Мастер-классы, деловая игра, круглый стол, семинары-практикумы для родителей
материал

Лобанова Анна Ванифатьевна

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей «Кораблик для папы»

Подготовили и провели: воспитатели  Лобанова А., Ларина Т.В.

Цель мастер - класса: максимально сблизить детей с родителями в совместной деятельности.

Задачи: 

  1. научить ребенка и взрослого делать совместные поделки.
  2. Развивать взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество воспитателей, детей и родителей группы.
  3. Воспитывать – внимание, аккуратность и чувство радости от проделанной работы при подготовке подарков; патриотизм, чувство гордости за своих близких родственников

Организационный момент:

Цель: продолжать совершенствовать умения детей работать с бумагой.

Мотивационные основы деятельности детей на занятии: расширить знания детей о наступающем празднике 23 февраля. Беседа о наступающем празднике Дне защитников Отечества.

 Демонстрационный материал:

Готовое изделие, иллюстрации о празднике 23 февраля

Раздаточный материал:

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, шаблоны.

Ход занятия:

1)Вначале дети читают стихи посвященные празднику.

Нашей Армии любимой

День рожденья в феврале.

Слава её, непобедимой!

Слава миру на земле!

Родина

Л.Воронкова

Наша Родина богата,

Мы чужого не хотим,

Но своей страны, ребята,

Никому не отдадим.

2) Рассказ о истории праздника с показом иллюстраций.

Воспитатель: История возникновения праздника 23 февраля – неотъемлемая часть истории целой страны. Она насыщенна десятками государственных, политических и общественных фактов, неоднократно меняющих судьбу многомиллионного народа. История 23 февраля хоть в краткой форме должна быть известна и взрослым, и детям. Ведь День защитника Отечества – это не только дань памяти и почета военнослужащим, но также настоящее торжество храбрых и отважных гражданских мужчин, готовых стать грудью на защиту своей Родины в любой нужный момент.

3) Изготовление поделки.

Воспитатель: мы с вами живем в большой стране, имя ее Россия, а защищает нашу страну от врагов, Российская Армия. Наши папы, дедушки и дяди все служили в армии и поэтому с этим праздником поздравляют всех мужчин. Мы с вами уже начали готовить сюрприз для пап на праздник – учим стихи и песни. А я предлагаю сделать еще один подарок, который вы сделаете сами. Ведь все знают, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Вот такую поделку я предлагаю вам сегодня выполнить и ваши мамы вам помогут сделать красивый подарок.

Воспитатель показывает образец работы. Дети рассматривают.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1550241193.jpg

Совместное изготовление поделки.

C:\Users\Admin\Desktop\мастер класс  подарок папе\IMG_20220217_170200.jpg              C:\Users\Admin\Desktop\мастер класс  подарок папе\IMG_20220217_163954.jpg

Воспитатель: Теперь пришла пора размять наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика

Пальчики-непоседы

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

В детский сад идти пора!

4) Заключительный этап.

C:\Users\Admin\Desktop\мастер класс  подарок папе\IMG_20220217_164410.jpg             C:\Users\Admin\Desktop\мастер класс  подарок папе\IMG_20220217_171847.jpg

Дети демонстрируют свои поделки.



Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

Подготовила и провела: воспитатель Лобанова А.В.

Цели и задачи: выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания.

Материал: фонограммы песен, музыка для игр, воздушные шары, шляпы. Презентации: «Семья глазами детей», «Пословицы о семье».

Оформление: листы бумаги, карандаши, оформление пригласительных билетов.

Награждение: Грамоты,  подарки.

Под музыку в зал входят родители, рассаживаются.

Затихает музыка, и в зал входят дети

1-й ребенок:

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

2-й ребенок: 

Много есть друзей вокруг,

Но считаю я,

Что мой самый верный друг –

Бабушка моя.

В воскресенье и в субботу

Ей не надо на работу.

Наступает для меня

Два совсем особых дня.

3-й ребенок: 

У меня есть дедушка,

Как зима седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет!

Дети исполняют песню «Моя семья».

После песни дети рассаживаются к родителям

Ведущая:

В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Я начинаю, а вы продолжаете. Внимание на экран.  Презентация «Пословицы о семье»:

«Вся семья вместе и душа на месте»;

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»;

«Русский человек без родни не живет»;

«Нет такого дружка, как родная матушка»;

«На что клад, коли в семье лад»;

«Птица рада весне, младенец – матери»;

«Материнская ласка конца не знает»;

«Изба детьми весела»;

«Братская любовь крепче каменных стен»;

«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».

Ведущая: Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах. Но их объединяет одно – дети. Посмотрите на рисунки детей. Для детей семья – самое главное (показ презентации «Семья глазами детей»)

Сценка.

Выходит девочка играет игрушками.

МАМА: Ирочка, иди кушать!

ИРА: Не хочу!

Мама уходит, появляется папа.

ПАПА: Ирочка, собери свои игрушки!

ИРА: Не хочу!

Папа уходит. Появляется  бабушка.

