Заучивание стихотворений с помощью мнемо - таблиц.
учебно-методический материал (средняя группа)

Вандышева Елена Владимировна

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Мастер - класс для родителей

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития речи у дошкольников.

Задачи: дать понятие о мнемотехнике; раскрыть актуальность новейших современных средств обучения связной речи; познакомить с этапами работы и показать варианты использования приема мнемотехники для эффективного запоминания стихотворений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 «Теремок»

 семейный детский сад

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Мастер - класс для родителей

                                                                   

    Выполнила: воспитатель

                                                  высшей квалификационной категории

                                                        Вандышева Елена Владимировна

Тонкино, 2021г.

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития речи у дошкольников.

Задачи: дать понятие о мнемотехнике; раскрыть актуальность новейших современных средств обучения связной речи; познакомить с этапами работы и показать варианты использования приема мнемотехники для эффективного запоминания стихотворений.

Ход мастер-класса

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я хочу представить Вашему вниманию мастер-класс «Использование метода мнемотехники с детьми при заучивании стихотворений». Слайд 1.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с гаджетами. Поэтому развитие речи детей становится все более актуальной проблемой.

Слайд 2. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -  он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету».

- И ведь действительно, почему ребенок неохотно, с трудом запоминает четверостишие простого детского стишка, но, в тоже время, быстро запоминает понравившиеся фразы из любимого мультфильма и строки из рекламы. Почему так происходит? А дело в том, что у детей преобладает ассоциативный вид памяти. Такой вид памяти, при котором ребенок запоминает картинку и строки к ней, фразы, слоганы.

Ассоциативная память – память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого.

Примеров такой памяти можно назвать великое множество:

- алгоритм запоминания цветов радуги  Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан; Слайд 3.

- заучивание математического определения биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам;

- запах пирога напоминает о деревенском доме, о бабушке;

- написание шпаргалок для экзаменов.

- Уверена, что Вы согласитесь, если скажем, что нарисованное, написанное запоминается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, движение руки, зрительные ассоциации. Верно?

- Наверное, угадаю, если скажу, что многие при написании шпаргалок и не воспользовались ими на экзамене. А помогла Вам в этом Ваша ассоциативная память.

- Давайте поиграем в игру «Ассоциация». Слайд 5.

Правила такие: я называю слово, и каждый из Вас назовет слово, с которым у него ассоциируется названное мной слово. Словосочетание «детский сад».

-Молодцы!

- Итак, мы с Вами увидели, как помогают нашей памяти ассоциации. Используя при запоминании ассоциативную память, мы применяем такой метод запоминания как мнемотехника. Сегодня это метод набирает популярность и широко используется в детских садах для обучения детей составлению описательного рассказа, загадыванию загадок, рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений и много другого.

Слайд 6. Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путем образования ассоциаций (связей).

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать нужно с простейших мнемоквадратов. Слайд 7.

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией, обозначающий либо одно слово,  (например, лиса – рыжий треугольник, медведь – коричневый круг), либо простое предложение, (солнышко – ярко светит солнце, тучка с каплями дождя – пошел дождик).

Затем идет знакомство с мнемодорожкой – это таблица из 4 и более клеток (мнемоквадратов), расположенных линейно. В каждом клетке слово или словосочетание и уже по ним составляются целые истории, рассказы.

Благодаря мнемодорожкам ребенок может выучить стих всего за несколько минут, так как он легче осмысливает и структурирует материал.

Мнемотаблица – следующий шаг за мнемодорожками. Суть мнемотаблиц такая же, как и у мнеможорожек, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

- Посмотрите на примеры мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц. Слайд 8,9,10.

Происходит все так, на каждое слово или словосочетание стихотворения, придумывается символ (код, схематическое изображение, либо красочная картинка с изображением какого-то героя, либо события, явления),  ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Слайд 11. Применяя данную технику в жизни, ребенок развивает память, воображение, интеллект, образное мышление, внимательность, фантазию, учится выстраивать логические цепочки, развивает речь и увеличивает словарный запас, ребенок сможет с легкостью запоминать нужную информацию. Благодаря умению кодировать слова, словосочетания и предложения ребенок может выучить стих всего за несколько минут, так как он легче осмысливает материал; научится формулировать длинные, логически правильные предложения;  самостоятельно сможет формулировать вопросы и отвечать на них; улучшит уровень дикции; расширит ассоциативное мышление; разовьет зрительное восприятие информации. И, конечно, это не весь перечень достоинств данного метода.

