Деловая игра для участников семинара-практикума РМО
учебно-методический материал

Ануся Юрьевна Малаева

Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Цель деятельности педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_patriotizm_bezgranichen.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

Деловая игра  

на семинаре-практикуме для воспитателей старших

 и подготовительных групп Зольского муниципального района КБР

«Воспитание любви к окружающему миру через образ малой и большой родины» по теме «Патриотизм безграничен – как мать одна, так и Родина»

ноябрь, 2022 год.                                        Руководитель РМО А.Ю. Малаева

Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Цель деятельности педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

Цель деловой игры:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;

вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

 Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;

 Ход деловой игры.

Предлагаю воспитателям разбиться на две команды.

Интеллектуальная разминка.

Для того чтобы воспитывать в детях чувство патриотизма, мы должны сами знать некоторые основные понятия патриотического воспитания, и я предлагаю вам их вспомнить, обновить в памяти. Я буду зачитывать определение, а вы мне будете говорить, что оно обозначает, можно хором и с места.

1

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны

государство

2

Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы

флаг

3

Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство

семья

4

Официальная эмблема государства

герб

5

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

страна

6

Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу

патриотизм

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

  Предлагаю вам разбиться на две команды и выбрать капитанов команд.

Одна команда – «Сильная страна»

Другая команда – «Дружная семья»

  1. Перед вами две коробки. Вам необходимо достать содержимое и  восстановить пословицы о родине……

Побеждает та команда, которая справится с заданием раньше ……

Пословицы для  команды «Сильная страна»

Нет в мире краше

счастье дорогу не забывает.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

Что соловей без песни

Человек без Родины

Родины нашей.

В семью, где лад,

когда над ней крыша одна.

Пословицы для  команды «Дружная семья»

В хорошей семье

придут народы без земли

 Родить патриота нельзя

дороже всякого богатства.

В своем доме и

его надо воспитать.

В прилежном доме – густо

хорошие дети растут.

На земли без народа

а в ленивом доме пусто.

Народное братство

стены помогают.

  1. Игра «Что в ящике?» Определите содержание ящика по  характеристике….

Команда «Дружная семья»

Вот оно, то,  что что лежит в ящике……..характеризуется «удачным» физическим сложением: хорошо развит корпус,  мускулист…..

Еще по нему измеряют мощь, энергию……силу….

Команда «Сильная страна»

По тому, что лежит в вашем ящике, можно сказать, что оно ……служил своего рода «паспортом» мужчины кавказских гор. По нему можно было понять, к какому роду и сословию принадлежит тот или иной человек, его должность или  заслуги.

                                                                                              (Ремень)

  1. Отгадать ребусы: поделиться мыслями и впечатлениями от отгаданных слов на патриотическую тему

 Команда «Дружная семья»:

38

Веточка

7

Ласточка

53

Изба

9

Уголь

56

Полочка

3

Свеча

27

Кровать

14

Поднос

4

Ложка

Команда «Сильная страна»

18

Город

21

Москва

51

Забор

25

Ворота

57

Газон

11

Сосна

39

Канава

50

Боты

52

Залп

43

Подвиг

29

Володя

39

Вера

  1. Игра «Внимательные глазки».

Сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:

Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)

Сколько корон у орлов на гербе России?

(Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

Что держит орел в правой лапе?

скипетр

Что держит орел в левой лапе?

жезл. Это символы власти

А кто еще изображено на гербе?

Георгий Победоносец. Герб символизирует победу добра над злом

А что он держит в руке?

Копье. От этого копья получила название копейка


Отмечаю команду-победителя.

Опишите герб КБР.

Что представляет собой Государственный герб Кабардино-Балкарской Республики?

изображение золотого орла в червленом поле щита; глаз орла – лазоревый. На груди орла – малый пересеченный щит, вверху – изображение серебряной горы о двух вершинах в лазоревом поле, внизу – золотой трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле.

Что символизирует орел в гербе?

Орел в гербе символизирует власть закона, верховенство разума, дальновидность и прозорливость.

Что олицетворяет трилистник

Трилистник олицетворяет плодородие земли республики, является символом стойкости и постоянства

Что означает золотой цвет на гербе?

Золотой (желтый) цвет – символ богатства и величия, уважения, верховенства и великолепия.

Что означает красный цвет на гербе?

Червленый (красный) цвет – символ мужества и силы, любви и права.

Когда был установлен герб КБР?

Герб установлен Законом № 12-РЗ от 4 августа 1994 года «О государственном гербе Кабардино-Балкарской Республики», принятым Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 21 июля 1994 года.

