то натворил.

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома.

Ж. Чтобы похвалить ребенка.

З. Иное._____________________________________________________________

  1. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

А. Семья.

Б. Детский сад.

В. Иное._____________________________________________________________

  1. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе

А. Полезна.

Б. Не очень.

В. Бесполезная.

Г. Я ее не читаю.

Д. Иное.________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ «ЧУДО-ТРАФАРЕТЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаю вам сценарий мастер-класса  для начинающих педагогов.   [ Скачать мастер -класс с сервера (326.9Kb) ] Оставьте пожалуйста свой комментарий. Спасибо...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

«Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста»

альность проблемы.     Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от со...