"Возрастные особенности детей дошкольного возраста"
консультация
Выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский (1896-1934), работавший во многих областях психологии и создавший несколько оригинальных научных теорий, сделал все возможное, чтобы детская психология стала полноценной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности. Он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей.
Зарубежная детская психология склоняется к мнению, что ключевое значение для взросления детей имеет опыт, который они получают в первые годы жизни, до 5 лет.
Поэтому специалисты говорят не столько о стадиях или этапах, сколько об ориентирах развития.
Ориентиры или вехи развития – это то, что ребенок может делать к определенному возрасту. У большинства детей навыки и способности развиваются примерно в одном и том же порядке. Однако понятно, что временные рамки не отличаются абсолютной точностью, поэтому необходимо оценивать каждого конкретного ребенка индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
3 – 4 года
Ведущая потребность - в общении, в уважении: в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность - игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция - восприятие.
Особенности возраста:
- Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
- Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- Появление смысловой структуры сознания.
- Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- Удерживает внимание 7-8 минут.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
Цели и задачи для взрослых:
- Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
- Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.
- Формировать умение действовать по правилам.
- Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
- Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка
в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
- Усвоение первичных нравственных норм.
- Самооценка.
- Появление элементов партнерского общения.
4 - 5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
- Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
- Контролирующая функция речи.
- Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
5-6 лет
Ведущая потребность - потребность в общении: творческая активность.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно - деловой.
- Проявление творческой активности во всех вилах деятельности. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
- Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
6 – 7 лет
Ведущая потребность - общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3.Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи для взрослых:
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Способствовать развитию мышления.
- Формировать произвольность всех психических процессов.
- Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
6. Появление учебно-познавательного мотива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-64363-1589895570.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-55935-1607861417.jpg)
Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление и способы решения проблем, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-192946-1364651411.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-270455-1372264157.jpg)
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе
Консультация для педагогов. Памятка для педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста". Памятка для педагогов "Психологические особенности типов темперамента"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413898-1393751704.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...