БАБУШКА: Ирочка, иди спать!

ИРА: Не хочу!

Бабушка уходит. Появляется дедушка.

ДЕДУШКА: Ирочка, пойдем гулять!

ИРА: Не хочу!

Ведущий: Скажите, уважаемые родители, а у вас есть такие дети? (Ответы  родителей).

Мы с детьми приготовили несколько вопросов. Хотим узнать какие Вы были в детстве.

Дети или ведущий берут микрофоны в руки и задают вопросы родителям. Родители  отвечают.

Вы были послушным ребенком?

Вас часто наказывали в детстве? За что?

Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?

Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?

Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?

Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

Что из детства вам запомнилось больше всего?

Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

Ведущий:  Спасибо. А теперь послушайте, о чем мечтают Ваши дети.

Стих «Когда Я взрослой стану».

4-й ребенок:

Когда я взрослой стану,

Я все позволю сыну.

Руками есть сметану

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать…

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать.

Кричать, по лужам бегать,

Спилить у стула ножки.

Не спать и не обедать.

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружинку,

Пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослой стану.

Ведущая: Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители.

Проводятся  конкурсы.

Конкурс  I. «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ».

Вопросы первой команде:  

Емкость для приготовления супа. (КАСТРЮЛЯ)

Струнный русский народный инструмент (БАЛАЛАЙКА)

Часть суток между днем и ночью. (ВЕЧЕР)

Небольшое животное зеленого цвета, которое живет около воды. (ЛЯГУШКА)

Огородное растение оранжевого цвета. (МОРКОВЬ)

Часть суши, со всех сторон окруженная водой. (ОСТРОВ)

Отец отца или матери по отношению к их детям. (ДЕДУШКА)

Вопросы второй команде:

Сосуд с ручкой, в котором обычно носят воду. (ВЕДРО)

Музыкальный инструмент с шестью или семью струнами. (ГИТАРА)

Время года, которое наступает после весны. (ЛЕТО)

Животное с длинной шеей. (ЖИРАФ)

Врач, который лечит детей. (ПЕДИАТР)

Верхняя часть дерева. (КРОНА)

Мать отца или матери по отношению к их детям. (БАБУШКА)

Птица, приносящая ребенка в дом. (АИСТ)

Конкурс  II. «Имена». Вспомнить по 5 полных имен (мужских и женских):

1 команде - на букву «А»

2 команде - на букву «В».

Конкурс  III. «С шаром». 

У каждого члена команды по одному мячу. Первый  участник бежит, оббегает вокруг банкетки, возвращается и отдает свой шар другому  участнику. Другой  участник бежит с двумя мячами. Обегает вокруг банкетки, возвращается и отдает их третьему  участнику.   Третий  участник  бежит с тремя мячами. Обегает вокруг банкетки и возвращается  к  следующему  участнику  и  так  продолжается  до  последнего  участника.  Последний  участник  бежит  к  финишу. Чья команда выполнит это задание первой, та и победила. Труднее последнему. Ему нужно не уронить все шары, сделать все быстро и ловко.

Конкурс  IY. «Я красивая». (участвуют  взрослые и дети)

Добежать до стола одеть шляпу, произнести «Я самая красивая», «Я самый красивый», снять шляпу, положить, бежать обратно. Чья команда быстрее, та и победила.

Конкурс  Y. «Литературный». (Чередовать вопросы для команд.)

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старуха пряла свою пряжу.

Старик ловил неводом рыбу.

(А. С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.)

2. В доме восемь дробь один

У Заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча.

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

(С. МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.)

3. Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(А. С. ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.)

4. О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?

(К. И. ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.)

5. Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (КАЙ)

6. Как зовут девочку, которая попросила Льюиса Кэрролла написать сказку, где было бы «побольше глупостей»? (АЛИСА)

7. Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пестрый и нарядный, а второй – обычный, черный? (ОЛЕ-ЛУККОЙЕ)

8.  Назовите имена двух неугомонных братьев из рассказа А. Гайдара. (ЧУК И ГЕК)

9. Как зовут поэта в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (ПЬЕРО)

10. Как звали друга папы Карло, принесшего ему полено, из которого тот вырезал Буратино? (ДЖУЗЕППЕ)

Конкурс   IV  «УСТАМИ  МЛАДЕНЦА»

Ведущая: Пока жюри подводит итоги, я предлагаю потанцевать.

«ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ» 

Ведущая: А сейчас слово нашим детям.

ДЕТИ (хором) Уважаемые родители!

  по  очереди

Вам желаем, чтобы мы

Вас не огорчали,

Чтобы майки и трусы

Сами мы стирали.

Чтоб не ныли, не дрались,

Вам мы не грубили.

Только надо, чтобы вы

Нам примером были.

ДЕТИ (хором): Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:

    по  очереди

Не разговаривайте во время еды!

Не качайтесь на стуле!

Мойте руки перед едой!

Не смотрите долго телевизор!

Не ешьте много сладкого!

Сидите ровно!

Не пачкайте и не рвите одежду!

Не трогайте кошек!

Не читайте лежа!

