Использование предметных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Фазылова Ольга Сергеевна

Примеры игр с описанием, рекомендации для педагогов младших групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnye_igry.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы.
    Занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с нею.
    На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец. Скажем, игру-занятие «Кого покатаем на машине?» проводят с целью научить детей при описании игровых действий использовать предложения с однородными членами. Для занятия необходимо подготовить следующие игрушки: машину, мишку, зайца, лисичку и белочку.
    Ход игры-занятия.

 Воспитатель показывает детям машину и говорит: «Машина большая, зеленая, с желтыми колесами. Посмотрите, кого вы будете катать. (Выставляет игрушки и предлагает назвать их.) Сейчас Сережа (Вова, Оля) посадит на машину зайчика и покатает его». Ребенок выполняет игровое действие. «Сережа катает на машине зайчика», — говорит воспитатель, давая образец высказывания. «Что делает Сережа?» - обращается затем он к группе, побуждая детей к речевой активности. Двое-трое малышей отвечают на вопрос. Педагог, если это нужно, помогает составить ответ в форме развернутого, законченного предложения («Сережа катает на машине зайчика»). Затем воспитатель обращается к ребенку, выполнившему игровое действие: «Что ты делал, Сережа?»— «Я катал на машине зайчика», — отвечает малыш.
    Игра продолжается. Педагог говорит: «Посадим на машину рядом с зайцем мишку. Галя покатает на машине зайца и мишку». Ребенок выполняет игровое действие. На вопрос воспитателя «Что делает Галя?» дети отвечают: «Галя катает на машине зайчика и мишку». «Что ты делала, Галя?» — спрашивает педагог ребенка по окончании игрового эпизода. «Я катала на машине зайчика и мишку», — отвечает девочка.
    В ходе игры количество предметов увеличивают, соответственно возрастает объем высказываний. При этом педагог побуждает детей проявлять инициативу — самим выбирать игрушку. Например, ребенок выбрал белочку и посадил ее в машину. На вопрос, что он будет делать, малыш отвечает: «Я буду катать на машине зайца, белочку и мишку». О предстоящем игровом действии можно спросить и других ребят: «Что будет делать Дима (Катя, Валерик)?» — «Дима будет катать на машине зайца, мишку и белку» — примерно в такой развернутой форме дети должны отвечать на вопрос.
    Во время выполнения игрового действия педагог вновь обращается к группе с вопросом «Что делает Дима (Катя, Валерик)?», побуждая детей к речевой активности. «Дима катает на машине зайца, мишку и белочку», — следует ответ. По окончании игрового действия ребенок, выполнявший его, отвечает на вопрос воспитателя: «Я катал на машине белочку, зайца и мишку». В конце занятия малыши действуют уже со всеми игрушками; соответственно высказывания их представляют собой предложения, в которых употреблено четыре однородных дополнения (например: «Света катает на машине мишку, зайчика, белку и лисичку»).
    После речевых упражнений воспитатель может прочитать стихотворение об игрушках. Привлечение литературных произведений очень оживляет занятие, способствует развитию образной речи.
    Что же следует отметить, анализируя вышеприведенную игру-занятие?
Вначале дети знакомятся с предметами, с которыми они будут действовать. При этом педагог дает пример краткого законченного высказывания (в данной игре — описание машины). Воспитатель сразу привлекает детей к активному участию в занятии — предлагает назвать знакомые игрушки; затем сообщает о предстоящей игре — ребята узнают, что они будут катать на машине мишку, зайца, белочку, лисичку. Указания педагога содержательны и лаконичны. В следующей части занятия педагог сопровождает игровое действие речью — дает образец построения предложения. Отвечая на вопросы воспитателя, дети воспроизводят речевой образец и лучше его усваивают. В конце занятия педагог побуждает детей отвечать фразами с большим количеством однородных членов. В соответствии с увеличивающимся количеством игрушек малыши строят предложения с двумя, а затем с тремя и с четырьмя дополнениями. Как показала практика, дети трех-четырех лет справляются с речевым заданием.
Что облегчает выполнение сложного задания? Игрушки, на которые надо указать в ответе, находятся в поле зрения детей. Глядя на них, ребенок контролирует свою речь, замечает, о чем он сказал и о чем еще надо сказать. Таким образом, педагог побуждает каждого ребенка строить речь, опираясь на наблюдение. Своими вопросами он нацеливает детей на употребление глаголов не только в форме настоящего времени, но и прошедшего и будущего. В связи с этим активность и самостоятельность дошкольников в оперировании языковыми средствами повышается.
