Консультация для родителей : «Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр».
консультация (старшая группа)

Рыженко  Ирина Анатольевна

         Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их.  Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем,  ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.                                                                                                                                                                   Предметные игры: это игры с народной  (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.)   Дидактической игрой, мозаикой, различными природными  материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.                                                                                                                                                                                  Настольно-печатные: направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно печатные : игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.                                                                                                                                                                                                            Лото: они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. Д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.                                                                                                                                                                                                 Домино: принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

Разрезанные картинки и складные кубики: игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

Игры типа «лабиринт»: развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.                                                                                                                                                              Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.                              В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила

Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. 

          Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными     типами  монологической и диалогической речи. Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится    играм. С одной стороны, речь развивается и активизируется в  игре, а с другой ­ сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют     дружеские  отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё       отношение, чувства,  мысли, переживания к выполняемому действию. В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное     время  непосредственно не воспринимают.                                                   Игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так     как в них  дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и  умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические  ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игрыпредположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы   хотел  быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают  развить у детей умение высказывать предположения.  К первым относятся предположения: «Стало бы  темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые  дети  высказывают, исходя из своего опыта. Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей           фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с  речевыми проблемами.

          Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:

 1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!

 2.Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями.

 3.Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.

Речевые игры дома:

1. «Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

пять красных яблок и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

4. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

5. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

      Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_16.docx929.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

«Развитие речевой активности детей  посредством  развивающих игр».

C:\Users\User\Downloads\img5.jpg

         Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их.  Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем,  ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.

C:\Users\User\Downloads\img4.jpg

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.                                                                                                          Предметные игры: это игры с народной  (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.)   Дидактической игрой, мозаикой, различными природными  материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.                                                 Настольно-печатные: направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно печатные : игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.                                                                                                                                Лото: они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. Д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.                                                                  Домино: принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

Разрезанные картинки и складные кубики: игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

Игры типа «лабиринт»: развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.                                                                                       Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила

Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. 

C:\Users\User\Downloads\015.jpg

          Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными     типами  монологической и диалогической речи. Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится    играм. С одной стороны, речь развивается и активизируется в  игре, а с другой  сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют             дружеские  отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё       отношение, чувства,  мысли, переживания к выполняемому действию. В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное     время  непосредственно не воспринимают.                                                         Игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так     как в них  дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и  умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические  ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игрыпредположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы   хотел  быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают  развить у детей умение высказывать предположения.                           К первым относятся предположения: «Стало бы  темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые  дети                     высказывают, исходя из своего опыта. Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей            фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с  речевыми проблемами.

          Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:

 1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!

 2.Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями.

 3.Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.

Речевые игры дома

1. «Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

пять красных яблок и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

4. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

5. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

         

      Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. 

C:\Users\User\Downloads\c6a72742b548591b8ca95ec0b9ac3ab610.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей».

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени удел...

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...

Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому о...

Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста».

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в...