Консультация для родителей : «Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр».
консультация (старшая группа)
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их. Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры: это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. Настольно-печатные: направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно печатные : игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Лото: они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. Д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. Домино: принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.
Разрезанные картинки и складные кубики: игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
Игры типа «лабиринт»: развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Игровые правила
Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи. Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию. В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игрыпредположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!
2.Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями.
3.Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.
Речевые игры дома:
1. «Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
5. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 929.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр».
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их. Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры: это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. Настольно-печатные: направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно печатные : игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Лото: они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. Д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. Домино: принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.
Разрезанные картинки и складные кубики: игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
Игры типа «лабиринт»: развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Игровые правила
Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи. Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию. В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игрыпредположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!
2.Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями.
3.Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.
Речевые игры дома
1. «Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
5. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей».
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени удел...
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-658086-1579974178.jpg)
Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738667-1453091582.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774412-1459178826.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речевой активности с помощью игр по звуковой культуре речи" из опыта работы
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-772117-1479142346.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста».
Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в...