Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)

Киселёва Надежда Васильевна

Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для речевого развития детей

старшего возраста

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский).

Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем.

Игра: «Чьё все это?»

 Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже..

 Педагог показывает детям картинку с изображением животного и задает вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи. 31 Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

Игра «Волшебная палочка»

Цель игры: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Педагог сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Разговор животных»

Цель игры: Расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание

 «Скажи ласково»

Цель игры: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

. Педагог, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка -белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.

«Кто кем будет?»

Цель игры: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря существительных.

. Педагог, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

"Закончи предложение"

Цель игры: употребление сложноподчинённых предложений

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) 

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) 

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) 

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) 

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) 

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) 

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) 

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) 

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) 

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Хвастунишки"

Цель игры: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

"Давай, играть в «хвастунишки». Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов." 

Взрослый: "У меня один апельсин". 

Ребёнок: "А у меня много апельсинов".

Взрослый: "У меня только одно яблоко". 

Ребёнок: "А у меня много яблок". 

Взрослый: "У меня одна машинка".

Ребёнок: "А у меня много машинок".

Желательно в эту игру включать слова в которых ребёнок допускает ошибки, например: карандаш, ухо, дом…

 

"Чьи покупки?"

Цель игры: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории."

Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы

 

"Угадай-ка"

Цель игры: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот." Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных. 

После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные

 

"Назови ласково"

Цель игры: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Угадай предмет»

Цель игры: развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

"Скажи наоборот"

Цель игры: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ- ВРАГ

ДЕНЬ - НОЧЬ

ЖАРА - ХОЛОД

ЗЛО - ДОБРО

МОЖНО - НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО - ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ПРАВДА - ЛОЖЬ

ХОРОШО - ПЛОХО

ТЯЖЕЛО - ЛЕГКО

ВЫСОКО - НИЗКО

ГОВОРИТЬ - МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ - ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ - ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ - ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ - ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ - ТУШИТЬ

РАДОСТЬ -  ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику""

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорож...

Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста...