Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Кравченко Марина Алексеевна

Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_dlya_detey_starshey_gruppy.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры для детей старшей группы

«Закончи предложение»

Ход игры

• Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)

• Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)

• Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

«Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?. Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?. Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два. огурца ваза – две…вазы

стул – два. стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки

Развитие понятийного мышления

«Закончи  предложение»

Лимоны кислые, а сахар …

Собака лает, а кошка …

Ночью темно, а днем …

  1. Трава зеленая, а небо …

Зимой холодно, а летом …

Ты ешь ртом, а слушаешь …

Утром мы завтракаем, а днем…

Птица летает, а змея …

У человека две ноги, а у собаки …

Птицы живут в гнездах, а люди …

Зимой идет снег, а летом …

Ты читаешь глазами, а пишешь …

Из шерсти вяжут, а из ткани …

Балерина танцует, а пианист …

Дрова пилят, а гвозди …

 

«Закончи предложение»

Пластилин мягкий, а камень …. Уголь черный, а снег … . Диван мягкий, а скамейка … . Ягоды земляники  мелкие, а клубники … . Таня  рисует хорошо, а  Ира … . Кашу варят густую или …  .Ручеек мелкий, а река ….  .

 

Научить подбирать слова, обозначающие действия (глаголы)

Мама – шьет, готовит, покупает, стирает, убирает, моет, печет, вяжет, жарит, вяжет, шьет и т.д.

Папа – читает, работает, пишет, строгает, ремонтирует, красит, забивает, помогает и т.д.

Самолет – гудит, летит, приземляется, идет на посадку, взлетает и т.д.

Лист – вянет, зеленеет, опадает, желтеет, шелестит, шуршит, растет, распускается и т.д.

Солнце – сверкает, греет, печет, сияет, землю согревает

 

Словесная игра «Какой на вкус?»

Лимон – кислый

Яблоко – кисло-сладкое

Банан - сладкий

Перец – горький

Груша – сладкая

Лук – горький

Апельсин – кисло-сладкий

Арбуз - сладкий

 

Какое слово лишнее?»

Осинка, осина, осиновый, осел, подосиновик

Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел

Гора, гористый, горный, пригорок, горько, горы

Маленький, малыш, малевать, малявка

Гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница

 

Игра «Кто быстрее и правильнее?»

Голоден как…

Хитрый как …

Трусливый как …

Надулся как…

Упрямый как …

Нем как …

Работает как …

Изворотлив как …

Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол

«Верно или неверно»

  1. яблоки растут на березе
  2. петух снес яйцо
  3. число 5 больше числа 4
  4. коровы летают очень низко
  5. зайцы живут в лесу
  6. воробей – насекомое
  7. таракан – птица
  8. диван – домашнее животное
  9. у любого слона есть хобот
  10. у коровы есть рога
  11. у белки шесть лап
  12. На деревьях растут овощи
  13. На деревьях растут фрукты
  14. Грибы и ягоды растут в лесу
  15. Зубы нужно чистить 10 раз в день
  16. Кошки и мышки – большие друзья
  17.  «Один – много »
  18. Лев – львы             щенок – щенята
  19. Орел – орлы            поросенок – поросята
  20. Воробей – воробьи      теленок – телята
  21. Коза – козы            ежонок – ежата
  22. Свинья – свиньи        жеребенок- жеребята
  23. Крыло – крылья         котенок -  котята
  24. Перо – перья           бельчонок – бельчата
  25. Гнездо – гнезда        цыпленок - цыплята
  26.  
  27.  Стол – столы                шкаф – шкафы
  28. Двор – дворы                стакан – стаканы
  29. Плащ – плащи                грач – грачи
  30. Вещь – вещи                тетрадь – тетради
  31. дом – дома       носорог - носороги
  32. Глаз – глаза                город – города
  33. Провод – провода        холод – холода
  34. Стул – стулья        дерево – деревья
  35. Лист – листья        носок – носки
  36. Чулок – чулки        кусок – куски
  37. День – дни                лоб – лбы
  38. Пень – пни                сон – сны
  39. Ухо - уши
  40.  

«Угадай, какое слово лишнее? Почему?»

Кресло, диван, кастрюля, стол

Волк, медведь, корова, белка

Лошадь, заяц, кошка, собака

Бабочка, стрекоза, муха, воробей

Окунь, лягушка, карась, щука

Клен, дуб, ромашка, береза

Апельсин, мандарин, капуста, груша

Утро, лето, зима, осень

Колбаса, творог, сыр, молоко

Яблоко, слива, огурец, груша.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Час, минута, лето, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Храбрый, злой, смелый, отважный

  1. «Назови одним словом»

(в некоторых случаях необходимо использовать два слова)

Волк, заяц, лиса (дикие животные)

Корова, овца, собака.