Коль заговорили о родной республике, отметим:

Кабардинцы, называющие себя адыгами, дали своей земле название «Кавказ», почему? (Педагоги предлагают свою версию)
(Каждую осень караваны диких гусей пролетали над голубыми горами, покрытыми льдом и снегом и каждую весну они обращались обратно. «Ка-а-а. Ка-а-а-ау», -протяжно кричали они над горами, а поскольку на земле кабардинцев «Каз» - обозначает гусь, то и сложилось слово «Кавказ»)
Что обозначает слово «Нальчик»?
Нальчик-значит маленькая подкова. Раньше на этом месте было болотистое место. Когда проезжали кони у них отрывались подковы. По-кабардински «нал»-это подкова, а «шэч»-отрывать. От этих двух слов и получилось слово Нэлшэч, а потом и слово Нальчик) .
Отмечаю команду-победителя.

Зольский район

Мы живём в Зольском районе. Зольский район Кабардино - Балкарской Республики, расположенный в предгорьях Кавказа, является удивительно живописным уголком необъятной России. Расположенный на границе Зольского и Эльбрусского районов красавец Эльбрус и другие горные вершины воспеты в стихах многих великих поэтов, в том числе Пушкиным и Лермонтовым. Кроме седовласого Эльбруса, жители Зольского района гордятся Кабардинским конным племенным конезаводом, который был создан в 1870 году по инициативе видного общественного деятеля Кабарды Локмана - Дмитрия Кодзокова. Для размещения конезавода было выбрано место, где он расположен и ныне - на левом берегу реки Малка. Эта местность лежала по пути на Зольские пастбища, где издавна содержались лошади кабардинской породы. Выносливые и неприхотливые, благонравные - они всегда ценились в кавалерии и в пограничных войсках, в экспедициях и дальних переходах.

Опишите герб Зольского района: Символика герба Зольского муниципального района

1

Что изображено не гербе Зольского района

- гора с двумя вершинами - величественный Эльбруса - один из самых загадочных и любимых альпинистами горы Кавказского хребта; 

2

Что символизирует конь?

- конь - символизирует старинный конезавод, расположенный в Зольском района (село Приречное). Конь - олицетворение мощи и жизненной силы.

3

Как выглядит попона?

- попона, раскрашенная в основные цвета флага Кабардино-Балкарской республики, подчеркивает территориальную принадлежность Зольского района. 

4

Что символизирует солнце на попоне?

- солнце на попоне - символизирует гостеприимство и радушие народов Кавказа. 16 лучей солнца - это 16 поселений, составляющих единый район. 



Интересный исторический факт:  Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК.

Возвращаясь к теме нашего семинара  можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».

  1. Практическое задание по теме. Тестирование по патриотическому воспитанию по требованиям программы воспитания и основной образовательной программы ДО.

Вам необходимо продолжить формулировку «Данная фраза из……

Программы воспитания……… или  ООП ДО……»

Тестовые задания

по нравственно-патриотическому воспитания на семинаре –практикуме для воспитателей старших и подготовительных групп Зольского муниципального района КБР

Воспитатель ______________________________________________________

 Образовательное учреждение:_______________________________________________________

Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о  флаге, гербе и  гимне России (гимн исполняется во  время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).. Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте.

Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине.

воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Расширять знания о  государственных праздниках

воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа

Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

Углублять знания о  Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам Отечества, к  памяти павших бойцов (возлагать с  детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).

Продолжать знакомить с  достопримечательностями региона, в  котором живут дети.

Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села.

Патриотическое воспитание

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

 воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России.

     Патриотическое направление воспитания

организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям

Патриотическое воспитание по ООП ДО

Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с  достопримечательностями региона, в  котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села.

Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России.

Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о  флаге, гербе и  гимне России (гимн исполняется во  время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять знания о  государственных праздниках. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте. Поощрять интерес детей к  событиям, происходящим в  стране, воспитывать чувство гордости за  ее достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о  Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам Отечества, к  памяти павших бойцов (возлагать с  детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).

     Патриотическое направление воспитания по Программе воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

  1. Релаксация. «Правовая академия»

 

Вопросы:

1

Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН?

Конвенция о правах ребёнка

2

На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка?

На родителей

3

Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке?

Похищение детей

4

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке

Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: Деловая игра «Вариант». («Моя педагогическая инициатива»). Подготовили и провели: Методист: Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.

Семинар – практикум:Деловая игра «Вариант».(«Моя педагогическая инициатива»).    Подготовили и провели:Методист: Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е....

Игры с прищепками. Семинар-практикум

Предлагаем родителям упражнения для тренинга пальцев рук, используя прищепки. При этом формируются практические умения, развивается сенсорика и моторика. Если добавить еще стихи - то развивается...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

«Русские народные игры для дошкольников» семинар-практикум

     Народные игры, будь то русские или игры народов нашей необъятной страны, все они имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, перед...

Деловая игра для воспитателей семинара-практикума

Материал предназначен воспителям, поможет в расширении представлении о роли театрализованной деятельности в процессе речевого развития дошкольников...

деловая игра Семинар – практикум «Сюжетно – ролевая игра, как условия успешной социализации дошкольника»

Семинар – практикум «Сюжетно – ролевая игра, как условия успешной социализации дошкольника»...