Родительское собрание «Игра. Возвращение к истокам»
консультация

Васьковская Виктория Денисовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vozvrashchenie_k_istokam.docx76.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

        РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

«Игра. Возвращение к истокам»

Подготовила:

Васьковская В.Д.

Воспитатель

п. Тазовский 2022

Цель: Познакомить родителей с дидактическими пособиями «Дары Фребеля».

Задачи: 

- познакомить с историей создания дидактических пособий «Дары Фребеля»

-познакомить с коммуникативными играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

-вовлечь родителей в педагогический процесс.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: родители, воспитатель

Оборудование: выставка дидактических пособий, компьютер, интерактивный экран, памятки.

План собрания:

1. Вводная часть (5 мин).

         Представление воспитателем темы собрания.

Уважаемые родители, рада приветствовать вас! В 2020 году мне посчастливилось выиграть грант от губернатора «Я - воспитатель Ямала» на реализацию проекта «Особая игра», который направлен на развитие коммуникативных навыков особенных детей с использованием дидактического материала «Дары Фребеля».

Сегодня я вас познакомлю с развивающими играми

Фридриха Фребеля, которые позволят исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; учат общаться и познавать себя.

Кто же Ф.Фребель?

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля?

Ответы на эти вопросы Вы найдете в ходе нашего родительского собрания.

Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь

9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он –

зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей

маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих

в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И, наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание

взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею,

выступал с лекциями о детских садах.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был

первый детский сад Ф. Фребеля?

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским

садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами».

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

2. Основная часть (30 мин).

         Выступление воспитателя группы на тему «Дар» для педагогики», (10 мин).

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов

радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один

желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу,

колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и

ориентироваться в пространстве. Каждый раз вы называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Прячете мячик, а потом снова показываете его («есть мячик – нет мячика»). Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях.

Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического

конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети

могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью

форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов

упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.

Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает. Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля:

Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так

популярные сейчас. Было это в 1844 году!

Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также

многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем

нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму

бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал

задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию

из бумаги — и много других интересных детских занятий.

         Проведение воспитателем практикума с родителями: обучение практическим умениям родителей: Игры «Костер дружбы», «Итальянское кафе», «Вверх дном» 15 мин).

3. Заключительная часть (3 мин.)

Буклет: Как сделать детский конструктор своими

руками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Играют дети - играем вместе»

Родительское собрание- игра путешествие по островам математики....

Сообщение к родительскому собранию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Русский народ не должен забывать своей культуры, литературы, живописи, памятников, своего прошлого. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, пользоваться уважением окружающих, надо зн...

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Дидактическая игра "Возвращение к истокам"

Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...