Речевое развитие детей 6 года жизни в ДОУ и семье.
классный час

Мокрова Анна Александровна

Тема: "Играем дома - развиваем речь".

Форма проведения: практикум.

Аудитория: родители

Задачи:

1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.

2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 6 года жизни в ДОУ и семье.

Тема: "Играем дома - развиваем речь".

Форма проведения: практикум.

Аудитория: родители

Задачи:

1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.

2. Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.

Информационно-техническое оборудование:

Проектор, экран.

Видеозапись речевых игр детей с педагогом.

Материал и оборудование:

Картотека предлагаемых  игр для развития речи детей дома.

Памятки с описанием игр, в которые могут играть родители с детьми.

Вступление: (слайд №1)

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «речевое развитие наших детей»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у ребенка – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом, и пускаю процесс развития речи на самотек.

Основная часть:

Немного теории.

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольника.

У ребёнка 5-7 лет должен быть высокий уровень речевого развития. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, его высказывания становятся содержательными, выразительными и точными.

Ребёнок 5-6 лет может пересказать прочитанную сказку, рассказ, мультфильм, составить рассказ по картине, об игрушке, уловить и объяснить смысл прочитанного.

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи.

Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения и семьи.

Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возрастов в яслях и детском саду, организация работы и основные методы обучения определены "Программой воспитания в детском саду".

В "Программе..." названы две основные формы обучения речи:

- первая — работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом (в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.), во время прогулок; в процессе игр, при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); во время праздников и развлечений; во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных);

- вторая — специальные занятия по развитию речи.

Частных задач работы по развитию речи детей в ДОУ можно выделить пять: (слайд № 2)

  1. Развитие лексической стороны речи.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
  4. Развитие связной речи детей.
  5. Развитие мелкой моторики.

Речь- одна из линий развития ребенка. (слайд № 3)

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. В речевом развитии ребенка семья и педагоги должны взаимодействовать.

Давай те же разберем каждый аспект развития речи поподробней. Перейдем от теории к практике.

 

1.Развитие лексической стороны речи.

В ДОУ: (слайд № 4)

1. расширять словарный запас;

2. активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные;

3. пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет;

4. расширение обобщающих понятий;

5. знакомство детей с синонимами;

6. знакомство с антонимами;

7. знакомство с многозначными словами.

В семье:

Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы;

Рассказывать ребенку о родственниках (где живут, кем работают…), очень привлекательны для детей воспоминания родителей о своем детстве, играх, в которые они играли, продолжать семейные традиции (беседы о прошедшем дне: чем порадовал день?, чем огорчил?, чем удивил?,  планы на следующий день);

Проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка (существительные, прилагательные, глаголы…),

Игра с родителями: «Зимние слова» (все, что напоминает о зиме) - зима, санки, сугроб, кататься,  барахтаться в снегу, серебристый, и т.д. (Могут быть «круглые слова», «желтые слова» и т.д.)

В повседневном общении продолжать расширять запас слов – обобщений

Игра с родителями: Магазин обуви  – туфли, сандалии, сапоги, тапки, валенки и т.д. (Транспорт, инструменты, посуда, игрушки, и др.)

Продолжать работать со словами  - антонимами и синонимами

Игра с родителями: "Антонимы в сказках и фильмах".  (слайд № 5)Педагог предлагает родителям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а родители должны будут угадать истинное название Сказки.

"Слова - мячики". Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим "Холодный", а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Горячий". Затем игроки меняются ролями.

2. Формирование грамматического строя речи.

В ДОУ: (слайд № 6) 

1. Упражнять в правильном употреблении глаголов и глаголов с приставками (у- , по-, при- , про - , вы - )

2. Упражнять детей в умении правильно  согласовывать  числительные с существительными;  образование р.п. мн.ч. существительных; употребление и образование  сложных форм сущ. мн.ч. в родит.п. (чулок, носков, ботинок, тапочек и т.п.)

3. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих  различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.)

4. Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов.

5. Составление разных типов предложений (простых и сложносочиненных предложений с союзом А, сложноподчиненных предложений).

В семье: 

Упражнять в правильном употреблении глаголов (речевые игры «Кто что умеет делать?» - Что умеет делать кошечка? – бегать, прыгать, мяукать, лакать, играть и тд.

Игра с родителями:«Измени словечко» изменение слов при помощи приставок у-, при-, вы-, за-, пере-, под -, и др.(идти,)

В повседневном общении с ребенком создавать  речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать сущ.с числит.

Игра с родителями :«Поиграем - посчитаем» (работа с грамматикой в картинках»Множественное число»

Задача родителей поощрять стремление ребенка  использовать в речи сложные типы предложений, помогать в составлении или корректировать.

Физкультурная минутка: 

От зеленого причала оттолкнулся пароход. - машем рукой
Он шагнул назад разок. -
шаг назад
А потом шагнул вперед. -
шаг вперед
И поплыл, поплыл по морю -
движения руками
Набирая полный ход. -
ходьба на месте

Девочки и мальчики

(руки на пояс)

Прыгают, как мячики,

(прыжки)

Ножками топают,

(топанье)

Ручками хлопают,

(хлопки)

Глазками моргают,

(руки на пояс, ритмичное зажмуривание глаз)

После отдыхают. ( руки вниз)

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

В ДОУ: (Слайд №7)

  1. Совершенствовать  моторику артикуляционного аппарата, через артикуляционные упражнения.
  2. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить проводить анализ артикуляции звуков.
  3. Вводить понятие «гласные – согласные звуки», «твердые – мягкие согласные звуки».  
  4. Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком, определять позицию в слове (начало, середина, конец).
  5. Уметь дифференцировать  звуки (ш-с, ж-з, р-л, щ-с, ц-с).
  6. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в слове (по схемам, на слух).
  7. Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).

В семье:

Проводить игры по совершенствованию звуковой культуры речи, например: «Где спрятался звук», «А»- кран, апельсин, ручка. «И» - иголка, зонтик, …..

       ( в начале, середине, конце слова.)

Развивать фонематический слух, в выделении в своем имени первого звука, в имени окружающих, в названии любимой игрушки.

Развивать фонетический слух, делить слова на слоги и определять их последовательность.

Следить за правильным ударением при произнесении слов.

4. Развитие связной речи детей.

В ДОУ: (слайд №8)

1. Диалогическая речь – вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок. Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.

2. Монологическая речь -  обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

В семье:

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о мероприятиях в детском саду и дома.

Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов, работа с иллюстрациями.

Упражнять в составлении элементарных описаний, через игр.упр.

Игра с родителями:  «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды, детали, предметы).( слайд № 9)

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

5. Развитие мелкой моторики руки.

В ДОУ: (слайд № 10)

1. Создание условий  для развития мелкой моторики рук  через специальные игровые упражнения; мероприятия по художественному труду и другим видам детской деятельности (познавательной, изобразительной).

2. Развивать тактильные ощущения, координацию движений.

3. Начать работу по  подготовке руки к обучению письму (развивать тактильные ощущения, щепоть – содружество трех пальцев), формировать правильный захват карандаша.

В семье:

Развивать руки ребенка (захват двумя руками и одной, двумя пальцами – пинцетный захват).

Развивать мелкую моторику рук через специальные игровые упражнения

Пальчиковая гимнастика

Развитие ручной умелости (в домашних условиях, под присмотром взрослых – вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т.д.)

Мнемотехника (слайд № 11)

(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

И в завершение разрешите показать небольшой видеоклип Видеозапись речевых игр детей с педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первого года жизни.

В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....

Роль семьи в речевом развитии детей третьего года жизни

Рекомендации и упражнения для родителей по развитию речи детей...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...