Не грубите!

Ведущая: Вот и подошла  к завершению наша деловая игра.

Подводятся итоги конкурсов. Вручаются  участникам грамоты  и   сладкие призы.

Я от всей души желаю Вам и Вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!



Предварительный просмотр:

Конспект

совместного мероприятия с родителями

Интеллектуальная игра

 «Устами младенца»

Подготовила и провела воспитатель: Лобанова А.В.

Цель: создание сплочённого коллектива воспитанников и их родителей

Задачи:

-развитие словарного запаса детей, умения правильно излагать свои мысли;

-формирование умения работать в командах сменного состава;

-привлечение родителей к участию в жизни группы;

-повышение роли родителей в воспитании детей.

Педагогические технологии:  игровая, ИКТ, технология КСО.

Вид занятия: интерактивная игра.

Оборудование:

- видеокамера

- экран (например, телевизионный)

- 3 игрушки-пищалки

- призы

- таблички со словами

Ход мероприятия

Подготовительный этап

(проводится с максимальным привлечением активных родителей)

Воспитатель заранее (примерно за две-три недели до мероприятия)  распечатывает таблички со словами для видеоконкурса «Объяснялки». Примерный подбор слов на разную тематику:  коляска, грусть, жалюзи, врач, любовь, кровать и т.п.

В течение недели проходит запись на видеокамеру «объяснялок» воспитанников. Для этого родитель-помощник предлагает детям вытянуть из пачки одну табличку со словом и постараться его объяснить, ни разу не сказав само слово. Возможен вариант объяснения одного слова 2-3 детьми. Другие дети не знают и не слышат это слово.

Примечание: съёмки проводятся с разрешения родителей группы в течение дня, на прогулке.

В течение оставшегося до мероприятия времени проходит монтаж полученного видеоматериала и наложение его на музыку для лучшего восприятия.

Дети разучивают к празднику слова  песен Лели и Барбарики «Дружба», «Дружба крепкая не сломается…» под фонограмму.

Оформление группы: рисунки детей на тему « Моя семья», заголовки-названия конкурсов.

На игру приглашаются все желающие родители, при этом в игроки выбирается 6 родителей.

 

Ход игры:

Игра проводится в группе. Дети распределяются на 3 команды («синие», «красные» и «жёлтые») в результате жеребьёвки и рассаживаются по рядам. Шесть родителей-игроков распределяются по 2 и садятся у доски лицом к своей команде.

Звучит музыкальная запись из м/ф «Непослушные обезьянки»

Ведущий:

- Дорогие  друзья! Сегодня мы собрались по поводу приятного события: у нас игра – «Устами младенца».  И если в прошлом году родители ребят приходили к нам на выступления как зрители, то сегодня они – участники команд.

-Итак, «Синяя команда» и её капитаны… (родители представляются сами)

«Красная команда» - …. «Жёлтая команда»-… .

- А что помогает команде победить? (дружба)

- Давайте, чтобы у нас всё получилось, споём песню о дружбе!

Исполнение под фонограмму всей группой песни «Дружба крепкая не сломается…»

- Команды настроились на игру?

- Приступаем к конкурсам! А судить нас будет независимое жюри из числа гостей…(представляю)

1. «Рассказки» (15-10-5 баллов соответственно):

Родители – игроки команды должны вспомнить о своём если не младенческом возрасте, то хотя бы о детстве и рассказать смешную историю. Как ни странно, они тоже были маленькими…

Результаты конкурсов после комментариев жюри  вывешиваются на доске.

2. «Объяснялки» (15-10-5 баллов)

! ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ВИДЕОКОНКУРС

- Наш групповой корреспондент… (представляю маму ребёнка) задавала ученикам нашей группы самые разные  вопросы о значении некоторых слов. Дети с честью справились с заданием, но вот поймут ли их взрослые?

Внимание на экран! Играют капитаны! (родители отгадывают слова)

3. «Загадалки» (15-10-5 баллов)

- Теперь мы должны выяснить, поймут ли дети взрослых. Возможны три попытки.

Родители тянут таблички со словами и объясняют их своей команде, не называя. Если слово не отгадано детьми, ход переходит к другой команде. Возможные варианты слов: свет, доброта, прогулка, наказание, лифт, якорь, семья.

4. «Обгонялки» (10 баллов)

Ответы даются по сигналу «пищалки» - кто быстрее. Неправильный ответ в любой из 3-х попыток – участник выбывает.  За отгаданное хотя бы с третьей попытки слово – 10 баллов.

Мы пользуемся этим с утра до вечера ,и когда обедаем, и когда находимся на занятиях.

Без этого не сможем произнести ни одного звука.

Он нам помогает выяснить, что мы съели – кислое или сладкое.  (язык)

Оно бывает разного цвета.

От него плачут дети.

Сначала оно большое, а потом маленькое. (мыло)

Это появляется у человека, когда ему говорят ласковые слова или что-то дарят.

Когда человек радостен, она появляется до ушей.

Она украшает человека. (улыбка)

Это есть у всех людей.

