Главные вкладки

    Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
    консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

    Костич Янина Викторовна

    Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_po_skazkoterapii.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект мастер-класса

     Тема: «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

    Педагог-мастер: Костич Янина Викторовна

    Продолжительность мастер-класса: 20 минут

    Место проведения: МДОУ «Д/с №94» г. Ухты Республики Коми

    Дата проведения: 27.03.2011

    Время проведения: 13:00

    Цель мастер-класса: овладение педагогами новыми приемами решения коррекционных задач с использованием сказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов с теоретическими аспектами метода сказкотерапии.
    2. Обозначить коррекционные возможности использования сказкотерапии в речевом развитии детей.
    3. Сформировать у педагогов навыки проведения занятий с использованием элементов сказкотерапии, включение их в непосредственно образовательную деятельность.

    Оборудование: «Волшебная коробочка», шапочки животных - героев сказки «Колобок», подносы с манной крупой (для рисования).

    Ход мастер-класса:

    Вводная часть. Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого раннего детства. Сначала это простые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», позже - волшебные: «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Золушка», «Дикие лебеди». Сказка проста, говорит с малышом на понятном ему языке, и в то же время сказка загадочна. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.

    Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Вместе с героем ребёнок отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается за справедливость. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.

    К сожалению, сейчас очень многие родители жалуются, что ребёнок неуправляемый, агрессивный, тревожный, не умеет сосредоточиться. Датский психоаналитик Бруно Бетельхейм, работая с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, выявил, что причина этих нарушений в потере смысла жизни. А чтобы обрести смысл жизни, ребёнку нужно выйти за пределы собственных границ, понять, что он очень значим для своей семьи и для окружающих, что в дальнейшем он может внести свой вклад в мир и сделать его лучше.

    Именно сказка способствует обретению смысла: даёт пока ещё маленькому человечку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность.

    У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

    Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

    Также можно вместе с детьми самим придумать сказку и ее героев. Иногда героем сказочной истории могут быть и сами дети. Собственная сказка может помочь детям решить какую-то проблему, побороть страхи или научиться чему-то новому. Такое "проживание "сказки имеет уже терапевтический эффект.

    Сегодня мне хотелось бы вам показать элементы сказкотерпии, которые я включаю в занятия по развитию речи.

    Основная часть. И так, возьмем одну из лексических тем. Например, дикие животные. Скажите, в какой сказке встречаются дикие животные? (выслушать ответы). Сегодня я хочу познакомить вас с основными приемами моей работы на примере русской народной сказки «Колобок». Я выбрала её, т.к. эта сказка достаточно проста и  всем известна.

    Сейчас, каждый из вас выберет себе героя. Чтобы было все по-честному, и не возникало споров, мы обычно используем волшебную коробочку, в которой лежат маски героев. Вот она... И дети по очереди достают себе маску. Появление коробочки  уже настраивает детей на сказку. (каждый из участников достает себе шапочку).

    Чтобы дети прочувствовали своего героя можно предложить им продемонстрировать манеру поведения, характерную для их героев.

    Например: Оленька, ты кем сегодня у нас будешь?

    - Зайкой.

    - А покажи нам, пожалуйста, как зайка прыгает? (аналогично опросить всех участников)

    Таким образом, каждый ребенок взял на себя роль, и чувствует себя героем сказки. При показе сказки необходимо как можно более точно передавать характерные образы героев через жесты, мимику, интонацию. Давайте попробуем сейчас это сделать.

    Т.к на данном возрастном этапе ведущую роль выполняет педагог, то я буду выполнять роль колобка. Прошу вас присесть пока на стульчики.

    - «Расскажу немного о себе. Я зажаристый, румяный, круглый колобок. Да вот беда я очень непослушный. Лежал я себе на окошечке, лежал, да и решил пойти  в лес погулять». Хорошо колобок поступил?

    Д.: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.

    Я.: Но вот «Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик идет…» Выходи зайчик. Расскажи про себя какой ты? Здесь хотелось бы отметить, что в нашей группе есть неговорящие детки. В таком случае я предлагаю всем детям помочь описать героя. Т.к. вы все хорошо говорящие дети прошу вас подобрать самостоятельно, как можно больше прилагательных.

    З.: Маленький, серенький, шубка пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый. В старших группах можно предложить пофантазировать и придумать, какие звуки издает заяц.

    Я.: «Увидел зайчик колобка и говорит…»

    З:  «Колобок, колобок, я тебя съем». Опять же плохо говорящим детям я сокращаю фразу до простого «съем».

    Я: «Не ешь меня, я с тобой поиграю».

    Т.к. детки у нас маленькие, требуется частая смена деятельности, для этого я включаю в сказку игры. Все игры тесно взаимосвязаны со сказкой. Также можно спеть песенку, рассказать стихотворение и т.д.

