Консультация для родителей "Мы исследователи"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Т. Петухова

Ознакомление родителей с работой экспериментального кружка "Мы исследователи", с его актуальностью, целью и задачами. Использован интерактивный метод работы, когда родители, превращаются в детей и сами проводят опыты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_my_issledovateli.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Мы исследователи»

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Экспериментирование наиболее успешный путь ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы, самого себя. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Задача взрослого – создавать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на свои вопросы. Учитывая актуальность значения, которая имеет исследовательская деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, большое значение имеет организация опытно - исследовательской работы. В которой дети через практические действия с предметами учатся обследовать предметы и явления с разных сторон, что способствует накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

У нас в группе «Чудо-град» проводится кружок «Мы исследователи».

Кружок разработан на основе программы «от рождения до школы» ФГОС, Веракса, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2014г, с использованием литературы: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

Актуальность программы кружка «Мы исследователи» заключается в том, что детское экспериментирование - как форма деятельности используется в работе с детьми недостаточно широко, хотя является эффективным средством не только познавательного развития, но и развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель кружка  создание условий для развития познавательной активности детей подготовительной к школе группе через экспериментальную деятельность. 

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Воспитывать у детей умение работать в команде, побуждать к взаимодействию друг с другом, воспитателем, проявлять внимание к интересам и запросам друг друга.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.

Оборудование детской лаборатории:

• приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

• разные виды бумаги, ткани;

•медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;

•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.

Кружок «Мы исследователи» проводится в форме занимательных игр - занятий с элементами экспериментирования.

Используются игровые приёмы:

• моделирование проблемной ситуации;

• повтор инструкций;

• выполнение действий по указанию детей;

• «намеренная ошибка»;

• проговаривание хода предстоящих действий;

• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу вам рассказать, как проходило несколько экспериментов нашего кружка «Мы исследователи». На время предлагаю вам превратиться в детей и пригласить вас в мини-лабораторию.

Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории., где мы будем проводить эксперименты.

Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д. (использовать карточки символы).

Ход: Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с тайнами бумаги. Как вы думаете, в нашей группе есть бумага? Для чего она нам нужна? А что можно изготовить из бумаги? (Ответы детей).

Ребята, мы с бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки.

Опыт «Волшебный цветок».

Воспитатель: Переходим к эксперименту для определения свойств бумаги.

- Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).

- А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!

Показ опыта. (Взрослый опускает цветок в воду и предлагает посмотреть, что произойдет. Цветок в воде начинает раскрываться).

Самостоятельное проведение опыта детьми.

- Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).

- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).

«Бумага-мост»

Ход: Воспитатель: Ребята, вы узнали, что бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».

- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения, предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.

- Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Как вы думаете может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).

- Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.

Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. Обсуждение с детьми причины падения яблока.

- Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.

Дети складывают лист бумаги гармошкой.

Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.

- Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).

- Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.

Вижу, у Вас появилось желание самим провести еще какой- то эксперимент. Для работы нам снова понадобиться бумага, а еще карандаш и фломастеры.

Сейчас вы на бумаге научитесь, придавать нарисованной руке иллюзию объёма. А кто знает, что такое иллюзия? Это удивительную способность глаз обманывать нас.

«Оптическая иллюзия»

Для начала волшебства возьмите листок бумаги и обведите карандашом свою руку. Затем, сверху вниз, нарисуйте одинаковые линии по ширине листа, но не рисуйте их внутри контура руки.

Внутри контура руки нарисуйте дуги, начало и конец которых будут находиться на одной линии. Теперь сделайте все тоже самое, но другим цветом по белым линиям.

Готово! На плоском листе бумаги мы отчетливо видим объемный рисунок нашей руки. Настоящий фокус.

Напоминаю, прямые линии должны четко совпадать с дугами в начале и в конце контура руки. Будьте внимательны, и у вас обязательно все получится.

Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.

- Спасибо за работу!

Я сегодня познакомила вас лишь с малой частью того, чем мы занимались в экспериментальном кружке «Мы исследователи

Систематическая работа с детьми способствует формированию у детей умения проводить элементарные и доступные эксперименты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, решать проблемные ситуации в процессе экспериментальной деятельности. Дети получают знания о физических свойствах живой и неживой природы (вода, воздух, песок и бумага и т.д.), о самом себе. Ребята учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом, воспитателем, проявлять внимание к интересам и запросам друг друга.

Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. А любознательность – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Давайте – же сделаем жизнь ребенка интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном и терпеливом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок исследователь в детском саду"

В консультации рассказывается как в домашних условиях можно экспериментировать с детьми....

Консультация для родителей «Страничка юного исследователя»

Цель: Повысить интерес родителей к развитию у детей поисково - познавательной активности....

консультация "Пытливые исследователи окружающего мира"

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый, чувственный, полученный им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни....

Консультация для родителей "Мой ребенок - исследователь"

Поговорим о детской любознательности, пытливости. Как ребенку помочь быть исследователем дома? Играйте и экспериментируйте вместе со своими детьми....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Консультация "Я маленький исследователь"

Все о маленьких исследователях....