Он близок, а укусить его нельзя.

Если бы его не было, нельзя было бы согнуть руку. (локоть)

Некоторые люди считают, что это украшение на лице.

Другие думают, что природа дала нам это для того, чтобы показать, когда человек важничает, а когда грустит.

У клоунов бывает красного цвета. (нос)

Подведение итогов

- Молодцы, игроки! Победила самая дружная команда…(призы). Остальным – грамоты участников (и детям, и родителям). Огромное спасибо всем участникам!

И всё же дружба победила. Давайте в заключение споём о ней песню.

Звучит песня Лелик и Барбарики «Дружба» под фонограмму.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение центр

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Сценарий  совместного мероприятия

«Семья и семейные ценности».

Разработала:  воспитатель Лобанова А.В.

2019 г.

        г. Пыть-Ях

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться с взрослыми, воспитывать желание заботиться о них. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Украшение зала: воздушные шары, игрушки, кинопроектор. Под песню "Солнечный круг" в зал проходят родители и дети, рассаживаются.

Ведущая: Дорогие родители и дети! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале на празднике, который посвящён "Семье и семейным ценностям".

Дети: 

    День Семьи сегодня в мире -

     Сколько вас в семье, четыре?

     Пусть скорее станет десять:

     Больше шума, гама, песен!

     Пусть семья растёт, крепчает,

     Никогда не огорчает!

                          (Стих. из интернета Г. Черемисовой)

Ведущая: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье, давайте их вспомним. "Вся семья вместе и душа на месте". "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют".

Ведущая: А сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая называется "Я, ты, он, она - все мы дружная семья!

         Здравствуй друг, который справа.

         Здравствуй друг, который слева.

         Я, ты, он, она-

         Вместе мы одна семья,

         Вместе нам скучать нельзя.

         Ты погладь плечо соседа -

         Того, который сидит слева,

         А теперь своё плечо

         Поцелуй ты горячо.

         Обними соседа справа,

         А теперь соседа слева.

         Вместе мы одна семья:

         Я, ты, он, она!

         Вместе нам скучать нельзя!

         Вам понравилась игра? ( Да)

         Если игра была хорошей,

         Дружно хлопайте в ладоши.

Ведущая: А сейчас в исполнение детей старшей группы Вы увидите танец " Помощницы".

Ведущая: Для детей самыми любимыми и дорогими людьми являются его родители. Проходят увлечения, минуют многие привязанности, но любовь к своим родителям, к своей семье остаётся до конца дней. О том, что такое семья Вы можете посмотреть на нашей выставке рисунков под названием «Выходные в семье». Под музыку родители и дети смотрят рисунки.

Ведущая: Сегодня на праздник к нам пришли гости. У них дружные и большие семьи. Давайте их поприветствуем и пригласим в центр зала. О своих семьях и традициях они нам не только расскажут, но и покажут слайды.

Дети:

          Фотографии листаем

          Мы который раз подряд:

          Вот сестрёнка озорная,

          Ну, а здесь - мой младший брат.

          Мы в походе, мы - на даче,

          Вот наш дом, а это - я…

          Для людей так много значит

          Слово доброе - « СЕМЬЯ»!

Ведущая: А сейчас сюрприз! Родители Вам покажут сказку про очень  дружную семью. А сказка называется «Репка».

Ведущая: А сейчас в исполнении девочек подготовительной группы Вы увидите танец: «Куклы».

Ведущая: Ребята, а вы любите играть дружно как в семье? Тогда выходите! Игра - аттракцион с кеглями.

Ведущая: Уважаемые родители и дети. Наш праздник подошёл к концу.

Семья - это вера,

Любовь и надежда.

Ни о чём грустить не надо

В суете бегущих лет!

Если все родные рядом -

В сердце мир, любовь и свет.

Под песню «Мы желаем счастья Вам» все выходят



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» 

Подготовила: воспитатель Лобанова А.В.

Звучит музыка

Ведущий:  Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.

 «Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий,  передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

         3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий:  Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Ведущий:А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Ведущий:  Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Ведущий:  Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Специалист ДОУ: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Ведущий:  Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

МАСТЕР-КЛАСС

для родителей

«Мы с тобой одна семья»

                                                                                       Подготовила: воспитатель

        Лобанова А.В.

2018г.

     Тема «Мы с тобой одна семья»

Форма проведения: посиделки.

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи: Обозначить роль и поднять ценность семьи и семейных традиций.

Обеспечить атмосферу непринуждённого общения родителей и педагога. Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.

Стимулировать активное участие родителей в жизни детского сада.

Привлекать к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей.

Материал и оборудование: магнитофон с записями музыкального сопровождения; медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий)

План проведения

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. «Посиделки».
  3. Педагогические ситуации.
  4. Заключение.

Актуальность

Семье принадлежит ведущая роль в воспитании детей. Прав был, когда говорил, что воспитание детей – труд, причем труд очень кропотливый.

