Самообразование - Тема: "Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"
консультация

Ахмадиева Аида Ойратовна

"Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В воспитании ребенка очень важно делать или не делать каких-то вещей. Родители не всегда поступают верно по отношению к ребенку, делая этого не из плохих побуждений, а потому что не догадываются о негативном влиянии своих поступков. Чтобы выстроить наиболее правильную стратегию воспитания, несколько советов о том, что нужно делать, а чего следует избегать.

ДЕЛАТЬ:

1. Радуйтесь Вашему малышу.

2. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

3. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

4. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

5. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

6. Говорите с малышом короткими фразами.

7. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.

8. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

9.Говорите медленно.

10. Будьте терпеливы.

11. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастет.

12. Каждый день читайте ребенку.

13. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

14. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

15. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

16. Поощряйте игры с другими детьми.

17. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

18. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

19. Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

20. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

21. Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

22. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

23. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

24. Не теряйте чувства юмора.

25. Играйте с ребенком в разные игры.

НЕ ДЕЛАТЬ:

1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

2. Не задавайте слишком много вопросов.

3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.

6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».

8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем боле не следует этого делать в присутствии других людей.

9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.п.

11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех ваших чувств («мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.

12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Помните о том, что ваш малыш самый замечательный!

Подготовила: Ахмадиева А.О.

Памятка для родителей

Делать и не делать

 



Предварительный просмотр:


        А так ли всё плохо?! А может... Может взять и устроить себе праздник. Праздник общения со своим ребёнком. Занятие это и приятное, и полезное. Время, проведённое с вами, любимыми родителями, доставит ребёнку не только удовольствие, но и станет благоприятным для его интеллектуального и творческого развития. Поиграйте с вашим малышом в игры.

«Виртуальная прогулка»

Сидя у окошка, можно путешествовать вслед за проехавшей машиной. А, если ещё и знать страну, в которой она произведена, то можно заглянуть в её прошлое. Итак…

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/41436_74c4fd3ab8de4e84f07185b19cf27c7c.jpg.jpg

«А что было бы, если…»

        Ваш ребёнок устроил вам концерт из-за того, что нельзя погулять. Попробуйте вместе с ним порассуждать, а что было бы, если бы вы вышли на улицу в проливной дождь, ураган, лютый мороз... Что может произойти с вами, с вашим домом, с вашей улицей, с городом, с планетой…

«Разноцветная прогулка»

        Трудно удержать ребёнка дома, а на дворе ветер и стужа. Погуляйте по квартире. «Да это же не интересно!» - скажете вы. А вы организуйте увлекательную прогулку. Например, поставьте условие, что передвигаться по комнате можно только по предметам красного цвета, или держась за предметы жёлтого цвета. Это разовьёт внимание, будет способствовать творческому развитию малыша. Вот увидите, какие условия поставит вам ребенок! Например, типа перелёта по комнате через предметы синего цвета, или пропрыгать на одной ножке по предметам красно-коричневого цвета, держась попеременно то за жёлтый, то за малиновый предмет.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/41436_14e81874f9ebb3276d126af6e3973d45.jpg.jpg

Уважаемые мамы и папы!
Безусловно, эти игры понравятся вам и вашим детям. А главное, они сделают отдых по-настоящему радостным и богатым яркими впечатлениями.

Как интересно провести выходные с детьми 

https://smarterkids.com.au/wp-content/uploads/2014/09/daycare4_large.jpg

        Выходной день все мы ждем с нетерпением. Можно восстановить силы, заняться домашними делами, посетить друзей и близких. Но когда выходные и праздничные дни следуют один за другим, а все планы реализованы, порядком надоедает сидеть у окна, или у телевизора…

Классификация

        Все игрушки надоели, книжки перечитаны с десяток раз, а малыш всё требует и требует к себе внимания. Или вот ещё как бывает. Пора собирать игрушки, книжки, вещи, а ребёнок капризничает – не хочет прибираться. Предложите ему разложить вещи по группам, которые, кстати, выберет сам ребёнок (животные, птицы, фрукты, транспорт, посуда…). Приборка пройдёт интереснее и быстрее, а, главное, с пользой для развития ребёнка.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/41436_81f792ab53e8f9a5cd6d3d45c2adc792.jpg.jpg

«Что из чего?»

