Консультация для родителей "Ребенок дразнит и обзывает"
консультация

Кондратюк Ольга Сергеевна

Существует множество причин, по которым дети дразнят: для привлечения к себе внимания, выплёскивая агрессию, для самоутверждения, из-за зависти, из-за неприязни, для самозащиты. Но в любом случае, это говорит о том, что у ребёнка не все благополучно, ведь отыгрываясь на других детях, ребенок пытается решить свой внутренний конфликт, свои проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей 24.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок дразнит и обзывает»

Обычно дети начинают дразнить после 3х лет, но наиболее осознанно дети дразнят и обзывают к 5 – 6 годам.

                                      Ребенок может дразнить по разным причинам:

  • От неумения пригласить другого ребенка в игру.
    Иногда ребенок не знает, как начать игру и, обзывая, пытается привлечь к себе внимание другого малыша. Так часто ведут себя маленькие дети: один начинает дразнить, другой начинает за ним бегать, при этом оба смеются, так завязывается игра.
    В этой ситуации выход очевиден: необходимо помочь ребенку преодолеть свою стеснительность и научить его знакомиться и выражать желание поиграть или пообщаться.
  • Чтобы повеселить окружающих.
    Ребенок хочет быть в центре внимания и изо всех сил пытается развеселить окружающих. Дразня, он не преследует цели обидеть другого ребенка, он просто хочет, чтобы над его шуткой посмеялись.
    В этом случае родителям нужно объяснить ребенку, что хоть все и посмеялись, но тому, над кем смеялись, было очень обидно. Такому ребенку надо помогать развивать чувство юмора, показать, как это можно сделать без «шуточек» в отношении другого. Для примера расскажите своему ребенку несколько веселых историй, которыми он мог бы повеселить друзей, при этом никого не обижая.
  • Чтобы самоутвердиться.
    Если ребенок постоянно дразнит сверстников, награждая их обидными эпитетами, то такой ребенок желает утвердиться за их счет. Он осознает, что обижает или даже унижает другого, и именно это возвышает его в собственных глазах, а иногда позволяет занять лидирующую позицию.
    Родителям такого ребенка важно направить энергию его лидерства в «мирное» русло. Надо объяснить ребенку, что настоящий авторитет невозможно завоевать таким способом и показать, как он может проявить лидерские качества, не задевая другого человека. Например, организовать помощь кому-то, предложить интересную игру для всех, быть самым активным на занятиях и т. п. При этом с ребенком нужно проводить воспитательные беседы, чтобы он осознавал не только свою ценность, но и ценность других детей, какими бы отличительными особенностями они не обладали.
  • Чтобы попробовать других на «прочность».
    Иногда ребенок дразнит, чтобы спровоцировать другого на какие-то активные действия. Обычно это происходит из-за неприязни детей друг к другу или из желания «померяться силами». Ребенок уверен, что его «дразнилки» не останутся без ответа, и начинает своеобразный поединок.
    В данном случае однозначно осуждать такое поведение нельзя. Это состязательное поведение, и оно будет развиваться и дальше. Если родители строго пресекут дразнилки соревновательного характера, то потребность в состязательности может найти совсем другой выход: например, ребенок может начать драться, или примется «воспитывать» других детей, становясь занудой, или начнет много хвастаться.
    Научите ребенка вместо кличек и дразнилок смешным, необидным словам, чтобы перевести такие словесные пикировки в веселую игру.
  • Чтобы привлечь внимание взрослых.
    Некоторые дети привыкают привлекать внимание взрослых своим плохим поведением. Обзывать других детей - одно из средств для этого. Ребенок знает, что если он будет дразнить, то взрослые этого так не оставят. А это как раз то, чего он добивается.
    Обычно такие дети используют и другие средства для привлечения внимания взрослых: бьют детей, портят вещи, мешают на занятиях и т. д.
    В большинстве случаев родителям довольно трудно корректировать такое поведение, так как у ребенка уже сформировался отрицательный образ, который он привычно подтверждает своими поступками. В данном случае необходимо переориентировать ребенка, чтобы он научился добиваться внимания хорошим поведением. Это очень непростая задача, изменить придется всю систему взаимоотношений с ребенком, где основным является изменение отношения взрослых к ребенку.
  • Чтобы выплеснуть агрессию.
    Иногда ребенок в порыве злости произносит обидные слова. Часто такое случается, когда другой ребенок отобрал у него что-то или больно толкнул. В таком случае, проявляя агрессию, он сознательно хочет причинить боль сверстнику, действительно желает его обидеть.
    Родителям в таком случае придется учить ребенка направлять агрессию в конструктивное русло - выражать свои чувства, проговаривая их. Например, если ребенка кто-то толкнул и это его разозлило, то, вместо того чтобы обозвать драчуна, лучше прямо сказать ему: «Мне не нравится, когда ты так толкаешься».
  • С целью самозащиты.
    Если ребенка обзывают, то он обычно тоже обзывает в ответ. В этом случае родителям надо постараться научить ребенка отвечать достойно, без ответного оскорбления. Конечно, крайне трудно требовать такого уровня самосознания от дошкольника и задача эта может быть решена, скорее всего, только к концу подросткового возраста. Это не значит, что обзывания в ответ надо поощрять, но и строго пресекать стоит только очень обидные или грубые слова. Во многом такая самозащита ребенку необходима, чтобы он чувствовал, что может сам за себя постоять.