Отец и мать самые близкие, самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример, которым он подражает. Помочь ребенку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед семьей. Какой благодатный материал для этого дают семейные традиции, которые учат детей любви к своим близким, к родным местам, ощущению своей неразрывности со всем окружающим.

Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесил его, так и «выросло».

Как же надо замесить его, чтобы выросло в настоящего человека, такого, который для родителей и гордость, и счастье?

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово.

Педагог. - Добрый вечер! Я рада, что вы нашли время и пришли на мастер-класс, а речь у нас сегодня пойдет о семье. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят, и ждут, и не помнят о злом.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Наша группа – это тоже семья, в которой дети учатся дружить, помогать друг другу, играть вместе, выстраивать взаимоотношения. Сегодня я предлагаю вам тоже немного поиграть, вспомнить сказки и пословицы, ответить на простые вопросы.

Чтобы создать хорошее настроение и зарядиться позитивом предлагаю вам поиграть в игру «Мы с тобой одна семья»

Игра: «Мы с тобой одна семья».

Все встают в круг, ведущий предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Возьми руку соседа справа,

Возьми руку соседа слева,

Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Мы с тобой друзья!

Ведущая: С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Издалека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы заканчивайте:

При солнышке тепло, (а при матери добро).

В гостях хорошо, (а дома лучше).

Не красна изба углами, (а красна пирогами).

Птица радуется весне, (а младенец матери).

Дети не в тягость, (а в радость).

Когда семья вместе (и сердце на месте).

Нет лучше дружка, (чем родная матушка).

Мой дом -… (моя крепость).

• Не нужен клад, когда в семье лад.

• Дом вести - не бородой трясти.

• Когда семья вместе, и сердце на месте.

• Яблоко от яблони не далеко падает.

• Человек без семьи, что дерево без плодов.

• Дети не в тягость, а в радость.

Ведущая: Вы читаете сказки своим детям, многие из которых вы помните из своего детства, я предлагаю вам угадать сказки, в которых рассказывается о семье.

-Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где дети не послушались маму и попали в беду. («Волк и семеро козлят»)

- Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины. («Принцесса на горошине»)

- Как называется сказка, в которой девочка пошла проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду? («Красная шапочка»)

- Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай? («Репка»)

- В какой сказке добрый, трудолюбивый братец помог своим двум братьям, которые не хотели трудиться и построили домики из соломы и из веток? («Три поросенка»)

- Назовите сказку, к которой дружной семейке помешал сильный медведь. («Теремок»)

Ведущая: Каким словом можно заменить слово «теремок»? – ДОМ

Главным центром жизни ребенка, да и любого человека является ДОМ.

Дом – самое дорогое место на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях вы ни странствовали, сколько бы лет ни прошло, сердце будет тянуться к родному дому.

- Что делает дом самым дорогим местом на земле?

( ответы родителей)

Ведущая: Любовь, уют и тепло, нежность, тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции делают дом самым дорогим местом на земле.

Семейные традиции – это те действия, которые члены семьи все вместе повторяют снова и снова в одной и той же ситуации. А какие традиции заведены у вас?

Ответы родителей:

- перед сном читать ребёнку сказку;

- по выходным всей семьёй выезжать на природу;

- заниматься спортом (по утрам или в течение дня) ;

- гулять каждый день;

- вместе путешествовать;

- вместе фотографироваться;

Ведущая: Спасибо, что поделились со всеми. На самом деле, традиции делают семью живой, обогащают и объединяют всех членов семьи и дом становится главным местом в жизни человека.

- Сейчас мы поиграем в игру «Веселый бубен»

Игра: «Веселый бубен»

(Правила игры: пока играет музыка, бубен передают по кругу, музыка останавливается, на ком остановилась музыка, тот отвечает на вопрос, который задаёт ведущий)

Всех важней она в загадке.

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(мышка)

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(семеро козлят)

3. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.

(Федора)

4. И зайчонок, и волчица –

Все бегут к нему лечиться

(Айболит)

5. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)

6. У Золушки с ножки

Свалилась случайно.

Была не простою она,

А хрустальной.

(Туфелька)

Ведущая: Сегодня мы убедились, что воспитание и обучение ребенка процесс очень трудоёмкий и непосильный, если его будут осуществлять только в детском саду и он не найдёт продолжение дома. Поэтому, родители и воспитатели должны быть берегами одной реки и лежать параллельно.

Благодарю всех за участие. Пусть в ваших семьях всегда будет мир, уважение и любовь.

 

 



Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей старшей группы по программе «Социокультурные истоки»

 «Послушание – это царица детских добродетелей»

Подготовила: воспитатель Лобанов А.В.

Задачи:

- Освоение социокультурной категории «Послушание».

- Развитие единого контекста в группе.

- Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.

Оборудование: презентация к занятию, музыкальное аудио сопровождение,

книги «Радость послушания», памятка «Работа со сказкой», листки с заданием и

ручки на каждого родителя.

Ход:

  1. Подготовительный  этап.