    Провести  игру «Зайка серенький сидит»

    Зайка серенький сидит, (Участники, сидя на корточках, имитируют движения)
    И ушами шевелит, (движения ушей зайчика руками у головы)
    Вот так, вот так,
    И ушами шевелит.
    Зайке холодно сидеть, (Участники встают, хлопают в ладоши)
    Надо лапочки погреть,
    Вот так, вот так
    Надо лапочки погреть.
    Зайке холодно стоять, (Участники прыгают, как зайчик)
    Надо зайке поскакать,
    Вот так, вот так,
    Надо зайке поскакать.

    В.: «Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его».

    Я: «Спасибо большое зайчик, ты очень добрый и веселый. Нам очень понравилось с тобой играть. Катится колобок, катится, а навстречу ему волк идет…» Выходи волк. Расскажи про себя.

    В.: Я злой, страшный, серый, ушки короткие, хвостик длинный, зубки острые.

    Я.: «Увидел волк колобка и говорит…»

    В: «Колобок, колобок, я тебя съем».

    Я: «А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».

    Я часто сочетаю речевую работу с рисованием и иной изобразительной деятельностью – не секрет, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А сколько радости испытывают дети, когда им предлагается нетрадиционное рисование – пальчиками с краской по бумаге или, например, как сейчас, по блюду с крупой. Участники рисуют пальчиками по крупе колобков. Разнообразие материалов способствует и поддержанию мотивации детей к активному действию. Старшим детям можно предложить украсить колобка бросовым материалом. Также включение разных видов деятельности служит профилактикой утомления дошкольников.

    Я: «Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его».

    Я: «Спасибо большое волк, ты очень добрый и умный, Нам очень понравилось с тобой рисовать».

    «Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь идет…» Выходи медведь. Расскажи о себе.

    М.: Я большой, косолапый, ушки у меня короткие, хвостик короткий.

    Я: «Увидел медведь колобка и говорит…»

    М.:  «Колобок, колобок, я тебя съем».

    Я: «А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»

    Предлагаю поиграть с медведем в игру «Ой, что за народ за медведем идет». Проводится однократная игра с участниками. Так, вы видите, что включение в сказку подвижных игр с речевым сопровождением способствует не только снятию напряжения, смене деятельности, активному отдыху, но и помогает развитию подражательности, ненавязчивому запоминанию текстов стихотворного сопровождения, развитию словарного запаса и связности речи, учит согласовывать слова с движением, подчинять свои действия сюжету игры.

    Я: «Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его».

    Я: «Спасибо большое, медведь, ты очень добрый и ловкий, нам очень понравилось с тобой веселиться».

    Я: «Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет...»

    Л.: Я хитрая, рыжая, льстивая, ушки у меня короткие, хвостик длинный, пушистый.

    Я: «Увидела лиса колобка и говорит….»

    Л.: «Колобок, колобок, я тебя съем».

    Я: «А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

    Здесь можно предложить детям похвалить лисичку, чтобы она не ела колобка. Участникам предлагается похвалить лису, ответив н вопрос «какая она?» (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая). Что дает нам это игровое упражнение? Вот в такой непринужденной форме мы расширяем словарный запас наших воспитанников, учим их правильному согласованию слов в словосочетаниях, даем бесценную возможность участия в общей беседе, воспитывая важные коммуникативные умения – слушать и слышать собеседника, не перебивать, контролировать динамику голоса и прочее.

    Я.: «Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его. Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии».

    Заключительная часть. Итак, позвольте подвести итог. Какие коррекционно-развивающие задачи мы решили сегодня на материале данной сказки?

    • ознакомление детей с литературными произведениями, в частности с русскими народными сказками;
    • вызов активной мотивации к действиям ребенка в театрализованной игре;
    • показ образца правильной речи и передачи характерного образа героя;
    • развитие диалогической формы речи через объединение детей для диалога, когда ребенок вынужден в контексте сказки вступать в речевое общение в данной случае со мной (с колобком);
    • закрепление словаря ребенка по изучаемой лексической теме; обогащение словаря детей прилагательными;
    • развитие внимания у детей с ОНР к собственной речи и речи собеседника; развитие контроля за собственной речью;
    • освоение детьми способов позитивного взаимодействия друг с другом и со взрослым на основе игровых и реальных действий в театрализованной игре.
    • развитие мелкой моторики пальцев рук;
    • воспитание отзывчивости и доброжелательности.
    • Развитие моторики, координации речи с движениями.
    • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, снятие эмоционального напряжения, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

    Эта же сказка оказалась и поучительной – она рассказала детям о том, что нельзя без разрешения уходить из дома одному, и терапевтической – повышение самооценки ребенка. Т.к. я старалась поблагодарить каждого ребенка, за то, что он меня отпустил. И рассказать ему какой он добрый и хороший.

    Таким образом, через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решить многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

    Ожидаемые результаты: овладение участниками новыми методами и приемами решения коррекционных задач с использованием элементов сказкотерапии в развитии речи детей.

    Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.

    Список литературы:

    1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2008.
    2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей.-М.:Аквариум,1995.
    3. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование предметных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

    Примеры игр с описанием, рекомендации для педагогов младших групп ДОУ...

    Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

    Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

    Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

    Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

    Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

    План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

    Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....