        Можно предыдущую игру дополнить исследованием материала, из которого изготовлены наши вещи. Игрушечное яблоко, например, из меха. Машинка – из металла. Важно правильно называть детям материал, из которого изготовлены эти предметы. Польза здесь тройная: приучаем к порядку, развиваем мышление, способствуем сенсорному развитию (ребёнок набирается тактильных ощущений).

Сравнение

        Продолжение предыдущих игр. Предметы (2-3), попавшие ребёнку в руку, можно сравнить, т. е. отметить, чем они похожи и чем отличаются. Интересные сравнения получаются, если предметы разительно отличаются друг от друга. Например, баночка от йогурта и кукла. Что между ними общего? Да сколько угодно сходств! Например, то, что баночка похожа на туловище или юбочку куклы, ту и другую купили в магазине. Придумайте сходство покруче!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/41436_6d9e095f071ab6dc1cac01eb13e092f7.jpg.jpg

«Старьевщики»
        Начался любимый мамин/бабушкин сериал, а дети расшумелись. Отправьте их на поиски «старинных сокровищ». Это может быть всё, что угодно – от перчатки и папиного инструмента до баночки творожка или пакетика с чаем. Напишите детям список вещей из 20-25 предметов (или нарисуйте), дайте по пластиковому пакету (или корзинке). По стартовому сигналу все бросаются бегать по дому, чтобы скорее собрать весь «комплект», а вы преспокойно смотрите сериал. Игра развивает наблюдательность, координацию движений. Можно с помощью этой игры обогатить словарь детей, например, предложить найти предметы, название которых дети не знают (миска, косынка, конь (шахматный), бисквит…).

Разбей по действиям

        Очень часто мы ругаем детей за провинности. Разбил чашку – наказание. Сорвал с гардины штору – в угол. Порвал книжку – какой позор! А что, если однажды поступить иначе. Сесть с ребёнком и прокрутить в памяти все события, прошедшие до момента «аварии». Такое установление последовательность событий поможет ребёнку сконцентрироваться, научиться сосредотачиваться на своих действиях и поступках, контролировать своё поведение.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/41436_876c4e1c159fef9626c9f0f4aadf3954.jpg.jpg

Вот и выглянули первые лучики солнышка. Пока мы играли в доме, дорожки подсохли, утих ветер. Пора нашим «олимпийцам» на свежий воздух. Вперёд! Играть в снежки, лепить снежную бабу, строить шалаш из веточек! Удивлены? Дело в том, что ещё древние учёные говорили, что рука тренирует мозг. Чем больше ребёнок работает ручками, тем умнее и сообразительнее он становится. Ловкие ручки – залог успешного овладения письмом. С этой же целью позвольте ребёнку вдоволь наиграться с камешками, веточками, ледышками, песком и палочками. Это своеобразный массаж рук и ног, способствующий укреплению мускулатуры. Если боитесь грязи, применяйте для массажа орешки и горох.

Подготовила: Ахмадиева А.О.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Секреты общения с ребенком в семье»

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

      Вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа. Ваш дом окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

     Ребенок всему учится в общении со взрослыми. От того, как человек

чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии,

зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие

среди нас умеют по- настоящему хорошо слушать других людей, быть

восприимчивыми к нюансам в их поведении.

      В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для

него способы отношения к окружающим, у него вырабатывается устойчивый

личностный стиль и появляется представление о самом себе.

