Особенности развития детей с задержкой психического развития.
консультация

Наталья Николаевна Вишнякова

Мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. Информация, запрещенная для распространения среди детей;
2.Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. Информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. Содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Общие правила для родителей:

1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».

Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.

Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

Компания Microsoft разместила на своем интернет-ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете. Заметки и советы, приведенные ниже, помогут вам обеспечить безопасность детей независимо от того, с какой целью они используют интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями. Просмотрев эти видеоролики, вы сможете расширить свои знания по основным вопросам безопасности, касающимся вас как домашнего пользователя. Если вы только приступаете к изучению вопросов, связанных с защитой вашего компьютера и безопасностью информации в сети, вы можете начать с ознакомления с основами.

ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития



Предварительный просмотр:

Роль инклюзии в дошкольном образовании

Инклюзивное образование

Проблемами инклюзивного образования занимаются многие ученые, среди которых: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. В их работах описаны принципы организации инклюзивного обучения, как в ДОО, так и в школах.

В 2014 году был введен ФГОС, который направлен на обеспечение права детей с ОВЗ на овладение компетенциями, которые необходимы им для осуществления успешной социализации. ФГОС своей целью имеет поддержку детей с ОВЗ, их адаптацию, обучение, социализацию на пути от дошкольного возраста до трудоустройства.

Термин "инклюзивный" имеет французское происхождение и означает "включающий". Дети с ОВЗ должны быть включены в социальную жизнь, получать социальный опыт, имеют права на поддержку и сопровождение специалистов по профилю ОВЗ.  

Для нашей страны, организация инклюзивного образования в ДОО - деятельность инновационная. Введение системы инклюзивного образования позволит детям развиваться в полноценном обществе. Подготовка к включению детей в современное общество - важный процесс, требующий индивидуального педагогического подхода, учитывающего особенности развития.

Ранее было распространено понятие интеграции. Инклюзия существенно отличается от интеграции. В процессе интеграции ребенок с ОВЗ должен был адаптироваться к условиям ДОО. И если процесса адаптации не происходило, то ребенок покидал образовательное учреждение. Инклюзия же подразумевает, что образовательное учреждение подстраивается под нужды ребенка с ОВЗ, учитывает его особенности.

Инклюзия в ДОО имеет свои особенности организации:

  • обучающиеся состоят в одной группе, без выделения детей с ОВЗ в отдельную группу;
  • детям с ОВЗ помощь оказывают специалисты по профилю заболевания;
  • акцент происходит на наиболее сильные стороны ребенка и его возможности, потенциал;
  • у всех воспитанников формируется толерантность к особенностям друг друга;
  • общество понимает важность возможности развития детей с ОВЗ, их социализации.

Дети с ОВЗ (физические и ментальные заболевания) исторически в нашей стране оказываются в изоляции, они лишены возможности интеграции в общество, получения положительного социального опыта. Отдельные коррекционные учреждения способствовали состоянию изоляции.

Роль инклюзии в ДОО значительна - обучать каждого ребенка взаимодействию друг с другом, помогать развиваться в условиях совместного пребывания, вместе преодолевать сложности в развитии. Таким должно быть гуманное общество, в котором все равны и уважения заслуживает каждый его член.

Данные Пенсионного фонда говорят, что в стране ежегодно увеличивается число инвалидов. 5,6% от числа инвалидов - дети,  402 тыс. из мальчики, 298 тыс. - девочки [3].

На рис. 1 представлено их соотношение по половому признаку в процентах.

Рисунок 1 Процентное соотношение по полу детей-инвалидов

Таким образом, развитие инклюзии, соответствующая подготовка педагогических кадров - та необходимая поддержка, которую нужно оказывать семьям.

Получение дошкольного образования в условиях инклюзии позволяет детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные функции, учиться взаимодействовать с детским коллективом.

Перед ДОО ставятся следующие задачи:

  • поддержание эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ;
  • охрана и укрепление физического здоровья ;
  • оказание поддержки индивидуальности ребенка, помощь в реализации способностей и творческого потенциала;
  • формирование у воспитанников общей культуры [1].

Подготовка педагогов в области инклюзивного дошкольного образования - важный шаг для успешной реализации инклюзии.

Педагогам необходимо реализовывать основные принципы дошкольного образования. Поддерживать разнообразие детства, сохранять самоценность детства как важного этапа в жизни человека, обеспечение проживания ребенком всех этапов дошкольного детства.

Знания в области работы с детьми с ОВЗ - основная опора для применения на практике. Для работы необходимо учитывать особенности детей с ОВЗ, среди которых могут быть:

  • быстрое уставание
  • особенности в поведении
  • моторные нарушения и пр. особенности.

Реализация инклюзивного образования требует от педагога создания особых условий для таких детей в группе:

1. создается необходимое образовательное пространство

2. создается необходимое программно-методическое обеспечение

3. организация самостоятельной деятельности детей.

Активность стимулируется черед предметно-развивающую среду. Она должна соответствовать возрастным особенностям  и быть привлекательной, комфортной для ребенка с особенностями развития. Если ребенок с интеллектуальными нарушениями, то необходимо предусмотреть наличие игрушек по его интересам. Наличие зоны коррекции - важный пункт в оборудовании предметно-развивающей среды. Среда должна быть вариативным пространством с зоной ближайшего развития.

4. создается дидактическое обеспечение образовательной деятельности для коррекции отклонений различного характера (в развитии, поведенческих)

5. обеспечение безопасности ребенка с ОВЗ как в группе, так и на прогулке.

6. работа в тандеме со специалистами (с логопедом, психологом, дефектологом сада)

7. установление взаимоотношений в группе, воспитание толерантности в детях

8. проводится работа с родителями

Инклюзивное образование требует высокой квалификации от педагога.

Умение включаться в изменения, понимать тенденции развития педагогики как науки, строить процесс воспитания и образования с учетом индивидуальных особенностей детей - такие навыки необходимы современному педагогу ДОО.

В современный инклюзивный образовательный процесс должны быть включены педагоги, родители, дети , администрация ДОО. На сегодняшний день условия для реализации инклюзивного образования созданы только в столице и нескольких крупных городах.

Процесс включения детей с ОВЗ в систему образования необходимо начинать с дошкольного возраста. Тогда к школе у ребенка будет возможность получить основные навыки и первичную социализацию.

Реализация прав детей с ОВЗ -приоритетное направление работы по ФГОС.

Таким образом, развитие инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях - важная ступень в общем развитии инклюзивного образования в России.

Список литературы:

  1. Бреннер, Д. А., Сафонова, Т. В. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования [Текст] // Практическая дефектология. - 2017. - № 2 (10). - С. 3-7
  2. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов [Текст] / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой - М. : Издательство «Спутник+», 2015. – 254 с.
  3. Статистические данные пенсионного фонда России [Электронные ресурсы] URL: https://tass.ru/obschestvo/11170585?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru  (дата обращения: 24.05.22 г)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Особенности развития детей с задержкой психического развития.

Особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.Определение, классификация , особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста....

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью ...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вов...

Консультация "Особенности развития детей с задержкой психического развития"

Консультация предназначена для педагогов работающих с детьми с задержкой психического развития...

Материал для родителей "Особенности развития детей с задержкой психического развития 6 -7 лет"

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психи...