    Какими могут быть усложненные варианты этой игры? Один из вариантов дает возможность упражнять детей в построении высказывания в форме распространенного предложения, в структуре которого имеются определение и дополнения. Для игры выставляют две-три машины разного цвета и величины, а также медвежонка, белочку, лису, зайца, собачку, котенка. Воспитатель предлагает одному из детей выбрать машину и покатать в ней несколько игрушек (также по выбору). Затем педагог дает образец высказывания: «Валерик будет катать на синей машине белочку, котенка и собачку. Что ты будешь делать?» — обращается он к ребенку. Ответ должен быть построен на воспроизведении образца: «Я буду катать на синей машине белку, котенка и собачку».
    Когда перед детьми развертывается игровой эпизод, воспитатель с помощью вопросов побуждает их к высказыванию: «Валерик катает на синей машине котенка, собачку и белочку».
    В ходе игры малыши самостоятельно составляют фразы, отличающиеся от образца лексическим материалом, но в то же время придерживаются предложенной педагогом синтаксической конструкции: «Галя катает на зеленой машине медвежонка и зайца», «Юра катает на желтой машине белку, зайца и медвежонка». Таким образом они строят высказывание в форме распространенного предложения с дополнениями и определением.
    Рассмотрим еще один вариант игры, который активизирует процесс овладения детьми структурой сложного предложения, состоящего из двух простых, соединенных между собой сочинительной связью. Для речевых упражнений может быть использован тот же набор предметов, что и в предыдущей игре (вместо машин можно взять игрушечные коляски, санки, пароходы). На каждом этапе игры действуют одновременно двое детей. Воспитатель сопровождает игровые действия речью — дает образец синтаксической конструкции фразы с включением в нее соответствующего лексического материала, например: «Люда катает на синей машине белочку, а Майя катает на желтой машине зайца и медвежонка». Затем еще раз произносит фразу, выделяя силой голоса и интонацией нужные слова, и предлагает кому-нибудь из детей повторить сказанное: «Скажи, Юра, что делают Люда и Майя». С помощью таких методических приемов дошкольники активнее усваивают строй предложения и на следующем этапе игры высказываются уже более уверенно. Ориентируясь на усвоенную речевую модель, дети упражняются в самостоятельном построении предложений с использованием в них нового лексического материала. Конечно, в случае затруднения педагог приходит на помощь, чтобы каждый ребенок справился с заданием.
    Таким образом, при формировании связной речи необходимо уделять большое внимание упражнениям на построение предложений. И начинать эту работу надо уже в младших группах. Выработка умения строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи. В предложении передается мысль, реализуются умения выбирать слова, строить словосочетания. «В сущности, любая форма речевой деятельности — это составление предложений, выражение мысли в предложении, — подчеркивает М. Р. Львов. — И беседа, и пересказ прочитанного, и рассказ, и сочинение — все эти формы речевой работы... включают, как необходимое звено, составление предложений»
    Рассмотрим игру-занятие «Пустим в ручеек лодочки», в процессе которой дети обучаются правильному построению распространенных предложений с однородными определениями. В структуре этого занятия четко прослеживаются следующие этапы: предъявление педагогом речевого образца; воспроизведение детьми этого образца в естественной игровой ситуации в целях освоения синтаксической конструкции; организация речевой практики — самостоятельное конструирование детьми предложений на основе усвоенного образца. В конце игры воспитатель вместе с детьми составляет описание обобщающего характера. Для занятия необходимо подготовить цветные бумажные (или пластмассовые) лодочки — красную, синюю, желтую и зеленую — и полоску голубой бумаги.
    Ход игры-занятия.
Воспитатель расставляет на столе лодочки и просит детей сказать, какие они по цвету. Малыши отвечают: «Синяя, красная, зеленая, желтая». Затем педагог расстилает на полу полоску голубой бумаги (ручеек) и говорит: «С этими лодочками мы сейчас поиграем — будем пускать их в ручеек». Воспитатель предлагает одному из ребят выбрать любую лодочку и пустить ее в ручеек. Игровой эпизод он сопровождает речью — дает образец описания выполненного действия: «Наташа пустила в ручеек синюю лодочку». Двое-трое детей по просьбе педагога повторяют речевой образец. Затем воспитатель обращается к ребенку, выполнившему игровое действие: «Скажи, Наташа, что ты сейчас сделала?» — «Я пустила в ручеек синюю лодочку», — отвечает девочка. Игра продолжается. Следующий ребенок выбирает другую лодочку и пускает ее в ручеек. С помощью вопросов педагога двое-трое детей по очереди дают описание игрового эпизода: «Сережа пустил в ручеек красную лодочку». В конце игры, когда все четыре лодочки пущены в ручеек, воспитатель спрашивает: «Что сделали Наташа, Сережа, Юра и Света? Расскажите об этом». С помощью вопросов педагога и с привлечением речевого образца дети составляют описание обобщающего характера: «Наташа пустила в ручеек синюю лодочку, Сережа пустил в ручеек красную лодочку, Юра — желтенькую, а Света — зеленую». В заключение этой части занятия педагог предлагает посмотреть на лодочки, которые плавают в ручейке, и дать их описание. Он нацеливает детей на построение распространенного предложения с однородными определениями: «В ручейке плывут красная, синяя, желтая и зеленая лодочки». Затем игра повторяется с привлечением других детей для выполнения игровых действий и их описания.