                           Как донести до ребенка, что так поступать не нужно? 

Первое с чего Важно начать, это разобраться, что ребенка побуждает обзывать своих сверстников.

Эмоции и поступки детей, так же как и всех остальных людей, имеют определенные причины, независимо от того, могут они их сформулировать или нет.

Каждый раз, когда мы видим, что наши дети расстраиваются или злятся, по поводу, который нам кажется не существенным, мы должны сделать шаг назад и постараться увидеть общую картину того, что происходит в их жизни.

Например, обозначать чувства ребенка, проговаривая их:

  • Девочка взяла игрушку, которую ты хотела? Ты разозлилась? Я понимаю, я бы тоже разозлилась. Когда ты это испытываешь, тебе хочется кого-то ударить;
  • Мальчик в песочнице тебя дразнил? Тебе было обидно. Со мной тоже так бывает. Это называется – обида;
  • Я поняла, что бабушка не дала тебе конфету, которую обещала? И ты так сильно кричал? Это от гнева. Так бывает, когда ждешь, но не получаешь.

Мама проговаривает каждую ситуацию своему ребенку и называет каждое из его чувств. Объясняет, что она тоже иногда такое испытывает, так бывает. Но обязательно добавляет, как можно выражать эмоции, а как нет.

Кроме того, чтобы признавать чувства ребенка,  назвать эмоцию, стоит проанализировать поведение ребенка, а также дать возможность выразить эмоцию безопасно.
                                                            Что учесть на будущее

  • Научить ребенка терпимости к особенностям других - это воспитание важной жизненной позиции. Здесь необходима готовность родителей работать над собой, следить за своими высказываниями в отношении других людей разных национальностей, материального достатка, интеллектуальных способностей, успешности, внешних данных. Конечно, на протяжении детства, юности, да и всей жизни эти вопросы будут волновать вашего ребенка, и ему придется не раз делать моральный выбор, преодолевая собственную нетерпимость или давая отпор, если ее жертвой хотят сделать его самого. И очень важно, что вы вложите в него сейчас, в детстве.
  • Помните о том, как важно всегда следить за тем, что вы говорите в присутствии детей, даже если вы считаете, что они вас не слышат или еще не понимают, о чем идет речь. Ведь большинство видов нетерпимости и способов ее проявить дети «копируют» с родителей. И бесполезно что-то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Не «подсказывайте» ребенку сами никаких дразнилок, не навешивайте никому обидных прозвищ и ярлыков.
  • Объясните ребенку, что видимые различия не так важны, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. Учтите, что через игру или сказку вам удастся донести до ребенка эту мысль гораздо успешнее, чем путем нравоучений и наказаний.

Используйте сказки - читая их ребенку, рассуждайте об особенностях каждого из героев. Обращайте внимание на то, что все они разные, но каждый из них хорош по-своему. Также поиграйте с ребенком в игру, взяв за основу сюжета реальную ситуацию, когда малыш был нетерпим к недостаткам других. В ходе игры обсудите с ребенком, какие чувства испытывают герои, совместно решите, как им лучше поступить.

  • Помогая своему ребенку искоренить нетерпимость, воспитывайте в нем такие чувства, как интерес к людям («Интересно, почему он себя так ведет?») и сочувствие («Наверно, непросто жить, если приходится все время носить очки»). Интерес может родиться, если поощрять ребенка рассуждать о том, что происходит, а не просто констатировать или осуждать. В случаях, когда речь идет об особенности во внешности или состоянии здоровья другого человека, то нужно учить ребенка проявлять сострадание, сочувствие, чтобы он вырос неравнодушным человеком.
  • Помните о том, что если родители будут терпимей и внимательней к тем, кто рядом, то дети обязательно последуют их примеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок дразнится и обзывается?

Что делать, если ребенок дразнится и обзывается?...

Памятка для родителей Что делать, если ребенок дразнится и обзывается?

Памятка для родителейЧто делать, если ребенок дразнится и обзывается?...

Консультация для родителей: "Почему ребенок обзывается,кусается и дерется?"

Что же делать с детской агрессией? Причины, рекомендации....

Консультация: "Если ребенок дразнится и ругается".

Консультация для родителей: "Если ребенок дразнится и ругается"....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация для родителей: “Дразнить и обзывать: почему все дети должны это делать?”

Консультация для родителей: “Дразнить и обзывать: почему все дети должны это делать?&rdquo...

Консультация: "Как быть, если дети обзываются»

В каждом детском саду есть дети, которые спокойно обзывают  других детей слова типа: "Ты попка", "Ты сопливый дурачок", а то и похлеще.Как понять, когда пора вмешаться? Нет ка...