       Поэтому, уважаемые родители, постарайтесь обеспечить своему

ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом

направлении.

http://3.bp.blogspot.com/-HvTHpZqzpk4/VPWXK00iB-I/AAAAAAACA6k/Q9lLyfFUoaY/s1600/Imagenes%2Bde%2BFamilias%2B32.jpg

 А для этого рекомендуем следующее:

  • Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети

учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш

ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось

слышать: «Да, он разговаривает точь в точь, как отец!»

  • Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает

гораздо больше, чем может сказать.

  • Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере

спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются

с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

  • Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении

вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в

интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии.

  • Обеспечьте ребёнку широкие возможности для использования

всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на

вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему

больше узнать о доме и местах, удалённых от него.

  • По возможности присоединяйтесь к ребёнку, когда он смотрит

телевизор и старайтесь узнать, что его интересует, обсуждайте увиденное.

  • У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности,

интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость, ставьте для

себя и для него реальные цели.

  • Старайтесь чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и

разнообразия впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии

выполнить все его просьбы и желания.

  • Помните, что дети больше любят учиться, даже больше, чем есть

конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем

ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное

ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

https://st.depositphotos.com/1036970/4481/v/950/depositphotos_44819721-stock-illustration-father-mother-and-daughter-cartoon.jpg

Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он ВАШ, за то, что он есть!

Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок.

Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?

Это надо выражать особым образом.                                                                            

  • *Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.
  • *Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.                                                                                                                  

https://bumper-stickers.ru/34076-large_default/semja-papa-mama-syn-doch-kot.jpg

Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?

      Указывать на ошибки, конечно же, надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом.             Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

     Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

       Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. 

Секреты общения с ребенком в семье.

      Принципы построения общения взрослого с ребенка:

  • Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.

  • Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
  • Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
  • Проявляйте интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрения и т.д.
  • Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним.
  • Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.
  • В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой). Используйте жесты, мимику, взгляд.

Поощрения и наказания ребенка в семье.

                                           Памятка для родителей:

  • Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договорится с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.
  • Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное – лучше лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое!
  • Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.
  • Никогда не приводите в пример других детей.
  • Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.
  • Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего все вместе.

Предлагаем Вам поиграть вместе с ребенком дома.

  • Ролевая гимнастика: по отрывку из текста К. Чуковского «Айболит» (И пришла к Айболиту лиса…). Ребенок с помощью мимики и пантомимики изображает состояние каждого героя.
  • Упражнение «Ласковое слово» - ребенок берет игрушку и говорит ей добрые слова и пожелания.
  • Упражнение «Почему грустит котенок?» - взяв игрушку в руки и передавая ее из рук в руки, рассказать, почему котенок грустит, чего он боится, чего ему не хватает, как ему помочь?
  •  Ролевая гимнастика: «Я знаю…» - с помощью мимики и пантомимики показать, как котенок: спит, свернувшись клубочком; просыпается, лакает молоко, причесывается, выпрашивает лакомый кусочек…
  • Ролевая гимнастика «Покажи…» - предложить показать жука, который весело летает, который греется на солнце, у которого оторвали крылья: как он плачет от боли…

https://lotds6.edumsko.ru/uploads/1200/1101/section/60501/.thumbs/935ef23d595a8a67b71df585bf26ea5d.jpg?1514290391



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль семейных традиций в воспитании ребенка»

 Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами.  С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью.

Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки:

 «В гостях хорошо, а дома лучше»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»  

«Какого на дому, такого и самому»                                                                        

«Дети не в тягость, а в радость»

«Когда семья вместе, и сердце на месте»

«Семья сильна, когда крыша над ней одна»

«Семья в куче, не страшна и туча»

 «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить».

 Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений.

То, что несет в себе семья, нельзя заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых его окружающих. Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту. 

А что значит семья для ребенка?  Семья – первостепенный институт воспитания ребенка, в котором формируются и реализуются отношения ребенка с внешним миром. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Ребенок с самых первых лет впитывает в себя нормы совместного проживания и отношений между людьми, которые наблюдают в своей семье. Именно семья формирует в ребенке отношение к внешнему миру, дает опыт этнических норм поведения и знакомит с основами духовной и материальной культуры.

Общаясь с родными и близкими, ребенок осваивает поведенческие формы: речь, мышление, навыки, нравственные понятия и жизненные ценности, идеалы и стремления.

Одну из главных ролей в семейном воспитании играет родительский авторитет и взаимоотношения между родителями: уровень общения, культуры, образования. Взаимоотношения внутри семьи являются определяющими для эмоционального и психологического состояния семьи, ее микроклимата.

Мировоззрение ребенка, его привычки, поведение, формы взаимодействия с окружающими формируются на фоне образа жизни семьи, ее традиций, ценностей, норм. 

Что же такое семейные традиции? Традиции - это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Это основа воспитания детей.

Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Вот пример самых распространенных традиций, какими они бывают и зачем они нужны.
1. Традиция «Совместные приемы пищи»
Традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, а на протяжении минимум 20 минут. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе.
Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.

2. Традиция "Совместное приготовление пищи "Семейное блюдо"
Полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое. Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет также готовил это блюдо. Новый - объединить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно.

3. Традиция «Совместный с детьми досуг»
Эта традиция воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. Совместный отдых способствует и тому, что ребёнок познаёт мир живой природы, учится относиться к нему бережно, кроме того это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе.

4. Традиция "Чтение вслух в кругу семьи"
Формируется любовь к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить.

5. Традиция "Составление родословной, память о роде"
Знание своих корней всегда имело большое значение. Составление родового дерева - то способ осознать преемственность поколений, понять своё место в мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями.

6. Традиция «Совместные игры взрослых с детьми»
Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих детей.
А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.
8. Традиция «Семейные праздники»
Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.

9. Традиция «Походы», «Рыбалка»
Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

10. Традиция «Культурно-познавательные мероприятия»
Посещать музеи, выставки, театры и хорошее кино.

Роль семейных традиций в жизни детей:
• Защита детей родителями, дает возможность оптимистично смотреть на жизнь и чувствовать себя в безопасности.
• Дети гордятся своей семьёй.
• Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи.  

• Детские воспоминания, которые остаются и передаются в следующее поколение.
C:\Users\aidaa\Downloads\e820273aec98ea128d41bc3d60ee3038.jpg



Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для развития

положительных взаимоотношений в семье

                                           

                                                                 подготовила: воспитатель

                                                                                                                     Ахмадиева А.О.

Предисловие

Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и родителей. Именно в такой форме, интересной для обеих сторон, разыгрываются какие-то жизненные ситуации, укрепляются отношения, открывается безграничное поле для фантазий.

Чем полезна совместная игра?

Ребёнок начинает привыкать к игре сразу же, как только учится ходить и говорить. Именно через этот вид деятельности маленький человечек познаёт мир и себя в этом мире. Особенно полезно детям играть вместе с родителями. Психологические игры предоставляют неограниченные возможности для познания себя и своих близких. Помимо этого, они помогают ребёнку:

· развивать самоконтроль, сдержанность, дружеские качества;

· учиться анализировать своё и чужое поведение;

· раскрывать свой внутренний мир;

· проявлять радость, переживание, страхи;

· выражать свои потребности и доносить их до окружающих;

· создавать взаимопонимание между близкими людьми.

МОЯ И МАМИНА РУКА

Цель: Опираясь в первую очередь на телесную и эмоциональную память, закрепить представление участников о схеме тела (правая и левая стороны); отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Ведущий последовательно предлагает:

  • «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
  • Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
  • Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
  • Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  • Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой.

АВТОМОБИЛИ

Цель: Формирование позитивной мотивации общения, развитие базового доверия, развитие лидерских качеств, обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия.