    На последующих занятиях речевые задания усложняются, например, игра «Кто гуляет на полянке?» проводится с такой целью: учить детей составлять подробные описания; активизировать словарь за счет слов, обозначающих одежду, ее цвета. Для этого занятия нужно подготовить трех кукол и зеленую бумагу, вырезанную в форме круга.
    Ход игры-занятия.
Воспитатель расстилает зеленую бумагу и говорит: «Это полянка. Кто придет сюда погулять? Посмотрите!» (Показывает куклу и помещает ее на бумаге.) Затем педагог дает образец высказывания: «На зеленой полянке гуляет кукла в красном платьице и белой панамке». Детям предлагается повторить описание. Продолжая игру, воспитатель помещает рядом с первой вторую куклу. С помощью речевого образца и наводящих вопросов дети составляют описание второй куклы: «На зеленую полянку пришла кукла в желтом платье с синими бантиками в косичках». В ходе игры малыши рассматривают следующую куклу и вместе с педагогом рассказывают о ней: «На зеленую полянку пришла еще одна кукла. Она в синей юбочке и белой кофте. На голове у нее красный берет». В конце занятия воспитатель предлагает посмотреть на кукол, которые пришли на зеленую полянку, и послушать его рассказ: «На зеленую полянку пришли погулять три куклы. Одна кукла в красном платьице и белой панамке. Другая кукла в желтом платье с синими бантиками в косичках. Третья кукла в белой кофточке и синей юбке. На голове у нее красный берет».
    По словам Р. И. Жуковской, игра является своеобразным ускорителем развития детей. Через игры-занятия может быть, в частности, активизирован процесс освоения ребенком слов-глаголов. «Наши наблюдения показали, — пишет Р. И. Жуковская, — что увеличение числа глаголов в речи маленьких детей идет не вслед за увеличением числа существительных, а параллельно ему и зависит, главным образом, от того, как ребенка научили в естественной разговорной речи, в процессе игры и через игры-занятия обозначать разнообразные действия с куклами, игрушками, с посудой, строительным материалом».
    Побуждая детей строить высказывания в форме законченных предложений, педагог имеет возможность упражнять их в употреблении глаголов, которые еще недостаточно усвоены.
    С младшими дошкольниками также рекомендуется проводить игру-занятие «Наши музыкальные игрушки». Цель: упражнять детей в описании звучащих игрушек с использованием точных слов-обозначений. Для занятия нужно подготовить дудочку, погремушку и барабан, а также куклу.
    Ход игры-занятия.
Воспитатель привлекает внимание детей к выставленным на столе музыкальным игрушкам и просит назвать их. После того как дети перечислят все инструменты, педагог говорит: «Эта кукла захотела послушать дудочку, погремушку и барабан», - и предлагает кому-либо из ребят поиграть на дудочке. По окончании игрового эпизода он дает образец описания действий ребенка: «Оля (Валерик, Маша) поиграла на дудочке. Дудочка весело пела».
Опираясь на речевой образец, дети повторяют высказывание педагога. Продолжая игру, воспитатель просит одного из ее участников взять погремушку и показать, как она трещит. Затем с помощью образца и наводящих вопросов («Что сделали Нина, Игорь, Катя?»; «Что услышала кукла?») дети составляют описание игрового эпизода. В ходе занятия малыши играют также и на барабане и вместе с педагогом описывают свои действия. Заканчивается игра рассказом воспитателя: «Сережа и Женя весело играли на дудочке и барабане. Оля показала, как звонко гремит погремушка. Кукле интересно было услышать, как звенела дудочка, как трещала погремушка, как громко разносилась барабанная дробь».
    Таким образом, обучая рассказыванию, педагог проводит игры-занятия, на которых побуждает детей точно называть игрушку, предмет, отмечать тот или иной их признак, указывать на действия, которые с ними производятся. Эти занятия являются важнейшим звеном в сложной и многообразной работе по формированию связной речи младших дошкольников. Большое влияние на развернутость детских высказываний также оказывает характер указаний и вопросов педагога. Не следует задавать дробные вопросы, так как это вынуждает детей отвечать односложно. Задача воспитателя — добиваться развернутых и полных высказываний.

     Самое главное, конечно, чтобы игры были интересны и разнообразны. Интересные игровые действия приучают детей внимательно слушать речь педагога, следовать его указаниям; способствуют формированию у дошкольников речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Кружок "Веселый Язычок" «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность кружка.Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в о...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...