"Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Киселёва Надежда Васильевна

С детьми старшего дошкольного возраста и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение.

 Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте.

 Словесные игры стимулируют многие когнитивные процессы, о которых игрок даже и не задумывается: активизируется внимание, разные виды мышления, тренируется память. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"

С детьми старшего дошкольного возраста и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение.

 Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте.

 Словесные игры стимулируют многие когнитивные процессы, о которых игрок даже и не задумывается: активизируется внимание, разные виды мышления, тренируется память. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

«Живое-неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

- Что растет? Кто растет?

- Кто летает? Что летает?

- Кто плавает? Что плавает?

- Кто самый большой? Что самое большое?

И т. д.

«Что бывает сладким?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким

«Узнай!»

Ход игры: Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

- лимон и груша

- малина и земляника

- яблоко и слива

- смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

«Назови одним словом»

Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов.   Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

- стол, стул, шкаф - это...

- собака, кошка, корова - это...

- чашка, блюдце, тарелка - это...

- василек, ромашка, тюльпан - это.

"Закончи предложение"

 - Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

 - Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

 - Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

 - Папа принѐс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

 - Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

 - Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

 - Я не хочу спать, потому что... ( ещѐ рано)

 - Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

 - Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

 - Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки)

 

«Противоположные слова»

- Помоги закончить предложение.

-Нож тупой, а топор…

-Трамвай медленный, а самолѐт…

   - Стул жѐсткий, а диван…

- Птицы полезные, а гусеницы…

- Чашка полная, а стакан…

- Дорога прямая, а тропинка…

- Собака умная, а щенок…

- Камень на дороге сухой, а в луже

- Пальто зимнее, а шорты…

- Река меленная, а ручеѐк…

- Черепаха медленная, а заяц…

- Колодец глубокий, а лужа…

«Путаница»

Послушай предложение и скажи, что неправильно.

- Мама стирает сына в ванне. -кошка моет котѐнка

- Мама моет бельѐ в стиральной машине.

- Девочка кладѐт розы в вазу.

- Мальчик ставит карандаши на стол.

- Я накладываю в тарелку суп.

- Папа кладѐт тарелку в раковину.

- Я ставлю рукавицы в карман.

- Мама включает форточку.

- Девочка открывает свет.

«Что лучше, что хуже?»

Закончи предложение по образцу.

суп вкусный, а конфета вкуснее

вода прозрачная, а стекло…

нить длинная, а канат…

осень холодная, а зима…

яблоко румяное, а щека…

фильм интересный, а книга…

подруга милая, а сестра…

ландыш белый, а снег…

весной светло, а летом …

дерево     твѐрдое, а камень твѐрже

серебро дорогое, а золото…

коса тугая, а нить…

 ремень узкий, а ремешок…

избушка низкая, а забор …

брат молодой, а сестра…

подушка мягкая, а вата мягче.

луна ярче, а солнце…

клубника мелкая, а земляника…

осенью дни короткие, а зимой…

чемодан лѐгкий, а сумка…

суп густой, а каша гуще

конфета сладкая, а мѐд… медведь толстый, а слон…

у Вани руки чистые, а у сестры…

трава в лесу сухая, а на лугу…

хомяк маленький, а мышка…

Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igra06_1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.Игровая те...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....

КАРТОТЕКА "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Картотека "Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Сборник словесных игр для детей старшего дшкольного возраста...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффе...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Подборка словесных игр, которые можно использовать в режимные моменты....

Картотека "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Картотека Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста...