12 игрушек, которые действительно развивают (консультация для родителей)
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин - и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями - и хочется бежать за новыми покупками. Какие - то пособия более эффективны, какие - то менее.

Хочется рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_igrushek_kotorye_razvivayut.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

12 игрушек, которые действительно развивают

(консультация для родителей)

   Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками. Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

Хочется рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребёнка в разных возрастах.

  1. Пирамидка (1 год – 3 года)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

  • У неё должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно);
  • Дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь);
  • Устойчивое основание (то есть штырёк стоит, а ребёнок на него спокойно надевает колечки);
  • Лучше всего, если колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип).

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше. И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберём всю пирамидку. А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье – колечко , а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

  1. Матрёшка (1год – 4 года)

Матрёшка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрёшка оказывается внутри большой. Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребёнок. А вот находить порядковое место нужной матрёшки, считать. Какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и четырёхлетке актуально.

  1. Вкладыши Монтессори (1год – 6 лет)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нём фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребёнок узнаёт фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалиться, а «окошко» не закроется. Но что же делать с пособием после того, как ребёнок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми? Теперь мы закрываем глазки. Наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры. А кроме того, рамки и вкладыши можно использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвёл фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для руки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш – получил отпечаток. Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

  1. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Ещё какое! Дело в том, что куклу, мишку или котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка – прообраз «Я» ребёнка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нём, развивать личность. Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

  1. Посуда (1 год – 5 лет)

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребёнка процесс приёма пищи занимает значительное место в жизни. Чувство голода и насыщение потом – сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начинаете готовить из крупы или песка – активно включаются сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получаться и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счёт (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решение задач (если каждому разложить по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно?).

Игры с посудой т творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

  1. Разные мячики (1год и без ограничения)

Самые разные мячики: от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление (можно и нужно включать сравнение, классификацию, функции и т.п.)

  1. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет)

Самые обычные блоки: кирпичики, призмы, кубы, цилиндры. Сначала это будут простые постройки: башенки, заборчики, мостики. Потом конструктор пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машины…

Сами детали – отличное пособие для развития мышления: найти деталь, у которой 3 угла (сначала играем на плоскости, положив деталь на поверхность стола), найти большой красный квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша.

А потом начинаются миры, когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то  - немного фантазии, опыта и деревянные детали. С помощью большого набора можно осваивать и математику. Это прекрасный счётный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

  1. «Сложи узор» Б. Никитина (1,5 года – 6 лет)

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована. Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление, аналитики-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

  1. «Сложи квадрат» Б. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления. Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребёнку продвигаться дальше и дальше в своём развитии.

  1.   «Кубики для всех» Б. П. Никитина (4года – без ограничения)

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря. Игра стимулирует думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходиться иметь с объёмными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, умением понимать план, карту, чертёж.

  1.  Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

Зверушки, человечки, Разные персонажи – они позволяют реализовывать разные игру, будь то ферма, Африка, море или автобус. Ребёнок создаёт игровой мир (сначала, конечно, с помощью взрослых), и заполняет персонажами: вот тут у нас живут рыбки, тут – дикие животные, а тут малыш едет на машине к бабушке в деревню. Это не только игра как таковая, фигурки, но ещё и пособие для развития речи. Мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их части тела: хвост, копыта, рога, хобот, горб и т.д.

Можем придумывать игру на классификацию – кто где живёт, кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышление, придумывая загадки-описания и т.п. а ещё, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

  1.  Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объёмные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме им будет проще его изобразить.

Замечательных вам игр и радостного, разумного развития!

Анна Андреева, методист,

педагог высшей категории,

мама троих детей

Из материалов  сетевого издания

для педагогов и учащихся образовательных учреждений

«Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки, которые действительно развивают

консультация для родителей на тему : Игрушки, которые действительно развивают...

9 ИГРУШЕК,КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ

Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах....

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ /МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА/

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11706757","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"358","width":"480"}}]] Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и...

12 игрушек, которые действительно развивают

Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах....

Консультация для родителей "Игрушки, которые действительно развивают"

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.Мы хотим расск...

"12 игрушек для детей раннего возраста, которые действительно развивают!"

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за нов...

12 игрушек, которые действительно развивают

Игрушки для развития детей. ...