Воспитатель: Уважаемые  мамы и папы, я рада  приветствовать вас сегодня на очередной познавательной встрече! Прошу, улыбнитесь,  подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение другим родителям и мне. А я желаю нам всем сегодня плодотворной работы. Тема сегодняшней встречи: «Радость послушания». «Послушание – это царица детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последуют в ребенке развитие всех душевных достоинств»

Ресурсный круг.

Воспитатель:

- Что значит, на ваш взгляд, быть послушным? И были ли вы послушными?

- Что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? (Родители по кругу делятся своим опытом).

В заключение  высказывается воспитатель :

Я родилась в семье, где почитали старших, это пронизано в каждой мелочи и в каждом поступке: вставали, когда входил взрослый в семье, уступали место, и не садились, пока он не займет свое место; не смели смотреть в глаза, когда нас отчитывали, а тем более отвечать; не шумели и не позволяли баловаться в присутствии старших, если приходили гости, мы, дети, уходили в другую комнату, если были указания, то послушно выполняли. И даже в мыслях не было ослушаться, все было настолько естественно, привычно.

Конечно, мы не воспитываем своих детей так, как воспитывали нас. Да это и трудно в наше время, во время высоких технологий изменилась система ценностей, система отношений между людьми. Я воспитываю одна, а без авторитета отца, бабушки, дедушки, это очень сложно, но я стараюсь привить своим детям уважение к старшим, через уважение к себе, своим примером.

Но не всегда у нас получается объяснить ребенку, что надо поступать так, как советуют взрослые.  И тут на помощь может прийти мудрость воспитания наших предков – воспитание через сказки и пословицы.

Я предлагаю ознакомиться с книгой «Радость послушания». Эта книга помогает развить послушание в детях. Первая страница посвящена Вам – родителям.

 Давайте, прочтем ее вместе:

 «Радостью наполняются сердца родителей, когда сын или дочь с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету.  Глубокую печаль чувствуют мать и отец, когда дети пытаются поступать по своей воле, не обращая внимания на родительские наставления и предостережения. Мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, избежать опасности, сделать правильный выбор,  принять необходимое ответственное решение. Поэтому мы хотим, чтобы дети росли послушными.

Послушание требуется человеку в течение всей его жизни. В семье, в детском саду, в школе, в государственных и общественных отношениях человек подчиняет свою волю установленным законам и правилам, считается с интересами других людей. Очень важно воспитать у детей послушание, а так же научить их управлять своими действиями, не ожидая постоянных указаний.

Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание, основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата. Условием истинного послушания является взаимная любовь детей и взрослых. Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим показывать пример благоразумного поведения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были искренне преданы родителям и твердо уверены в их любви. Они не должны сомневаться в том, что родительское слово исходит от доброжелательного сердца и содействует их собственному благу. Такая доверчивая любовь соединяет волю ребенка и волю родителей, приносит всем великую радость и вселяет надежду на благоприятный исход дела».

  1. Основной этап

Работа с пословицами.

Воспитатель: В этой книге приведены пословицы для нашего осмысления

 (слайд 6).

Воспитатель предлагает родителям прочитать на слайде пословицы:

Покорному  дитяте все к стати.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кого уважают, того и слушают.

Воспитатель: Как вы понимаете эти пословицы? (родители участвуют в обсуждении смысла пословиц)

Воспитатель высказывает свое мнение.

Как вы думаете, актуальны ли пословицы в наше время? Пословицы - это народная мудрость, которая передавались из уст в уста веками. Кроме того, что они имеют историческую и культурную ценность, это ещё и очень ценные советы и наблюдения, переданные нам старшими поколениями.

Воспитатель: В книге даны для чтения детям и последующего обсуждения два произведения: р. н. с «Гуси-лебеди» и сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». А ведь именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. В этих двух сказках можно детям показать радость послушания. А что бы легче довести до детей мысль сказок вы можете использовать эту памятку.

Воспитатель раздает родителям памятку «Работа со сказкой».

Я хочу поделиться с вами рассказом, в котором тоже проявилась радость послушания:

«Жил на земле старый человек.  Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп,  а иногда кое-что из пищи снова выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением  смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку. Еду ему они подавали в старом блюдечке. Старик печально глядел на стол, и глаза его становились влажными.  Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось.  Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда они купили ему деревянную миску.  Теперь старик должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

-Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

Деревянную миску, - ответил малыш. – Из неё вы с мамой будете кушать, когда я вырасту.

Родители мальчика долго молча смотрели  друг на друга и вдруг заплакали. Они тут же позвали старика к столу. С тех пор он всегда кушал с ними, и сын с женой больше не упрекали отца, если он проливал еду».

Воспитатель: А вам приходилось сталкиваться с похожими ситуациями в жизни? Поделитесь, пожалуйста (Родители по очереди или по желанию делятся опытом).

 К вашим словам хочу добавить слова стихотворения Себастьяна Бранта:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому

Родители пример ему.

(на экране весь стих, а воспитатель читает лишь первый абзац)

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит: что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя, позоря,

Стал срамословить в разговоре…

Мужья – пример для жен своих,

А дети учатся у них.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны…

(Себастиан Брант, XVI век.)