Группа делится на пары. Взрослый встает сзади ребенка. Ребенок - автомобиль, взрослый водитель. Прикосновение к голове ребенка – газ, к правому плечу- поворот направо, к левому плечу- поворот налево, к спине - задний ход. Скорость движения выбирает ребенок.

Примерно через 2-3 минуты игры ведущий предлагает детям (автомобилям) закрыть глаза. Теперь успешность движения зависит от внимания взрослых к ситуации и внимания детей к прикосновениям взрослых.


КАРАНДАШНЫЙ МОСТИК

Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.

Семейным диадам предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий на столе карандаш, поддерживая его с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняется: удерживая первый «мостик», пальцами свободной руки участники берут со стола второй карандаш. То же самое они могут проделать в тройках, четверках… всей группой.

Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждаются чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ 

Игра помогает разрядить напряжённую обстановку, наладить семейные взаимоотношения, настроиться на одну волну. При этом она очень увлекательна для всех – от мала до велика. Один из участников начинает рассказывать историю, передавая эту роль по кругу следующему. Нужно продолжить и вести своё повествование. Получается очень смешно. Будет замечательно, если совместными усилиями вы приведёте героя рассказа к счастливому финалу.

ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА

Каждый из участников рассказывает историю самого дорогого и любимого предмета от его лица. Нужно описать, как и откуда он появился на свет, как выглядит, есть ли у него хозяин, какой он. Придумайте ему чувства и мысли. Взрослым нужно помочь малышу, если у него возникнут сложности. Рассказывая о дорогом для него предмете и выражая его чувства, маленький человек может невольно поведать о своих проблемах.

Внимательно прислушайтесь к его рассказу: скорее всего, он будет полезен для построения дальнейших взаимоотношений.

ЛАСКОВОЕ ИМЯ

Нужно вспомнить, как вас ласково зовут дома, и произнести это для всех. Взрослые вспоминают свои детские ласковые домашние имена. При этом участники бросают друг другу мячик. Кто поймал, тот и отвечает. В процессе вы узнаете множество интересных и милых прозвищ. Возможно, кто-то раскроется с неожиданной стороны.

СОВМЕСТНЫЙ РИСУНОК

Потребуются большой лист бумаги и карандаши. Один из участников начинает рисовать, и все по очереди пририсовывают к его деталям свои. Получается общая картина, которая может многое рассказать о семейных взаимоотношениях. Обратите внимание, в каких тонах получился рисунок, какие краски использовал ребёнок. Расспросите его, почему он взял тот или иной карандаш и нарисовал эти детали.

СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ 

В эту игру лучше играть с более взрослыми детьми. Участники разбиваются на пары и пишут по 3–5 похожих черт между собой и своим партнёром. Потом нужно сравнить результат обоих и обсудить его.

УПРЯМЫЙ

Взрослые и дети становятся в круг и выбирают самого упрямого ребёнка. Его мама становится ведущей. Она даёт команды, которые все выполняют. Упрямый малыш должен сделать наоборот. Такой вариант игровой деятельности помогает повысить самооценку, даёт ощущение свободы, приучает к самоконтролю, внимательности, быстрой реакции.

ЛАСКОВОЕ ИМЯ

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать мячик друг другу. Кому попадёт мяч, тот называет несколько своих имён. Родители называют, как их в детстве называли родители.

ИМЯ

Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина.

ПРАВИЛ НЕТ

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания.                                                                                                                                         Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую.

КОМПЛИМЕНТЫ

Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят «Спасибо, мне очень приятно».

СКУЛЬПТОР И ГЛИНА

Цель: развитие  тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.

Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того, как работа закончится все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор». После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали.


НАРИСУЙ «РАДОСТЬ – ГРУСТЬ»

Цель: Развитие умения согласовывать свои действия между родителем и ребенком, по выбору цвета и тематике рисунка отследить отношение к проделанной работе.

Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры: Возьмите планшет, выберете себе место в зале, сядьте вместе с ребенком и приготовьтесь рисовать совместный рисунок на любую тему. Необходимо, что бы на вашем рисунке было заметно и ваше присутствие и присутствие ребенка. Недопустимо рисовать только одному ребенку или одному взрослому. Вы рисуете общий рисунок. Перед тем, как начать работу, вместе с ребенком придумайте название вашему тандему и запишите название на листе бумаги, на котором вы будете рисовать. Вы можете рисовать рисунок разными карандашами, для этого, кто то из вас должен подходить к центральному столу и брать нужный карандаш. Брать карандаш у других пар нельзя.

Приступаем к работе. На нее вам дается не более 7-10 минут.

КАКИМ Я ВИЖУ ТЕБЯ

Цель: Предоставить возможность подумать родителя и ребенка о том, каким они хотят видеть друг друга.

Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры: предложить отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей.

Каждому родителю дать по одному лепестку от ромашки и предложить написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем.

Команда детей обсуждает совместно со взрослым, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.

Затем каждой команде зачитывается содержимое с лепестков.


СЛЕПОЙ И ПОВЫДЫРЬ

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.


БЕСЕДА ОДНИМ КАРАНДАШОМ

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

КРУГ ОБЩЕНИЯ

Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- поборитесь;
- помиритесь;
- попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

КАРУСЕЛЬ

Цель: Знакомство участников группы, формирование позитивной мотивации общения, выработка позитивного отношения к себе и другому.

Родители и дети делятся на два круга. Внутренний круг образуют взрослые, а внешний - дети.

По сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного по часовой стрелке. Таким образом возникают новые пары. Участникам нужно познакомиться в паре и пожать друг другу руки. Задание повторяется в новых парах. И так до тех пор, пока каждый участник не вернется к своей паре.


НЕХОЧУХИ

Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными.

 Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить “нет” разными частями своего тела.                                                                                                                                   Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать “нет” головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать “нет, нет, нет”. А теперь попробуем повторить “нет” рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать “нет” всё громче и громче”.

ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ                                                                                                                                                    

(развитие взаимопомощи)

 Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК 

 (развитие зрительного внимания)

 «На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).


ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК 

(развитие внимания, нравственных качеств личности)

 Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.

Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

НАЙДИ СВОЕГО РЕБЁНКА

Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.

УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ 

(объединение, раскрепощение)

Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

СТРОИМ ЦИФРЫ

(раскрепощение, объединение)

Ваши дети – ученики. Вы помогаете им с уроками, проверяете их. Сейчас для вас состоится урок математики. Вы свободно двигаетесь по помещению. По моей команде вы выстраиваетесь в ту цифру, которую назову.

МОЛЕКУЛЫ

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
Представим себе, что мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три – атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями.
Обсуждение. Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли у вас чувства на протяжении игры? Что понравилось: быть атомом или молекулой?


СНЕЖИНКИ

(Развитие коммуникативных склонностей)

Все участники двигаются под музыку в свободном направлении. Как только музыка заканчивается, все останавливаются и слушают команду психолога, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду, например: «Снежинки объединяются в группы по две, по пять и т.д.»


Я ИДУ ИСКАТЬ

Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

УПРАЖНЕНИЕ «ЩЕПКИ ПЛЫВУТ ПО РЕКЕ»
Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.

Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно проплывает между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.

УПРАЖНЕНИЕ «ТЫ У МЕНЯ САМАЯ (САМЫЙ)»

Цель: Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)…». В конце упражнения можно выделить одно самое –самое важное качество: «Лиза, а еще ты у меня самая-самая…»


СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ «ОЖИВИ КЛЯКСУ»

Цель: Выработка навыков совместного конструктивного взаимодействия на демократическом уровне. Развитие воображения, создание ситуации успеха.

