Эмоциональная компетентность
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_emotsionalnaya_kompetentnost.docx348.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Эмоциональная компетентность»

Что такое эмоциональная компетентность родителей, и как с её помощью можно регулировать и постепенно искоренить детские истерики?

     Начнём с термина «эмоциональная компетентность». Родители, умеющие распознавать свои эмоции, которые они испытывают, обладают высокой эмоциональной компетентностью.  В реальной же жизни распознать истинные эмоции бывает очень и очень не просто. Умение чётко определять своё эмоциональное состояние позволяет сделать взвешенный и правильный выбор своего поведения, вместо того, чтобы «рубить с плеча». А ведь именно это и происходит, когда ребёнок своими истериками и капризами доводит родителей до белого каления.https://childguide.ru/wp-content/uploads/2014/03/555.png

Существует один хороший способ наблюдения за собственными эмоциями, который называется «шкала эмоциональных тонов» Р.Хаббарда. Он расположил эмоции, которые испытывает человек, в определённой последовательности.

Нижние уровни эмоций – это эмоции, которые необходимы человеку для выживания. Верхние уровни – это эмоции действия. Мы постоянно движемся по этой лестнице, то вверх, то вниз, испытывая радость или горе, счастье или несчастье. Посмотрите на картинку ниже. Там изображена не полная шкала, но уже сейчас Вы можете потренироваться определять свое состояние и ту ступеньку, на которой находитесь

      Чаще всего мы находимся на какой-то одной ступени, на той, которая привычна именно для нас. Нахождение на определенном эмоциональном уровне можно назвать взглядами на жизнь. В отличие от взрослых, дети легко передвигаются по этой лестнице.

Эмоциональная компетентность и детские истерики

     Давайте снова взглянем на детские истерики, немного с другой точки зрения. Например, малыш хочет, чтобы Вы купили ему игрушку, и просит Вас об этом. В этот момент он полон энтузиазма и надежд на то, что игрушка уже вот-вот окажется в его руках. Когда же ребенок слышит отказ с вашей стороны, он скатывается вниз по эмоциональной лестнице и начинает требовать игрушку и выражать свое недовольство (антагонизм, гнев). Если Вы снова отказываете, ребенок снова идет вниз по лестнице, т.е. испытывает скрытую враждебность, которая может проявляться в виде лести, затем попытается вызвать сочувствие, затем плакать и постепенно дойдет до апатии.

      После того, как он спустится вниз, а вы не сдадите своих позиций, и выдержите напор своего чада, то через некоторое время ребенок снова вернется к своему обычному состоянию. Если же на каком-то из этих уровней ваше терпение лопнуло, и вы купили-таки ему игрушку, то ребенок это запомнит и в будущем  будет использовать проверенные эмоциональные реакции в этой же ситуации.

      Когда Вы сдаетесь, обязательно проанализируйте, в какой момент вашему терпению приходит конец. Если вы реагируете на слезы, то и ребенок будет плакать чаще, когда захочет оказаться на вас давление. Родительское внимание необходимо малышу, как воздух. И он готов добиваться его всеми доступными способами.

Подумайте над тем, в каких ситуациях малыш получает ваше внимание больше всего. Когда он в хорошем расположении духа? А может быть Вы мгновенно реагируете, когда он кричит? Если чаще всего ребенок добивается вашего присутствия болезнями или детскими истериками, то через некоторое время вы обнаружите, что он слишком часто болеет, либо окажется, что ребёнок чересчур шумный.041

     Обращайте внимание на малыша, когда он находится в замечательном расположении духа. Купите игрушку, когда он будет находиться на верхних ступенях эмоциональной шкалы. Игнорируйте детские истерики, если он требует помочь ему. Придите на помощь, когда он снова поднимется вверх по лесенке и будет спокойным. Ни в коем случае не осуждайте ребёнка за его негативные эмоции, лучше создайте благоприятные условия для поднятия духа.

Эмоциональная компетентность родителей –

важная часть воспитательного процесса и

эффективное средство для преодоления детских истерик.

Основные эмоциональные компетенции:

  1. Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств.

     Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст.

  1. Управление своими эмоциями.

     Человек, который сотрудничает с другими, вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длиться долгие годы.

  1. Распознавание и понимание чувств окружающих.

     Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо “читает” сигналы о чувствах других людей и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он. Такие люди обладают эмпатийными способностями.

  1. Управление чувствами других.

     Способность позитивно влиять на чувства других является компетенцией высшего порядка. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют в жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях.

Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определённый уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет

Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...

Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет

Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...

Эмоциональная компетентность.

Эмоциональная компетентность определяет содержательную сторону эмоциональной зрелости личности. Следствием эмоциональной компетентности является оптимальный уровень тревожности, удовлетворе...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

Конспект психокорреционного занятия по развитию восприятия и эмоциональной компетентности «Прогулка в лес»

Психокоррекционное занятие направлено на развитие познавательных психических процессов дошкольников: восприятия, речи, эмоциональной компетентности....

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...