Индивидуальный этап.

Воспитатель раздает листки со следующим содержанием:

Любовь и уважение к ребенку

Доверие опыту старших

Интерес к внутреннему миру ребенка

Принуждение

Выдержка

Уверенность

Твердая воля

Помощь в трудную минуту

Родители, подумайте, на чем основано воспитание послушания у детей? Подчеркните свой выбор (5 мин на выполнение).

Работа в четверке «Радость послушания».

Воспитатель:

Вы определились с ответами? А теперь я предлагаю выслушать друг друга и прийти к единому мнению. А для этого я прошу вас объединиться в группы из 4х человек. Во время обсуждения каждый член группы имеет право высказаться, но прийти нужно к единому решению (время на обсуждение -10 мин).

После каждая группа высказывает свое мнение по каждому пункту, Если необходимо, воспитатель задает наводящие вопросы, побуждая родителей раскрыться, поделиться опытом.

Воспитатель: Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание, основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата.  Итак,мы пришли к единому мнению: Что бы воспитать в ребенке послушание, достаточно иметь такие качества как выдержка, уверенность, твердая воля, любовь, уважение и поддержка, доверие к старшим, интерес к внутреннему миру ребенка.

Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

Мы можем сколько угодно учить их правильным поступкам, хорошим манерам, но если мы сами не следуем своим словам, то и дети, не только не будут следовать нашим наставлениям, но и потеряют к нам всякое уважение, как к лицемерам и пустословам.

Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим показывать пример благоразумного поведения. Нашим правильным и добрым отношением к своим родителям мы можем по праву надеяться и на своих детей, которые переймут то же самое от нас, и, в свою очередь, будут внимательны и добры к нам.

  1. Заключительный этап

Рефлексия

Воспитатель: Уважаемые родители, как вы считаете, мы сегодня провели плодотворную работу? Почему так думаете? Что нового сегодня вы узнали, приобрели для себя? Какие приемы и методы вы отныне будите использовать в воспитании послушания у ребенка?

Воспитатель благодарит родителей за активное участие и прощается.

Список используемой литературы:

1. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с. ;

2. Книга для развития детей 5-6 лет «Радость послушания»;

3. И. А. Кузьмин. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки».



Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки русской культуры»

для средней группы совместно с родителями

Подготовили: воспитатели Лобанова А.В., Ларина Т.В.

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

  1. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси: через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины.
  2. Формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.
  3. Приобщить родителей к осмыслению значимости семейно - бытовых традиций, обычаев, уважение и почитание старших, ознакомление детей с устным народным творчеством.
  4. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры.

 

Предварительная работа:

  1. Родители готовят фишки
  2. Дети выполняют коллективную работу «В гостях у бабушки Арины».
  3. Оформление альбома «Быт и традиции русского народа».
  4. Изготовление макета-угла «Русская изба», макета дома, мельницы, колодца.
  5. Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Мороз Иванович», «Привередница», «По щучьему велению».
  6. Беседа за круглым столом с родителями «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
  7. В родительском уголке папка передвижка "Народные промыслы России», «Праздники и обряды», консультация «Сказка - ложь, да в ней намёк…».
  8. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

 

Материал и оборудование:

-костюм русский народный,

-маска кота

-эмблемы и фишки берёзы и ромашки,

- мольберт с магнитной доской,

-картинки с изображением печки, ухвата, люльки, сита, коромысла, трубы, русских народных сказок,

- русские народные сказки «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович»,

-колокольчик,

-макет телевизора,

-магнитофон,

-музыкальные инструменты,

-диск с записью русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени…»,

-мультимедийное оборудование ИКТ,

-табличка "жюри ",

-рисунки детей для оформления зала,

-выставка изделий русского народного творчества

-грамоты для родителей, призы для детей: книги сказок, приобретённые родителями.

Участники викторины: воспитанники средней группы (4-5лет), родители воспитанников

Жюри: логопед, психолог, музыкальный руководитель.

 

Ход.

 

Предварительно участники викторины (родители и дети) делятся на 2 команды (выбирают разложенные на столе листья берёзы и цветок ромашки, карточки с названием команд «Берёзка», «Ромашка»).

Дети и родители входят в зал под музыку и занимают свои места.

 

Ведущая встречает гостей в русском народном сарафане.

Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин рад!

Много гостей, много и новостей!

Мы рады вас приветствовать в нашем уютном зале. Как хорошо, что мы собрались сегодня здесь все вместе: ребята и их родители.

Тема нашей викторины «Знатоки русской культуры», посвящена быту русских людей на Руси.

- Представление команд капитанами:

Команда «Берёзка» - это символ духа Российского.

Команда «Ромашка» - символ семьи.

Ведущая: А оценивать сегодняшнюю игру-викторину будет наше строгое жюри, за правильный ответ команда получает листик или ромашку. (Педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Ведущий: Ну что друзья, готовы сыграть в игру-викторину «Знатоки русской культуры»?

