Консультация для родителей «Использование игр по развитию речи».
консультация (подготовительная группа)

Кузнецова Светлана Сергеевна

Консультация для родителей по использованию игр (развитию речи)в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Использование игр по развитию речи в домашних условиях.» (из опыта работы)

В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми является развитие речи, поддержание интереса к общению у трехлетних болтушек и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать и проявить свое «Я».

В этом возрасте речедвигательный аппарат находится в стадии развития и формирования. Поэтому наша задача помогать и способствовать более целенаправленному развитию мышц губ, языка, мягкого неба, формированию силы выдоха, речевого дыхания.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык является необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. В наше время развития технических средств и нанотехнологий  многие дети даже в дошкольном возрасте могут быстро  освоить различную технику: фотоаппарат, планшет, компьютер. И родители радуются этому. А ведь поводов для радости  не так уж и много. Дети научились нажимать на кнопки, запомнили  последовательность нажимания. Это хорошо. Но плохо то, что наши дети с трудом общаются друг с другом, они не могут выразить свою мысль, часто дети не могут даже рассказать о своих действиях. Они могут выслушать инструкцию, совершить необходимые действия, но описать свои  же действия словами  многие дети не могут. Не хватает словарного запаса для выражения действий, последовательности, описания. Фразы зачастую получаются скудными, однообразными.

Дошкольный возраст - это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому одной из главных задач обучения в детском саду и дома является развитие речи, всех ее сторон, и познавательной деятельности.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной  энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

В настоящее время разработана система игр и игровых упражнений, которая предназначена для того, чтобы учить детей употреблять слова в точном значении, правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения.

В своей работе с детьми мы проводим игры с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, настольно-печатные игры, словесные игры.

Например:

1.«Было - стало»

Покажите ребенку картинку (например, с изображением птиц), закрыв правую часть листом бумаги, и скажите: «На ветке сидела одна птица, а теперь сидят…» (откройте правую часть картинки).

Ребенок должен посчитать птиц и закончить предложение: «Три птицы». Аналогичные действия выполняются с остальными картинками.

2.«Чего не стало?»

Разложите на столе картинки или предметы (количество предметов выкладываем +/- один к возрасту ребенка, т.е. 6-8 штук для 7-летнего ребенка). Предложите ребенку назвать и запомнить картинки или предметы, которые перед ним лежат. Попросите ребенка закрыть глаза, уберите один предмет.

Затем спросите ребенка, чего не хватает на столе. Во время игры следите за тем, чтобы ребенок правильно употреблял существительные в родительном падеже.

3. «Один – много»

Дети встают в круг. Вы называете существительное в единственном числе (например, одна книга), и бросаете мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, образует от этого слова родительный падеж множественного числа (много книг) и перебрасывает мяч другому ребенку. Тот называет другое слово в единственном числе именительном падеже и возвращает мяч вам и т.о. игра продолжается.

4.«Волшебная коробка» 

Положите картинки в коробку и скажите ребенку, что гномик прислал посылку. У гномика все предметы маленькие (например, не сапоги, а сапожки). Нужно правильно назвать все предметы, которые прислал гномик.

5.«Чей, чья, чье?»

Разложите по комнате мягкие игрушки-животные. Скажите, что животные играют с ребенком в «прятки». Спросите, чьи части тела ребенок видит (например, чье это длинное ушко виднеется из-за шторы? – заячье ушко).

6.«Скажи наоборот» 

Предложите ребенку закончить фразы в стихотворении: Скажу я слово «высоко», А ты ответишь…(низко), Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …(близко).

Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты мне …(храбрый), Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай…(конец).

7.«Чей малыш?»

Разложите пред ребенком картинки диких или домашних взрослых животных (птиц). В отдельную стопку сложите картинки детенышей (птенцов).

Попросите назвать и подобрать из стопки пары к данным картинкам по принципу «мама – малыш».

8.«Скажи по-другому»

Взрослый называет ребенку существительное (например, врач), просит ребенка назвать похожее по значению слово, кидает мяч ребенку. Ребенок называет синоним данного слова (доктор) и возвращает мяч взрослому.

9.«Что из чего сделано?» 

Взрослый задает наводящие вопросы ребенку о том,  какие бывают предметы, если они сделаны из железа, серебра, ткани, кожи, дерева, стекла, пластмассы и т.д. (Например, « Если нож сделан из железа, то он какой?»). Ребенок называет соответствующее имя прилагательное (железный).

Очень нравятся детям такие игры – ассоциации.

1."Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)

Или наоборот:

 2."Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

3.Или так: Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадке, сидя в машине или в очереди в магазине. Отводить специальное время для них не стоит.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

4. «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа: сначала чай наливают, потом пьют сначала человек ложится спать, потом встает сначала самолет взлетает, потом… сначала птичка откладывает яичко, потом… Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена

последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

5. «Что будет, если…» Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает. "Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.

Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

6.Вы начинаете: "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.

Или: "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

Или: Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

7. «Кто что делает?»

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким: "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…." "Чайник - свистит, кипит,…" "Машина - едет, гудит, светит,…" "Снег - идет, тает,…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие: "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …" "Едет - машина, поезд, велосипед, …" "Тает - мороженое, лед, …"

Или задания, имеющие только один ответ: "Кто чинит сапоги?" "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях. "Кто хоботом пьет воду?" "Носит грибы на иголках?" и т.д.

8. «Что где? Кто где?»

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

Что есть у нас на кухне?

Что есть у нас в прихожей? И так далее.

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

Потом "отправиться" в путешествие.

Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

9. «Что внутри?»

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.

10. «Угадай, кто это?» 

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например: Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик) Длинная, безногая, ядовитая. (змея) Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса) Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

11. «Больше, чем… Меньше, чем …» 

Взрослый ставит задачу: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

12. «Один - много…» Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. "Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".

Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"

Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка. Йосиро Цуцумиси утверждал, что кончики пальцев рук – второй головной мозг .

Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Поведение человека становится действительным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом действие выполняется пальцами. В своей образовательной деятельности мы обязательно используем пальчиковую и артикуляционную гимнастику, физминутки, используем работу с мнемокарточками и мнемотаблицами проводим подвижные игры, читаем и пересказываем сказки, рассказы, учим стихи, песенки, потешки. Рассматриваем сюжетные картинки и рассказываем об увиденном. Ведем наблюдения на прогулке.

Разговаривайте со своими детьми. Чем бы вы ее занимались, объясняйте  детям словами все свои действия, задавайте детям вопросы, просите повторить ваши фразы. Дети очень любят играть, подражать в играх взрослым. Пользуйтесь этим. Не отрываясь от своих хлопот вы с лёгкостью можете на ходу организовать огромное количество развивающих игр для своих детей. Развитию речи способствует развитие моторики ребёнка. В вашем доме есть огромное число предметов которые помогут вам. Играйте между делом.

И ещё один важный момент: обращайтесь к детям с просьбами о помощи как к равноправным членам общества, семьи и учите детей также обращаться  к вам с просьбами, используя общепринятые формы вежливого обращения. Не забывайте благодарить детей после выполнения вашей просьбы и того же требуйте от них . Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития речи.

Желаю Вам  успехов и взаимопонимания с вашими  умными и добрыми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности....

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в развитии речи детей»

Актуальность пальчиковых игр для речи детей и примеры некоторых упражнений....

Консультация для родителей: "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"

Консультация для родителей : "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"...

Консультация для родителей. Использование сенсорных игр для развития речи.

Цель этой консультации как проводитьс пользой время с ребенком в домашних условиях. Такие игры позволяют установить эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на ...

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей»

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотв...