Консультация для родителей "Психологические особенности детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Тонишева Юлия Александровна

Обучение является необходимым условием психического развития ребёнка. Дети учатся на всех генетических ступенях - в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

Тонишева Юлия Александровна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №134».

     В дошкольном возрасте начинают складываться зачатки учебной деятельности.

     Обучение является необходимым условием психического развития ребёнка. Дети учатся на всех генетических ступенях – в раннем, дошкольном и школьном возрасте. Однако на разных ступенях развития содержание и форма обучения изменяются. На ранних ступенях младенчества и в преддошкольном детстве обучение происходит в процессе повседневной жизни ребёнка. Усвоение новых знаний и навыков не стало ещё специальной задачей ребёнка и является побочным продуктом его практической или игровой деятельности. В дошкольном возрасте характер обучения изменяется. Дошкольник достигает того уровня развития, когда перед ним можно поставить особую задачу усвоения нового опыта и соответственно организовать систематическое обучение по программе.

     Как показывают исследования, учебная деятельность дошкольника носит своеобразный характер и существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Первоначально учебная задача выступает перед дошкольником не в своём специальном значении, а в ближайшей связи с его жизненными интересами, с актуальной для него практической или игровой деятельностью.

     В начале дошкольного возраста наиболее эффективное усвоение новых знаний и навыков осуществляется в дидактических играх и близких к ним формах предметно-практических занятий. В старшем дошкольном возрасте происходит существенный перелом. Ведущее значение приобретают занятия учебного типа, в процессе которых ребёнок начинает побуждаться познавательными интересами, стремится к обогащению своего опыта.

     Вместе с тем у него постепенно складываются простейшие приёмы учебной работы, вырабатывается умение внимательно следить за показом и объяснениями воспитателя, осмысливать и запоминать воспринятое, подчинять свои действия поставленной учебной задаче и т.д.

     Таким образом, на протяжении дошкольного возраста в результате обучения происходит не только усвоение знаний и навыков, но и осуществляется формирование самой учебной деятельности, возникает стремление к учению, вырабатываются простейшие формы умения учиться. Это имеет решающее значение для подготовки ребёнка к школе и для всего его последующего развития.

     Под влиянием условий жизни и воспитания в процессе разнообразных видов деятельности у ребёнка-дошкольника развиваются различные психические процессы, формируются психические качества его личности.

     Исследования показали, что на протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в области восприятия, памяти, мышления, волевых действий и т.д.

     Сдвиги наблюдаются в области памяти. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти в дошкольном возрасте появляются зачатки произвольного запоминания и припоминания.

     Особо глубокие сдвиги в дошкольном детстве происходят в области мышления и речи. Детское мышление первоначально складывается на основе непосредственного чувственного познания окружающей действительности в результате обобщения опыта практических действий с вещами.

     Одновременно с развитием познавательных процессов в дошкольном возрасте интенсивно формируются волевые действия.

     Дошкольник постепенно научается делать не только то, что ему непосредственно хочется, и не только то, что ему диктует непосредственно воспринимаемая ситуация, но и то, что от него требуют окружающие люди, выражая свои требования в словесной инструкции и приказании. Постепенно и сам ребёнок научается формулировать стоящие перед ним задачи сначала во внешней среде, а затем и внутренней речи. В результате возникают зачатки специфически человеческих произвольных действий, подчинённых сознательно намеченной цели.

     Проблема развития личности ребёнка принадлежит к числу важнейших и вместе с тем мало разработанных в детской психологии. Существенное значение для разработки проблемы формирования детской личности имеет изучение развития способностей у ребёнка. Ребёнок рождается лишь с известными задатками, известными предпосылками, необходимыми для развития тех или иных способностей. Что касается самих способностей, то они формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

     Большое значение имеет вопрос о формировании характера и выработке нравственных качеств личности ребёнка. В дошкольном возрасте появляется активный интерес к моральной оценке человеческих поступков и происходит активное овладение нравственными нормами поведения. В дошкольном возрасте возникают довольно сложные нравственные чувства, в частности чувство долга.

     В данный период детства под влиянием сложившихся условий жизни и применяемых методов педагогического воздействия происходит не только формирование новых побудительных мотивов, но и устанавливается определённое их соподчинение: одни из них получают доминирующее, а другие подчинённое значение.

     Таким образом начинает складываться психологическая структура личности, что имеет первостепенное значение для всего последующего развития ребёнка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"...

Консультация "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Каждый возраст характеризуется  своими особенностями, психическими новообразованиями. Консультация  направлена на формирование у родителей правильного понимания возрастных особенностей детей...

Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»

laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...

Консультация для родителей «Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие особенностей детей дошкольного возраста»

Подвижные игры с элементами спорта характеризуются частой сменой положения тела и его звеньев, движений и двигательных действий как сложных систем. Таким образом, происходит взаимодействие между сенсо...