Родительское собрание: "Семья - главный институт воспитания". Младшая группа
консультация (младшая группа)

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_-_glavnyy_institut_vospitaniya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:

«СЕМЬЯ – ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ»

Младшая группа

Воспитатели:

Орехова Екатерина Сергеевна

Давыдова Лариса Геннадьевна

г.о. Электрогорск

Уважаемые родители, проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является очень важной на данный момент.

«Семья – главный институт воспитания»

Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жестокий контроль над поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров нередко физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего – то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствует формированию тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной.

Предлагаем Вашему вниманию анкету, в которой вы сможете самостоятельно определить стиль воспитания в вашей семье.

Анкета «Стиль воспитания в семье»

        1.Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Изредка.

В. Никогда.

2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми?

        А. Да, часто.

        Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

        В. Не знаю о таких ситуациях.

3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

        А. Никак не реагирует.

        Б. Старается исправить ситуацию.

        В. Агрессивно.

4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам?

        А. Да.

        Б. Отчасти.

        В. Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?

        А. Угрозы физического наказания.

        Б. Беседы о плохом поведении.

        В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете эффективными?

        А. Физическое воспитание.

        Б. Воспитание на положительных примерах.

        В. Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

        А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его.

        Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка, вызывая чувство протеста

        В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Ключ к тесту

Пункт

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

А

3

1

3

2

1

1

3

Б

2

2

2

1

2

2

2

В

1

3

1

0

3

3

1

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка"

В современном обществе границы между мужскими и женскими социальными ролями размыты, поэтому ребенку сложно на них ориентироваться, а ведь половая принадлежность является одной из фундаментальных хара...

Родительское собрание в младшей группе «Семья-главный институт воспитания»

Цель:помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека....

Родительское собрание «Семья-главный воспитатель»

Родительское собрание «Семья-главный воспитатель»...

Родительское собрание"Семья- главный институт воспитания"

Родительское собрание "Семья- главный институт воспитания"....

Семья, как главный институт воспитания.

В современном обществе все заметнее проявляется кризис семьи. Он вызван легкомысленным отношением к институту семьи и его значению в формировании подрастающего поколения. Данный  методический...

Доклад на родительском собрании № 2 в младшей группе "Семья- главный институт воспитания"

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка ...

Консультация для родителей «Семья — главный институт воспитания».

Консультация для родителей «Семья — главный институт воспитания»....