Участники работают в семейных парах, пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто не кому не мешал. Каждая пара выбирает себе листок с кляксами. Задание, для участников следующее нужно внимательно рассмотреть кляксы, обсудить, на что они похожи. Дорисовать кляксу так, чтобы остальные участники могли догадаться, кто изображен на рисунке. Рисунок выполняется совместно одним карандашом.

Проводится выставка клякс. Каждую кляксу рассматривают всей группой, отгадывают, что это. Можно предложить участникам придумать небольшие истории по своим рисункам.


БОЙ ПОДУШКАМИ

Цель: Легализация агрессивных чувств и действий, снятие запрета на их проявление; отреагирование актуальных, энергетически и эмоционально заряженных состояний участников; установление равного права родителей и детей испытывать и предъявлять негативные чувства.

Участникам предлагается подушка, которой они перекидываются друг с другом, стоя в кругу. Эти движения сопровождаются «ругательными» словами-названиями овощей, животных, фруктов и т.д.(по договоренности). Когда энергия в группе повышается, и все участники активно включаются в игру, можно добавить вторую подушку.(2-4 подушки)


КТО ЧТО УМЕЕТ

Цель: Оказание эмоциональной поддержки и принятие каждого участника группы, укрепление навыков равноправных, партнерских взаимоотношений между родителями и детьми.

Участников группы заранее просят подумать над вопросом: «Кто что умеет?» чтобы не просто рассказать, но и наглядно показать (например, танец, вышивка вкусный пирог и т.п.) каждую демонстрацию группа встречает аплодисментами, выражением положительных эмоций, комплиментами.

ОБЯЗАННОСТИ МОИ И ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Цель: закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости, воспитывать уважение к труду взрослых.

Правила проведения дидактической игры:

1. Количество участников от 2-х до 6-ти детей.

2. Картинки отбираются каждым игроком поочередно.

3. Выбор картинки сопровождается объяснением, почему именно этот член семьи должен выполнять те или иные обязанности.

4. За один ход ребенок может взять только одну картинку.

Кто живет в нашей семье? Хорошо. А теперь давайте вспомним, какие обязанности у каждого члена семьи.  Найди соответствующие картинки. Например, папа водит машину. А что делает мама? (дети находят соответствующие картинки).

http://tmndetsady.ru/upload/news/2018/01/orig_cf8579ac80b3aa66a1f8b0996b3c6017.jpg 

Выбор картинки сопровождается объяснением, почему именно этот член семьи должен выполнять те или иные обязанности.

Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу. Напомнить детям, почему мы должны помогать взрослым в работе по дому. (Родители устают на работе, дети должны помогать им).

http://tmndetsady.ru/upload/news/2018/01/orig_7c9796aa6ad0dda23cc5f1e944cd9a17.jpg

Речевые задачи:

1. Отбирать картины только на определенный звук.

2. Отбирать картинки с определенным количеством слогов.

3. Подбирать к предметам действия веником - подметают, куклой - играют, ножом - режут.

4. Составить рассказ о том, какие обязанности в семье выполняет: папа, мама, дедушка, бабушка, дети.

5. Составить предложение с названием определенного предмета.

6. Описать предмет, используя загадку.

РЕЧЕВАЯ ИГРА «ЛАСКОВОЕ СЛОВО»

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. 

Материал: мяч.

Взрослый бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.

РЕЧЕВАЯ ИГРА «КЛУБОЧЕК ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ»

Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи «волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность. 

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

РЕЧЕВАЯ ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.

Ход игры:

Помочь маме - хорошо. Почему?

 Ругаться с братом - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья»

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи«кто это?». Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ребенку рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья(вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию...

« Семья-основа нравственного воспитания»

Формирование семейных  ценностей у детей подготовительной к школе группе  посредством драматизации татарской народной сказки "Три дочери"...

Семья - основа нравственного воспитания дошкольников

Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...

Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»

Семинар для педагогов»«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»...

Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"

Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"...

Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников

Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников...