Статья Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи»
консультация

Семенихина Ольга Николаева

   В семье появился малыш. Все хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

       Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребёнок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми , как правило, требуется индивидуальная работа .И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая даёт возможность родителям организовать занятия с ребёнком дома.

     На сто же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

    Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним  и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться  з советам к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

    Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается  возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий /включение на полную громкость радио, телевизор/ ,а при заболеваниях органов слуха в своевременно  лечить их ,и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.                                                                                                        

   Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи ,особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк

   Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны /например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук р/, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

       Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

    Нередко причиной произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, товарищей, с которыми малыш часто общается.

   Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания «бибка», «ляля», и т. д./,сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко - слоговом отношении. Если ваш ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

   Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только  при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения.

   Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки /рассказа/, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этим заданиями, но допускают ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

   Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребёнка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребёнок поест/ погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п./, взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию ,увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

   В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  Консультация для родителей  «Роль родителей в развитие речи»

   В семье появился малыш. Все хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

       Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребёнок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми , как правило, требуется индивидуальная работа .И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая даёт возможность родителям организовать занятия с ребёнком дома.

     На сто же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

    Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним  и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться  з советам к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

    Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается  возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий /включение на полную громкость радио, телевизор/ ,а при заболеваниях органов слуха в своевременно  лечить их ,и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.                                                                                                        

   Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи ,особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк

   Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны /например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук р/, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

       Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

    Нередко причиной произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, товарищей, с которыми малыш часто общается.

   Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания «бибка», «ляля», и т. д./,сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко - слоговом отношении. Если ваш ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

   Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только  при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения.

   Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки /рассказа/, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этим заданиями, но допускают ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

   Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребёнка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребёнок поест/ погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п./, взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию ,увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

   В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи детей»

Цель: объяснить какую, роль играют родители в постановке литературной речи детей.В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью,...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей!"

Задачи: помочь родителям в развитии речи их детей....

Консультация для родителей: “Роль родителей в развитии речи ребёнка”.

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно со значительными трудностями. И только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую реч...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...

Практикум для родителей "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испы...