Начинать работать с детьми по мнемотехнике можно с 3 лет. Картинки-заменители должны быть обязательно цветные, доступные и понятные. Примером применения мнемотехники в младшем возрасте является применение различных алгоритмов для запоминания (одевания, умывания) слайд 12,13; заучивание стихов для самых маленьких из серии стихи Агнии Барто слайд 14,15,16; дидактические игры «Какой герой  потерялся?»,  «Опиши игрушку» слайд 17,18,19,20,21, «Какая картинка лишняя?», «Кто лишний?»; составление описательного рассказа о любимой игрушке; отгадывание с помощью мнемодорожек загадок. Ну и, конечно же, заучивание стихотворений слайд 22.

Посмотрите, как происходит обучение мнемотехнике именно при заучивании стихотворения слайд 23. Возьмем стихотворение «На подносе у Фроси ананас и абрикосы». Придумываем изображение на основные слова или словосочетания данного стиха.  Вот изображение таблицы на данный стих: поднос, девочка (Фрося), один ананас и много абрикосов.

Слайд 24. Посмотрите на алгоритм заучивания стихотворения:

-выразительно читаем стихотворение;

-прочитать еще раз, показывая изображения в таблице, в соответствии со словами стиха;

-уточнить все ли слова знакомы ребенку, если что-то непонятно или не знакомо, стоит объяснить в простой, доступной форме;

- далее прочитать по строчке стих с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторять, смотря на мнемотаблицу;

-и последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам, то есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами по стихам, каждый ребенок индивидуален, кому-то достаточно один раз прочесть и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких-то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, в процессе читать стих.

 Но в любом случае, запоминание происходить легче, если ситуации изображены на картинках.

Вот сейчас и мы с Вами попробуем вспомнить знакомые с детства стихотворения Агнии Барто.

-Предлагаю Вам сложить из картинок мнемотаблицу к стихотворению, угадать название стиха и прочесть его.

(Раздаю шаблоны мнемотаблиц, мнемоквадраты стиха, родители складывают мнемотаблицу знакомых стихотворений).

- Молодцы, у Вас все получилось.

 Интересно детям с помощью  мнемодорожек отгадывать загадки. Почти все загадки у нас в стихотворной форме, так что принцип составления мнемотаблиц и мнемодорожек к загадкам тот же, и работа с детьми ведется такая же.

- Сейчас и мы с Вами попробуем прочесть загадку и отгадать ее.

(Раздаю мнемодорожки с загадками, родители читают загадку и отгадывают ее).

- Вот и с этим заданием Вы справились успешно.

- Работу по выкладыванию мнемоквадратов можно усложнить, разнообразить. Например, убрать одну из картинок, ребенок должен определить, какое событие упущено; смешать с другими мнемоквадратами из другой сказки, а ребенок должен угадать, какая картинка лишняя или отобрать ненужные картинки из другой сказки; поменять местами мнемоквадраты, ребенок должен угадать, что данная картинка должна лежать в другом месте, соответственно сюжету сказки. Есть очень много способов разнообразить работу с мнемотехническим материалом. Все зависит от Вашей фантазии.

- Предлагаю Вам еще задание, узнать, какое стихотворение спряталось в мнемотаблице.

(Раздаю шаблоны к мнемотаблицам, мнемоквадраты к стихам, родители выкладывают стихотворение, согласно сюжета, угадывают его название).

- Молодцы, справились!

- Подведем итоги нашего мастер-класса.

- Уважаемые родители, познакомившись поближе с таким методом развития связной речи у детей, как мнемотехника, потренировавшись сегодня и, попробовав на деле использовать этот метод, я уверена, что дома в ненавязчивой, игровой форме Вы сможете без труда выучить любое стихотворение.

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, мнемодорожками и мнемоквадратами, которые я сегодня показала, пригодятся Вам и очень понравятся Вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень занимательно, интересно и увлекательно. А также и полезно, так как развивает память, речь, мышление, воображение и творческие способности Ваших детей.

-Спасибо за внимание! Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"Обучение заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники детей 4-5"

Обучение заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники детей 4-5...

НОД: Речевое развитие (коммуникация) Заучивание стихотворения с помощью алгоритмов С. А. Есенин «Береза».

Данное занятие было проведенно с помощью  Деятельностного  подхода  в технологии "Ситуация", в старшей группе (5-6 лет) в соответствии ФГОСТ...

Консультация для педагогов. "Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм"

Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культу...

заучивание стихотворения с помощью опорных картинок в мультимедийном формате

Это пособие предназначено для индивидуальной работы с ребенком по заучиванию стихотворения наизусть с помощью опорных картинок....

Заучивание стихотворений с помощью презентаций

Заучивание сихотворений "Детство" Сурикова, "Ветхая избушка" А. Блок...

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток...

Заучивание стихотворений с помощью метода крокирования.

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Память по скоростиразвития опережает другие способности. Память ребенка необходимо тренировать. Надо научить его различным приемам, помогающим л...