План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Орехова Лариса Афанасьевна

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62

План самообразования

Тема:

«Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Составила воспитатель

Орехова Л.А.

г. Новочеркасск

2015 г.

Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста , имеющих нарушение речи.

Цель по самообразованию: Преодоление речевого нарушения у детей  путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность.

Актуальность темы: С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания  уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач.  Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Логоритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

        Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

Дата начала работы над темой-01.09.2015.

Предполагаемая дата завершения работы-31.05.2016.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течение года

Изучение методической литературы и интернет- ресурсов. Продолжить изучение методической литературы, общаясь на форуме с педагогами ДОУ в соц. Сетях

Составить подборку литературы по теме.

Сентябрь

Проведение диагносткии. Подготовить стендовую информацию для родителей.

Диагностические материалы. Стендовая информация.

Октябрь

Собрать материал для проведения консультации и бесед для родителей по данной теме . Составить картотеку логоритмических упражнений с  учетом лексических тем.

Материал для консультации, бесед. Картотека логоритмических упражнений.

Ноябрь

Разработать проект «Мамочка родная, так люблю тебя!», посвященный Дню Матери.

Открытый показ для родителей интегрированной совместной образовательной деятельности.

Тема: «Мама- солнышко мое. Я- подсолнушек ее»

Декабрь

Подготовка презентации для воспитателей, родителей.

Тема: «Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников».

Показ презентации родителям, воспитателям.

Январь

Зимние каникулы, зимние забавы. Разучивание калядок, народных игр. Пополнить наглядную информацию для родителей, консультативный материал по  логоритмике.

Развлечение «Святки». Стендовый материал, консультации.

Февраль

Разработать проект «Игрушки»

Открытый показ для родителей. Развлечение :«Моя любимая игрушка».

Март

Подготовить открытый показ НОД для воспитателей ДОУ.

Показ занятия : «Слышны птичьи голоса ,к нам идет весна-красна!».

Апрель

Подготовить , разучить с детьми материал  для чаепития с родителями.

Чаепитие с родителями: «Веселые посиделки».

Май

Проведение диагностики. Выступление на педсовете. Отчет о проделанной работе. Обмен опытом.

Диагностические материалы. Буклет для воспитателей.

Изучение методической литературы:

  1. Киселевская Н.А. « Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми »- ТЦ СФЕРА-2004г.
  2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  4. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
  5. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...