Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с живописью"
консультация (подготовительная группа)

Соловьева Наталья Валерьевна

Представлен материал по ознакомлению детей с жанрами живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_zhivopisi.docx539.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дошкольникам о живописи»

В настоящее время важной задачей в дошкольном образовании является развитие всесторонне развитой личности ребенка. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство это сделать невозможно, поэтому важно приобщать детей к художественному творчеству. Живопись помогает развивать у ребенка образное мышление, речь, эстетический вкус и фантазию. Она способна раскрывать сложный мир человека, чувств, характеров, передавать красоту природы, события исторического прошлого и полет фантазии

Формирование эмоционально – оценочного отношения к миру (к природе, к людям, к окружающему миру) – одна из задач  развития дошкольника в изобразительной деятельности. Научить эмоциям и ощущениям невозможно, их можно лишь прочувствовать. И именно такую возможность представляет нам искусство, искусство живописи.

Необходимо учить детей видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в окружающих их предметах, в людях. И незаменимым средством формирования духовного мира детей является живопись.

И. Машков. «Снедь московская. Хлебы». 1924 г. И. Машков. «Снедь московская. Хлебы». 1924 г.

«Живопись учит смотреть и видеть» - писал А. Блок. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, эмоционально отзывчивым. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают видеть и «слышать» в произведении что – то своё, у них возникает желание самим создавать красивое, так у детей зарождается творчество. С помощью живописи дошкольники начинают понимать гармонию природы, развивается их мыслительная деятельность. Рассматривая картины, отвечая на вопросы взрослого, составляя рассказы по картинам, выражая своё отношение к изображённому на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащают свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты…).

Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Приоткрыть ребёнку глаза на мир, приобщить его к прекрасному поможет систематическое ознакомление с живописью.

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г. И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу».

Наша задача – развивать у детей способность видеть, понимать и любить изобразительное искусство, познакомить их с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт), помочь детям понять волшебную силу изобразительного искусства.

Художники в своих произведениях передают в художественной поэтической форме своё восприятие мира, своё понимание его. Для этого они используют определённые средства выразительности. 

Основную роль в живописи играет «цвет», донося до нас всё красочное богатство мира. Важное место при восприятии картины принадлежит «композиции», под которой  понимается определённый порядок в произведении, выделение главного на фоне второстепенного.«Линия» тоже играет важную роль в живописи, она, так же, как и цвет, способна выстраивать изображение в определённом эмоциональном направлении.

Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Полотна великих мастеров доносят до нас счастье, восторг, неутешное горе, радость бытия и другие эмоциональные ощущения.

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\толстой букет цветов бабочка и птичка.jpgОбратим внимание ребёнка на основные жанры живописи:

НАТЮРМОРТ – картина, на которой изображены различные неодушевлённые предметы («мёртвая натура» в переводе с французского). Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей. Среди мастеров натюрморта можно назвать имена И. Т. Хруцкого, Е. И. Волошина, К. С. Петрова – Водкина, М. С. Сарьян и др.

ПОРТРЕТ – один из самых сложных жанров живописи. Покажите детям, что при создании портрета художники стремятся к передаче характера человека. Художники создают портреты не только знаменитых людей, но им интересны и простые люди и дети. Дошкольников можно знакомить  с портретами В. А. Тропинина, И. Е. Репина, О. А. Кипренского, И. Н. Крамского.

ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а фигуры людей или животных являются средством дополнения пейзажа. В пейзаже художник воспроизводит понравившийся ему уголок, и часто видит то, что другие не замечают. Знакомство с пейзажем должно превратиться для детей в увлекательную «прогулку» по природе.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г. О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

Для беседы с детьми можно использовать следующие репродукции:

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\саврасов.jpg- И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Перед грозой», «Рожь».

- И. И. Левитан «Золотая осень», «Март».

- И. Э. Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь»

- К. Ф. Юон «»Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень», «Мартовское солнце».

- Ф. Ф. Пластов «Первый снег», «Летом».

- А. К. Саврасов «Грачи прилетели» и другие.

Беседуя о живописи, постарайтесь просто и искренне передать детям своё эмоциональное отношение  к увиденному, а затем уже можно добиваться от детей понимания ими художественных достоинств картины.

Рассматривая картины, дети должны прийти к пониманию того, что художник отображает окружающий мир, красоту увиденного. Они учатся умению не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать настроение ее автора.

Чтобы привить ребенку чувство прекрасного, родителям нужно посещать вместе с детьми музеи, художественные выставки, галереи. Благодаря таким мероприятиям, ребенок откроет для себя мир живописи, расширит границы своего образного мышления и цветовосприятия.

Этапы ознакомления детей с картиной:

  1. Сообщение названия картины, фамилии художника.
  2. Содержание картины.
  3. Выделить самое главное в картине.
  4. Как оно изображено (цвет, расположение).
  5. Какими красками картина написана.
  6. Какое настроение передал художник.
  7. Что особенно понравилось в картине.

Желательно приобрести книги с репродукциями картин известных художников. После их просмотра родителям нужно обсудить и обменяться с детьми впечатлениями. Посетив музей, предложите ребенку отобразить свои впечатления в рисунке. Обязательно нужно выделить время для совместного творчества. Эти занятия приносят радость ребенку и играют большую роль в развитии его творческих способностей.

Следует чаще хвалить ребенка даже за небольшие успехи, а удачные его рисунки можно поместить на видное место.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями живописи создает условия для их дальнейшего художественно-эстетического развития и формирует начало развития  творческих способностей..

C:\Documents and Settings\ASUS\Мои документы\картинки к НОД\репродукции\пластов первый снег.jpg                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с живописью

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи, особенно у детей. ...

Консультация для воспитателей "Этапы ознакомления дошкольников с живописью"

Данная разработка  поможет педагогам целенаправленно вести работу с дошкольниками по ознакомлению с произведениями живописи...

консультация "Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью"

теоритические основы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Консультация для родителей "Дошкольникам о живописи"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дошкольникам о живописи»Формирование эмоционально – оценочного отношения к миру (к природе, к людям, к окружающему миру) – одна из за...

Консультация для родителей "Дошкольникам о живописи"

В консультации можно узнать как обогатить представления детей о живописи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дошкольникам о живописи»

Формирование эмоционально – оценочного отношения к миру (к природе, к людям, к окружающему миру) – одна из задач развития дошкольника в изобразительной деятельности. На...