Вопрос 1 - команде «Берёзка»

Отгадайте загадку:

«В избе – изба; На трубе- труба

Зашумело в избе; зашумело в трубе;

Видит пламя народ; а тушить не идет»

Ответ: Печка

Ведущая. И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских народных сказок.

Вопрос 2 - команде «Ромашка»

В каких русских народных сказках можно встретить печь?

Ответ. «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович».

Ведущая. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

«Когда в печи жарко - тогда и варко»

Вопрос 3. Отвечают обе команды.

Какими дровами топили печь? Обоснуйте свой ответ. (Каждая команда обсуждает и даёт свой ответ).

Ответ. Топили печь, как правило, берёзой, дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если кто – то топил печь чем попало, говорили: «Подле леса живёт, а печку соломой топит».

Ведущая. А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи – говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.

Музыкальная пауза

- Для вас выступит оркестр группы «Росинка»

(Дети играют на русских шумовых музыкальных инструментах).

 

Конкур для родителей рубрика «Говорят дети»

Ведущая. Открываем наше волшебное окно. Дети по 4 человека от каждой команды по телевизору по очереди загадывают загадки.

  1. Кто в избе рогат? (ухват).
  2. Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (люлька)
  3. Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)
  4. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок – скок и сел в уголок. (веник).
  5. Насыпать можно, а донести нельзя. (сито)
  6. Согнут калачом, укусить нельзя, и пройти нельзя (замок)
  7. Ни свет, ни заря, пошел согнувшись со двора. (коромысло)
  8. Стоит на крыше Арина рот разиня. (труба).

Ведущая. Мы продолжаем нашу викторину. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска.

Вопрос 4 - команде «Берёзка»

Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?

Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (слова закуток)

Ведущая. Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.

Вопрос 5 - команде «Ромашка»

В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?

Ответ. Красный, значит красивый.

Ведущая. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Вопрос 6. (Задание обеим командам).

- Назовите и объясните пословицы о гостеприимстве.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Музыкальная пауза

Ансамбль родителей «Ложкари» (под музыку «Во поле берёзка стояла»)

Ведущая. Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели туеса, корзины и лапти. Всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Все хозяйские постройки крестьянского двора (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от избы. Недаром пословица молвится:

«Дом вести – не бородой трясти»

«Без хозяйки - изба плачет, без хозяина – двор».

Вопрос 7 - команде «Берёзка»

Все знают сказку о колобке - «По амбару метён, по сусекам скребён». Что же это за сусеки?

Ответ. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится мести амбар и скрести сусеки.

Ведущая. Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы.

Вопрос 8 - команде «Ромашка»

Продолжи пословицу….

(через экран телевизора)

Баснями амбар ……………………….(не наполнишь)

НЕ тот хлеб, что в поле…………(а тот, что в амбаре).

Хвались урожаем………………………(когда рожь в сусек засыпаешь)

Кто веет и сеет,………………(тот не обеднеет).

Что в поле родиться,………………….(всё в доме пригодится)

Вопрос 9. (Задание для капитанов команд).

- Любили, и поиграть с детьми. Какие русские народные игры вы знаете? Поиграйте в любую игру так, как вы поиграли бы с детьми. (Приложение №5)

Ведущая. Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.

Вопрос 10. (вопрос обеим командам)

Какие народные праздники вы знаете?

Ответ. Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Васильковый день (праздник полевых цветов), Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Осенины (осенины встречаем –именины отмечаем).

Ведущая. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, хитрые загадки, печальные обрядовые песни, торжественные былины- это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И хотелось бы, чтобы мы смогли с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Ведущая. Наша викторина подошла к концу. Пока наше жюри подведет итоги викторины, давайте вспомним пословицу: «Веселье и труд - все перетрут». А где песня поется, там и трудиться веселее. Запевайте песню шуточную - прибауточную.

Русская народная песня « Ах, вы сени, мои сени…»

Ведущая. И сейчас для подведения итогов, слово предоставляется…

 

Жюри подводит итог викторины. Награждение.

Ведущая: Уважаемые родители, прошу всех написать свои отзывы на листочках и ромашках и украсить наше панно.

 

Звучит музыка, все аплодируют.

- А ещё я хочу поблагодарить наших замечательных зрителей за поддержку и горячее участие. До новой встречи, друзья!

Домашние задание:

  1. родителям в совместной деятельности с ребёнком оформить коллаж на тему «Наши семейные традиции»;
  2. сделать книжку-малышку «Моя любимая сказка»
  3. Проведя анализ викторины по отзывам родителей, по приобщению дошкольников к истокам народной культуры, были сделаны следующие

выводы:

  • совместные мероприятия с родителями способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия сада и семьи, помогает создать благоприятную обстановку в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Круглого стола "Азы воспитания" для родителей детей 4-5 лет

Целью Круглого стола является изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций связанных с воспитанием культуры поведения детей 4-5 лет....

Круглый стол для педагогов и родителей "Семейные традиции"

«Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»   Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения...

"Современные дети - современные игры" круглый стол для воспитателей

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатления, знаний, эмоций.Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует...

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....