Воробей, ворона, синица.

Дуб, береза, сосна.

Ромашка, колокольчик, астра.

Помидор, огурец, морковь.

Яблоко, груша, апельсин,

Клубника, земляника, малина.

Опята, лисички, подберезовики.

Лето, зима, осень

Январь, февраль, март

Понедельник, вторник, среда.

Ложка, тарелка, сковорода

Шкаф, диван, кровать

Пшено, рис, гречка

Упражнение на развитие гибкости ума,

увеличение словарного запаса.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель…)
  2. Назови слова, обозначающие зверей.
  3. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  4. Назови слова, обозначающие транспорт.
  5. Назови слова, обозначающие овощи (фрукты)
  6. Назови слова, обозначающие насекомых.

 

«Продолжи предложение»

В саду на деревьях и кустарниках растут …

В огороде на грядках растут …

Мама готовит компот из …

Борщ варят из …

  1. «Ответь на вопросы»
  1. Кто лечит людей?
  2. Кто учит детей?
  3. Кто играет в футбол?
  4. Кто учится в школе?
  5. Кто готовит еду в столовой?
  6. Кто продает вещи и продукты?
  7. Кто управляет автобусом?
  8. Кто шьет одежду в ателье?
  9. Кто ловит рыбу?
  10. Кто нас постригает и делает прически?
  11. Кто строит дома?
  12. Кто воспитывает детей в детском саду?
  13. Кто рисует картины?
  14. Кто пишет книги, стихи?
  15. Кто всех смешит и веселит в цирке?
  16. Кто управляет самолетом?
  17. Кто тушит пожары?
  18. Кто по профессии твои родители?

«Кто что делает?»

Повар ____________ Врач ________

Учитель ________       Художник _______

Балерина ________     Певец __________

Швея _______       Уборщица _______

Продавец ______   Строитель________

 

«Закончи предложение»

Машину ведет… (шофер).

Поезд ведет … (машинист).

Самолетом управляет … (летчик).

Автобус ведет … (водитель).

На корабле служат … (моряки)

 

«Кто что делает?»

Столяр – строгает        певец – поет

Маляр – красит                писатель – пишет

Ткачиха – ткет                художник – рисует

Швея – шьет                учитель – учит

Повар – варит                врач – лечит

Пекарь – печет                пограничник-охраняет

Доярка – доит                летчик – летает

Пастух – пасет                моряк – плавает

Косцы – косят                сторож - сторожит

 

«Составь слово из двух»

Короткий хвост – короткохвостый,

Длинные уши -…

Косые лапы - …

Синие глаза - …

Везде ходит - …

Мясо рубит - …

Сам варит - …

Сам летит - …

 

«Скажи наоборот»

Дерево высокое, а кустик низкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Река широкая, а ручеек узкий. Веревка толстая, а нитка тонкая. У коровы хвост длинный,а у козы короткий. Береза белая, а черника черная. Старик старый, а юноша молодой.

 

«Скажи  наоборот»

Днем – светло, ночью -…

Сахар – сладкий, соль -…

Перец – горький, конфета -…

Зимой – холодно, летом -…

Дом – большой, избушка -…

Медведь – сильный, заяц -…

Перышко – легкое, камень - …

Ребенок – низкий, взрослый - …

Внук –молодой, бабушка - …

Заяц – дикий, кошка - …

Лиса – двигается быстро, черепаха - …

Баба Яга – безобразная, Дюймовочка - …

Есть овощи полезно, есть снег - …

 

«Скажи наоборот»

Я вхожу в комнату, а мама из нее  ……

Мама  наливает воду в лейку, а я ее  ….

Корабль к пристани приплывает, а  катер …..

Маша пирамидку собирает, а Коля  ……

 

«Скажи наоборот»

чистый – грязный         толстый – тонкий

плохо – хорошо           широкий – узкий

жарко – холодно          длинный – короткий

здоровый – больной       новый – старый

злой – добрый            высокий – низкий

 

«Скажи наоборот»

На пляже песок сухой, а у воды …  . Переходя улицу, смотри налево, а потом  …     В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через …  . В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на …. полке.

Коля обычно румяный, а после болезни он  …  

У берега озеро мелкое, а дальше  …  

 

«Скажи наоборот»

  • Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.

Например: большой – маленький  и т.д.

ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ      БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ         ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ          ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ     БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.Игровая те...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....

КАРТОТЕКА "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Картотека "Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Сборник словесных игр для детей старшего дшкольного возраста...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Подборка словесных игр, которые можно использовать в режимные моменты....

Картотека "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Картотека Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста...

"Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"

С детьми старшего дошкольного возраста и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Играть в ...